20 октября по всей России, в том числе в Омске, начинает действовать новый свод правил для ГИБДД, по которому инспекторам запретят грубить автолюбителям, — НГС.ОМСК выяснил, как это повлияет на водителей
20 октября в России, в том числе в Омске, вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Ранее НГС.ОМСК рассказывал о нескольких нововведениях — так, по новым правилам сотрудникам ДПС нельзя проявлять пренебрежение и обвинять водителей без оснований. НГС.ОМСК решил разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео, и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.
Пост закончен
«В чем причина остановки?» — любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.
Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может.
Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты. Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента. В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.
«Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента», — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.
Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые.
Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.
«К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента. Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора — в том числе и Указом Президента РФ № 711, законом "О полиции" и т.д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута», — объясняет автоюрист Лев Воропаев.
Тайные знаки
А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автофиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.
«С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги», — комментирует Юрий Панченко. «С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями», — продолжает эксперт.
По его мнению, такое изменение может повлечь за собой «нехорошую» практику, потому что «временные знаки часто неуловимы, как счастье». Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, а может и вовсе быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо в таком случае водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.
«При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично», — считает Лев Воропаев.
Как снять инспектора
Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать на видео инспектора ГИБДД. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен — сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.
Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:
«СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста — чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации...". Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления.
Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно».
Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций: «Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.
О «коммерческих» камерах
Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве». В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.
Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года. Ранее НГС.ОМСК рассказывал о переносных треногах и конфликтах, связанных с ними: так, недавно омич пожаловался в полицию на казака, показавшего ему неприличный жест после того, как водитель припарковался и загородил автомобилем радар.
Лучший способ для развода
«Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения. В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода:
останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются.
А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно"», — говорит Юрий Панченко.
Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.
«Но инспекторы могут "на дурачка" попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения. Если такое произойдет, не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией», — подытоживает Юрий Панченко.
Медосвидетельствование с доставкой
Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.
Надо ли зубрить регламент
Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:
«По большому счету, это внутренний документ инспекции и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя
(уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет.
Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей».
Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть: «Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да еще и со ссылками на них.
При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил,
но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы», — подытоживает он.
Фото Ивана Рейзвих (1, 2, 4-7, 9, 10, 12), Ирины Акишевой (3, 11), Олега Малиновского (8)
Инфографика Полины Авдошиной
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте» и узнавайте о самых интересных событиях первыми.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.