Мягкие, воздушные формы, трепетное отношение к деталям и к каждой отдельной прядке. Несмотря на всё разнообразие современных парикмахерских приемов, прически 10-х годов выглядят для нас весьма необычно. Сейчас на улице не встретишь даже намека на прежние стандарты идеальной укладки. Распущенные волосы — это совсем не про начало 20-го века. Российские модницы стремились сделать на голове настоящее произведение искусства, не жалея на это времени и сил. Предлагаем вам вместе с NGS55.RU прогуляться по винтажным фотографиям с сайта pastvu.com и увидеть, какие же прически того времени назывались одновременно модными и практичными. Разобраться с трендами 1910-х годов нам помогла Ирина Светличная, кандидат культурологии и эксперт в индустрии красоты.
Отголоски прошлого и новый комфорт
Разницу между прическами 19-го и начала 20-го века определить легко, хоть в них и прослеживается много общих черт. Если раньше модницы предпочитали максимально возвышать свои волосы, делать укладки более объемными и сложными, то к 1910-м годам всё меняется. Всему виной, кто бы мог подумать, технический прогресс — его ощущают все. Наука идет вперед, вместе с тем развивается и массовое производство, куда начинают привлекать женщин и детей. Поэтому все женские образы и прически заметно уменьшаются и пытаются приблизиться к мужским, более универсальным. Они тянутся к упрощению и, что самое главное, к удобству. Конечно, в начале века укладки еще не простые — они пока сохраняют свою сложную структуру, оглядываясь на тренды прошлых лет. Тем не менее объем причесок уменьшается, и детали, которыми могли похвастаться девушки всего пару десятилетий назад, становятся не такими явными.
Помимо эмансипации, на моду также повлияли и культурные особенности.
— В конце 19-го века зарождается стиль модерн. Сначала он проявляется в искусстве, архитектуре, потом переходит в интерьер и уже затем постепенно отражается во внешнем образе человека. Самые характерные его черты — обтекаемые, плавные линии. Со временем это начинает проявляться и в прическах — мягкие формы, отсутствие сильных контрастов. Большое влияние на модниц 1910-х годов также имели русские сезоны в Париже и Лондоне, — отмечает Ирина Светличная. — Это были гастрольные выступления балетной труппы под руководством Дягилева. Они пробудили интерес к древнерусской культуре — к ее быту, славянским и восточным мотивам. Всё это и вдохновило создать новые направления в костюме и прическе.
Отвороты в виде крыльев
Фотография выше сделана 28 июля 1912 года у входа в Народный дом императора Николая II. В этот день в Санкт-Петербурге встречали французского президента Раймона Пуанкаре. Мероприятие очень важное, каждому захочется выглядеть подобающе. В глаза бросаются не только одинаковые женские наряды — практически все девушки сделали себе вариации одной прически. Это ли не показатель тренда?
В то время никто не задавался популярным вопросом: «Оставить длину или сделать каре?», ведь в подобную конструкцию могли сложиться только волосы ниже плеч.
— Мы можем наблюдать, что практически все прически, процентов 90, делались из длинных волос. И они на тот момент всё еще замысловато укладывались. Что имелось в виду «замысловато»? Значит, было несколько креплений для того, чтобы сделать форму, — комментирует Ирина Светличная.
Название представленной прически звучит так же нетривиально, как она выглядит: «крыло орленка». Связано это с тем, что объем волос закручивается от лица в виде крыльев и плавно уходит вниз, на затылок. Эти прически идут на прямой или боковой пробор, а объем возникает по бокам — обязательно у висков, не ниже!
Имитация форм и фактурность
Прически с этой фотографии, датированной 1911 годом, пытались имитировать форму шлема или колокола и, соответственно, имели созвучные названия. Они также делались на прямой или, чаще всего, боковой пробор. Такую укладку можно распознать по объему: наверху его совсем нет. Небольшими отворотами он смещается вниз и появляется ближе к щекам, в отличие от «крыла орленка», где весь объем уходит в виски.
