Безумные начесы, яркий макияж, объемные плечи, Modern Talking и перестройка — всё это восьмидесятые. Мы снова перебираем старые советские фотографии, чтобы окунуться в моду прошлого. На этот раз машина времени умчит нас на 40 лет назад. Вместе с историком и аналитиком моды Еленой Полукошко мы прогуляемся по улицам этой эпохи и изучим наряды, ну или, как сейчас бы сказали, луки горожан и вспомним самые популярные тренды восьмидесятых. Предлагаем вам немного поностальгировать (или вздрогнуть), вспоминая моду того времени.
— Восьмидесятые — это откровенные и дерзкие силуэты. Это яркий макияж, огромные начесы, безумные неоновые оттенки. Мода того времени характеризуется буйством красок, контрастными, агрессивными сочетаниями, силуэтом «перевернутый треугольник». Символы эпохи — Майкл Джексон, леди Диана, Майкл Джордан. Фотографии, которые представлены в нашем обзоре, сложно назвать стопроцентным воплощением моды восьмидесятых. И это понятно: до СССР мода всегда доходила немного позже, чем до мировых столиц. Естественно, это было, прежде всего, обусловлено политической ситуацией: «железным занавесом» и скудностью информации о мировых трендах. Тем не менее и среди советских людей были отъявленные модники, которые следили за трендами, — говорит Елена Полукошко.
«Железная леди»
Начнем со снимка, который был сделан в 1980 году. На нем — выпускницы школы № 77 — нарядные юные девушки в платьях разных оттенков. Примечательно, что все они надели платье с воротниками под горло — о глубоких декольте или коктейльных платьях речи пока не идет. Наряды в ту пору девушки шили сами либо прибегали к помощи сотрудников ателье. Лишь единицам удавалось раздобыть платья импортного производства, чтобы стать настоящей королевой бала.
— На этой фотографии наиболее выразительно выглядит девушка в желтом ансамбле с юбкой. Восьмидесятые — это расцвет стиля power dressing (стиль, ставший популярным на Западе в связи с экономическим бумом и появлением всё большего количества женщин на руководящих постах. Ему характерен широкоплечий маскулинный силуэт. — Прим. ред.). Женщины только начинают занимать руководящие позиции, и в моду входит силуэт, имитирующий формы мужских жакетов. Яркой представительницей этого стиля в восьмидесятых была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Она носила яркие наряды с широким плечевым поясом. Иногда это были цветочные принты, а зачастую — геометричные. И на этом снимке мы можем отметить отголоски этого стиля. В нарядах такого стиля обязательно присутствовали детали, имитирующие мужской костюм: подплечники, лацканы. Если это было платье, то с двубортным запа́хом, — отмечает историк и аналитик моды.
Как в кино
В 1980 году на широкие экраны вышел фильм «Москва слезам не верит». Несмотря на то, что события первой части картины относятся к концу пятидесятых годов, некоторые модницы взяли на заметку детали образа главных героинь фильма — например, стали надевать летнюю обувь на белые носки. Во второй серии фильма повзрослевшая героиня Веры Алентовой становится воплощением всё того же power dressing — она носит костюм-тройку из твида и строгое черное пальто. Именно такой образ женщины — успешной и независимой — выходит на первый план в восьмидесятых.
— На этом снимке мы видим женщину, которая надела босоножки на белые носочки. Это явление, скорее всего, пришло в моду из кино. Художник по костюмам Жанна Мелконян использовала этот прием на съемках фильма «Москва слезам не верит», чтобы обувь не натирала актрисам ноги. Дело в том, что на складах «Мосфильма» действительно были босоножки 50–60-х годов, но они слишком огрубели от времени. Актрисы вспоминают, что ходить в них было невозможно. Поэтому Мелконян решила эту проблему весьма эстетичным способом. А после того как картина получила «Оскар», зарубежные газеты с восхищением начали писать о том, что русские надели на актрис босоножки с белыми носками. Тренд с экрана кинематографа пошел в народ, — поясняет Елена Полукошко.
Куртка за две зарплаты
На черно-белом снимке позирует мужчина в культовой куртке-аляске, которая когда-то была пределом мечтаний советской молодежи. Стоила такая куртка недешево.
