Как известно, первые десятилетия прошлого века были ознаменованы не самыми приятыми событиями в мире. В военное время девушкам становится трудно следить за своим внешним видом и особенно за сложными прическами, которые еще встречались в 1910-е. Тем не менее мода продолжает меняться, она подстраивается под повестку дня и диктует новые тренды. Короткие стрижки невозможно обойти стороной, практически все девушки отрезают себе волосы. И не просто отрезают, а делают это со вкусом. Вместе с экспертом в индустрии красоты Ириной Светличной NGS55.RU разберет прически, вызвавшие ажиотаж в 1920-е годы.
Почему вдруг после длинных волос резко появляются короткие стрижки? В первую очередь сильнейшее влияние на женские прически оказала Первая мировая война. Причиной стало участие в военных действиях не только мужчин, но и женщин, которые чаще всего выступали в качестве сестер милосердия. Эти тяжелые условия совсем не давали им возможности ухаживать за волосами. Поэтому девушки нашли самое выгодное решение — короткая стрижка. Локоны срезали ровно по шее или немного закругляли угол каре. Длина могла быть различной: совсем короткой (до шеи) или слегка удлиненной (до плеч). Несмотря на то что тенденция к обрезанным волосам начала развиваться именно на фронте, она постепенно распространилась и среди женщин в тылу. Новый тренд также подхватили и киноактрисы, которые очень ярко демонстрировали свои образы в фильмах.
Короткие, но самые разные
Образцами подражания для создания модных причесок становятся актрисы и актеры кинематографа и театра. На них ориентировались, они считались эталоном красоты.
— Из мужчин можно вспомнить Рудольфа Валентино, Кларка Гейбла, Дугласа Фэрбенкса. А среди женщин — Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Мэри Пикфорд. Пика популярности они достигли в 30-е годы, но на экранах начали появляться уже в 20-е. Их можно причислить к идеалам красоты, они вызывали восторженное поклонение, — рассказывает Ирина Светличная.
Модельеры в своих салонах активно пропагандировали фотографии знаменитостей, и клиенты стремились хоть к какому-то подобию причесок своих кумиров. Можно заметить, что мужские образы не отличались большими изменениями. Ушел весь лоск, пропали сильные отвороты, которые мужчины делали с помощью брильянтина еще в 1910-х годах. Прически стали проще — короткие и гладко зачесанные на боковой либо прямой пробор.
Благодаря короткой стрижке женская голова начинает напоминать мальчишескую. Прически так и назывались — «под мальчика». Если волосы были уложены прямо либо с небольшими волнами, то это прическа «а-ля гарсон» (с фр. яз. «под мальчика»). На представленной ниже фотографии у женщины, сидящей на лавочке, как раз можно увидеть такую вариацию укладки. Если же прическа была исполнена на фактурных волосах, то она носила название «бубикопф». У молодой девушки, стоящей позади, волосы уложены по типу «бубикопф» с хаотичным объемом.
— Обязательное условие этой укладки — волны, которых модницы добивались в домашних условиях с помощью папильоток. Небольшие жгуты из ткани или бумаги сворачивали в трубочки и крутили на них волосы. Получались мелкие кудряшки, которые потом укладывалась волнами, — рассказывает Ирина Светличная. — Становится ясно, что короткие стрижки продиктовали новый силуэт в прическах. Из ряда новшеств: появляются прямые челки до бровей, становится популярен боковой пробор — не прямой, а по диагонали.
Приглядитесь: на фотографии ниже сидят три девушки в окружении своих однокурсников. Во втором ряду у двух девушек прически «бубикопф» — волосы подстрижены до уровня скул и волнообразно уложены на боковой пробор. У девушки, которая сидит выше, волосы прямые, подстрижены по прямой линии и тоже уложены на боковой пробор — это прическа «гарсон».
У мужчин мы видим достаточно простые короткие стрижки без обработки брильянтином. Они естественно уложены на прямой пробор либо просто без пробора назад или набок. Их прически уже приближаются к более понятной нам форме.
Прически специально для танцев
В 1920-е годы появляется много популярных танцев — фокстрот, полька, танго. Распространяется увлечение танцами, и это тоже становится поводом для появления новых причесок. Эстрадные танцовщицы носили гладко зачесанные волосы, которые доходили до середины щек, лоб закрывала длинная прямая челка. Появлялась как бы линия каре, но она поднималась выше щек. Все это заливали брильянтином, чтобы локоны не падали на глаза и ничего не отвлекало от танца. И конечно же, чтобы эти изящные прически выглядели по-новому — иначе, чем у простых модниц. Укладки назывались по танцу, для которого их делали. Для прически «фокстрот» волосы подстригались до угла челюсти и укладывались на боковой, волнообразно уложенный пробор. «Полька» отличалась от «фокстрота» пробором — та же самая укладка, только пробор посередине, а с двух сторон симметрично расходятся волны. Отличительной чертой «танго» была очень короткая длина — затылок как будто сострижен и даже открывался вид на ухо.
На фотографии 1928 года мы видим ансамбль московского военного округа. По прическе одной из девушек можно догадаться, что она — танцовщица.
— У девушки, сидящей по центру, более четко уложенные пряди волос на боковой пробор, значит, эту прическу можно отнести к типу «фокстрот». А у девушек сверху более простое решение прически — «а-ля гарсон» либо «бубикопф» с текстурой. Также мы видим девушку в шляпке — это очень популярный аксессуар в это время, — комментирует Ирина Светличная.
Стрижка как символ свободы
Для современников появление коротких женских стрижек стало настоящим потрясением. Известный французский кинорежиссер Жан Ренуар вспоминал, как сильно удивился, впервые увидев актрису Веру Сержин с новой стрижкой. Он отмечал, что девушки словно освободились от символа своей зависимости и сделались равней мужчинам. Девушки стали заниматься делами, ранее считавшимися только мужскими. Отстриженные локоны стали своеобразным заявлением: теперь мы равны.
Прическу «гарсон» можно увидеть у спутницы Владимира Маяковского на фотографии, датированной 1925 годом. У нее вариация стрижки выполнена с небольшим закруглением.
— На этой фотографии представлен более простой народ. У девушек нет никакой химической завивки, они подстрижены в простой вариации прически «гарсон». Можно заметить, что это общая тенденция, ее соблюдают все слои общества. Стрижки — новая форма причесок, они были для женщин символом свободы, независимости, эмансипации. И поэтому они так быстро распространились, — рассуждает Ирина Светличная о снимке, сделанном в Омске.
Длинные волосы не порок
Несмотря на нарастающую популярность, мода на короткие стрижки не означала полного отказа от причесок из длинных волос. Носили также прически из гладких волос на прямой ряд, которые сзади завязывали узлом либо закалывали в пучок, подражая балету Дягилева, как в 1910-х годах.
На фотографии 1928 года у женщины слева — «бубикопф», волосы подстрижены по прямой линии и имеют волнообразную текстуру — скорее всего, они были накручены на папильотки. У женщины, сидящей справа, прямой пробор, волосы гладко уложены и, вопреки моде, собраны сзади в пучок. По бокам она оставила коротко подстриженные пряди и сделала из них кудряшки для имитации популярной формы короткой стрижки.