Как же надоели однообразные вещи на прилавках магазинов. Хочется чего-то уникального, яркого, чтобы все подходили и спрашивали, откуда такая вещь. Листая ленту, мы наткнулись на необычные сумки ручной работы из валяной шерсти. Зеленые, желтые, красные, с цветами, бисером, рябиной, птицами. Автор этой красоты — Наталья Кнутарева. К ней отправились корреспонденты NGS55.RU Ирина Чернышева и Евгений Софийчук.
Валять, но не шить
Небольшое, но светлое помещение в пятиэтажке на улице Малунцева. Это и мастерская, и галерея, и место для мастер-классов по живописи. На одной стене — живопись, на другой — ровными рядами сумки из валяной шерсти. Глаза разбегаются. На фотографиях изделия выглядят совсем по-другому, не так объемно и не так роскошно.
— А как вам пришло в голову делать сумки?
— Не поверите, нужна была сумка, денег не было, вот и всё, — смеется Наталья Кнутарева.
Мастер родилась в Называевске, а работать начала в Тюкалинске — в местной школе учителем ИЗО и в районном филиале педучилища. Но училище закрывали. 20-летняя Наталья решила махнуть в Омск. В это время в городе гастролировал рязанский театр, который искал сотрудников. Наша героиня прошла собеседование и начала кататься по стране.
— Театр не государственный, это частная компания, но огромная, с шикарным представлением. У нас были фейерверки, водопады, фонтаны, чего только не было. Я работала со школами, и моя задача была — заинтересовать детей. Два года я моталась по командировкам, потом еще два года набирала и обучала сотрудников. Это очень тяжело. Уже настолько хотелось спать в своей постели.
Наталья вернулась в Омск и пошла работать в школу учителем ИЗО. У нее уже почти 20 лет педагогического стажа. Хотя недавно ИЗО заменила компьютерная графика.
Утром — уроки, вечером — рисовать, валять, но не шить. Шить Наталья не любит, и поэтому, когда пришла идея сделать аксессуар, выбор пал на технику валяния. Начала омичка с брошек, потренировалась и перешла к сумкам. Это было 17 лет назад. Теории Наталья училась в интернете. Первые сумки дарила подругам.
Сейчас мастер владеет различными техниками. На одном изделии она делает узор иголочкой, на другом помещает объемный декор, на третьем вышивает рисунок, на четвертом выкладывает бисерные вензеля. Наталья рассказывает, что наслаждается именно мелкой работой.
— У меня многие сумки расшиты природными камнями. Гематит, тигровый глаз, природный гранат, жемчуг, агат, халцедон, агат, яшма. Была сумка с полудрагоценными камнями, но ее купили на ярмарке в Москве.
— Я смотрю, у вас есть совсем лаконичные сумки.
— Да, потому что спрос разный. Не все любят пристальное внимание к себе, поэтому хотят что-то интересное, но чтобы было как офисный вариант. И не все могут себе позволить ходить с яркой сумкой. Я вот могу в любом пуховике идти, но сумка должна быть яркая.
В доказательство Наталья показывает сумку, с которой она сегодня пришла в мастерскую. Говорит, что сумка уже старенькая, а дома лежит еще несколько. Почти каждую работу мастер хочет оставить себе, но подруга «тормозит», мол хватит пополнять гардероб.
— Она мне говорит: «Да у тебя уже есть с рябиной». А я ей: «Но это же другая рябина!». У меня за эти годы нет ни одной одинаковой сумки.
Делать одинаковые аксессуары Наталья отказывается. Если просят повторить сумку, то предлагает сделать по мотивам. Еще одна фишка — двусторонние сумки. На одном «фасаде» рябина, на другом — лаконичные тона.
Вдохновения у Натальи — весь мир. Увидит листик, берет за заметку. Доделывает одну сумку, и в голове уже есть идея на другую. Эскизов не рисует, а наброски не делает, сразу наносит узор на изделие. Если сумка однотонная, то предлагает купить дополнительно съемные объемные броши — украсить вещь по настроению.
На сумочку уходит минимум неделя. Зависит от того, сколько деталей и какой узор. Если надо расшивать бисером — то недели три. По словам мастера, ее сумки не боятся непогоды. Если снегопад или дождь, достаточно просто смахнуть с аксессуара капли воды.
— А вы делите как-то на зимние, осенние, весенние?
— Вот одна и та же сумка, одни говорят: «Ой, какая зимняя красивая», а другие: «Ой, какие весенние сумочки».
Обращают внимание мужчины
— Я могу работать с любой шерстью. У меня есть вообще не обработанная, не мытая, не чесаная, скажем так. Вот на тапочки ее пускаю. Вообще для разных изделий — разная шерсть. Для головных уборов, варежек — более тонкая, мягкая, для шарфов другая, на тапочках более грубая, но она и более теплая.
На сумках и брошах Наталья не останавливается. А то было бы скучно. На столе у нее лежат десятки пар крохотных валенок. Это шептуны. В один нужно положить монетку, в другой — крупу, например, рис. В валенки нужно нашептать свои желания и повесить в машину или в квартире у входа. Эти маленькие подарочки заказала одна организация для своих иностранных партнеров. Еще в мастерской лежат симпатичные клатчи на цепочках, украшения.
Вообще большинство покупок и заказов не из Омска. Мастер сетует, что в нашем городе только начинают пробовать носить яркие вещи. А пока ее изделия разлетаются по всей стране — Владивосток, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва. Есть покупатели и за рубежом. А, например, на Севере у Натальи есть постоянная заказчица — она «выписывает» сумки, аксессуары, картины на подарки знакомым.
До своей мастерской Наталья «доросла» пару лет назад. Здесь удобно показывать новые изделия и проводить мастер-классы по живописи. Мастер — пейзажист, и предпочитает масло. Но чаще учит рисовать акрилом.
На улице на ее изделия, конечно, обращают внимание. Но, как ни удивительно, мужчины. Кто-то просто любуется, а кто-то сразу загадывает подарок для любимой женщины. Наталья признается, что за 17 лет запал не пропал, ведь изделия не повторяются и работать всегда интересно.
Ранее мы писали про омичку Екатерину Процкую, которая скрестила валенки с кроссовками. Посмотрите, что у нее получилось.