Все укладки того времени всегда создавались на фактурных волосах и никогда — на гладких. Это могли быть хаотичные волны или естественные крупные кудри. В то время девушкам, имевшим от природы роскошные кудрявые волосы, везло больше всех.
— Обязательное условие для создания модных причесок — наличие хоть какой-то фактуры. Важным изобретением в начале 20-го века становится долгосрочная химическая завивка. Она быстро набирает популярность. Конечно же, не все сразу имели к ней доступ — всё развивалось постепенно. Но модницы не отчаивались — пытались добиться этого эффекта подручными средствами. Допустим, могли на ночь заплетать много косичек, либо накручивать волосы на тряпочки, чтобы появлялась мелкая фактура, и из нее уже укладывали какую-то форму. Если же девушка все-таки пользовалась химзавивкой, то у нее, скорее всего, были не длинные волосы, а подстриженные, более короткие, — отмечает Ирина Светличная.
Меньше объема и больше удобства
Во многих привычных для 1910-х годов прическах можно увидеть имитацию тюрбана — по бокам объема нет, а наверху он возникает. На фотографии, сделанной в 1917 году, хорошо видна попытка девушки как можно выше собрать волосы. Возвышение получилось достаточно небольшим, но оно всё же есть.
— Самое главное отличие причесок того времени — волнообразная текстура и создание разных форм в виде шлемов, колоколов, крыльев. Всё это создавало легкость, и прически долго держались, то есть они позволяли долго сохранять форму. Они были удобные, волосы не падали на лицо, не мешали выполнять какую-либо работу. Ведь постепенно наступала эмансипация, девушки пытались проникнуть во многие мужские профессии. Поэтому была необходимость в организации этого удобства, — рассказывает Ирина Светличная.
Достаточно популярными также были и прически с меньшим объемом, чем демонстрировалось на предыдущих снимках. Эта фотография из семейного альбома Романовых датируется примерно 1913–1914 годом. У двух старших дочерей Николая II прически сложились из имитации фактурности волос — небольшие волны — и плавной трапециевидной формы. Такие укладки называли «конусом». Небольшой объем наверху, и в виде трапеции он расходится вниз в виде волн. Вариации этой прически делались как с пробором, так и без него. Можно снова заметить, что волосы у девушек не гладкие и прилегают к голове не туго — это было против моды тех лет.
Пригладим и зальем брильянтином
Вы не подумайте, про мужчин мы тоже не забыли. 1910-е годы в мире мужской моды ознаменованы короткими стрижками с различными проборами — боковым либо прямым. На фотографии, сделанной примерно в 1910 году, стоит художник Мстислав Добужинский вместе со своей матерью и сыновьями. Для него, как для человека творческого, эта прическа может считаться простой — есть куда более интересная вариация ее укладки.
— Эта прическа называлась «а-ля Капуль», она поддерживалась очень долгое время — сохранилась еще с 19-го века, — рассказывает Ирина Светличная. — Мужчины могли укладывать ее просто, а могли у лица делать небольшие отвороты, как у женщин, в виде крыльев. Но если у женщин отвороты были объемные, то у мужчин они были совсем небольшие. Также в то время начинают активно использовать новое достижение, появившееся в средствах парикмахерского искусства — брильянтин (он же бриолин, средство для укладки волос. — Прим. ред.). У мужчин, в отличие от женщин, все прически отличались приглаженностью и аккуратностью.
Часто в дополнение к своему образу мужчины использовали бороду и усы. На фотографии 1914 года можно найти самые разные вариации этих мужских «аксессуаров».
— Популярностью очень пользовалась борода в виде эспаньолки — треугольной формы. Но некоторые продолжали носить большую окладистую бороду. Концы усов закручивали в виде кольца или выпрямляли в виде стрелки — это было очень актуально. В скором времени появляется мода и на гладковыбритое лицо — она пришла из Америки, — поясняет Ирина Светличная.
Кстати, если вам интересно узнать, что носили омские модники и модницы в прошлом веке, то у нас есть целый цикл статей, посвященных разбору популярных нарядов советских граждан в 60, 70 и 80-е.