— Куртка-аляска была чрезвычайно популярна в СССР в восьмидесятые годы, хотя шить их начали еще в пятидесятых, а в семидесятые годы такие куртки носили американцы и англичане (правда, там их называли анорак или парка). Данные о том, кто придумал аляску, расходятся: по одной версии, это куртка американских летчиков, по другой — ее изобрели японцы. Фасон куртки подражает одежде северных народов. Ее использовали не только военные, но и северные рыбаки: предполагалось, что она предназначена для неблагоприятных погодных условий. Отсюда и пошло название. Изначально куртки-аляски были демисезонными. Их шили из грубой ткани. В Советском Союзе носили аляски марок Jako и Chori, пошитые в Японии. Приобрести настоящую американскую аляску фирмы Alpha и Avirex было крайне сложно. Стоимость аляски на барахолке могла доходить до 200 рублей — по тем временам это полторы-две средние зарплаты. Куртка мужчины, который позирует на фотографии, выглядит изрядно потрепанной. И, судя по растаявшему снегу, это его единственная куртка, — считает Елена Полукошко.
Шапка-«петушок»
Еще одним важным событием 1980 года стали летние Олимпийские игры, которые прошли в Москве. Олимпиада очень сильно повлияла на моду того времени: советские люди с удовольствием носили футболки, значки и сумки с олимпийской символикой, кеды и кроссовки, которые выпускал Московский экспериментальный комбинат спортивных изделий «Спорт». Наряду с летней спортивной одеждой в моду вошла и зимняя: молодые люди щеголяли в шапках, которые в народе прозвали «петушками». После зимних Олимпийских игр сначала в Сараево в 1984 году, а затем в Канаде в 1988 году этот тренд оценили во всём мире. На снимке, который сделан в 1986–1987 году, именно в таких шапках позируют студенты Политехнического института.
— Эта типичная для восьмидесятых шапка изначально использовалась спортсменами: биатлонистами и лыжниками. Их начали шить еще в восьмидесятых к крупным спортивным соревнованиям для участников советских сборных, а в следующем десятилетии «петушки» пошли в массы. Такая модель шапок характерна остроконечными краями, которые напоминают петушиный гребешок. Иногда такую шапку украшали кисточкой или помпоном. «Петушки» были очень популярны в СССР — культ спорта и подражание кумирам-спортсменам сыграли определяющую роль. После зимних Олимпийских игр в Канаде 1988 года «петушки» стали носить и в других странах, — рассказывает историк моды.
«Как Мадонна»
Фотография четырех омичек, которые сидят на лавочке на Театральной площади, была сделана в 1987 году. Через год на экраны выйдет фильм «Маленькая Вера» в котором героиня Натальи Негоды носит крупную бижутерию из пластмассы и сочетает ультракороткую юбку со спортивной футболкой. Именно так одевались юные девушки в перестроечную эпоху.
— Одна из этих девушек явно следит за модой — на ней массивные очки, свободная футболка, подхваченная поясом, очень крупные, привлекающие внимание бусы. Жаль, что фотография черно-белая, но я предполагаю, что эта девушка была одета ярче всех остальных, по моде этого времени. Другие девушки одеты менее актуально. Подозреваю, что именно эта барышня в бусах была той самой подругой, у которой все остальные девушки подсматривали последние тренды: этаким инфлюэнсером, как сейчас принято говорить. Рядом с ней мы видим девушку в пиджаке мужского кроя, так что не думайте, что оверсайз пришел к нам совсем недавно — 40 лет назад его тоже носили. Еще одна девушка на том снимке — та, что сидит справа на скамейке, — сделала модный высокий хвост. Высокие прически на пике популярности. Как раз в это время на поп-арену выходит Мадонна. Вспомните ее огромный начес с кудрями в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» 1985 года. Эта тенденция нашла отражение и в советском стиле, — поясняет Елена Полукошко.
Та самая дутая куртка
Еще один тренд второй половины десятилетия — так называемые дутики. В моду вошли словно накачанные воздухом стеганые сапоги и куртки, которые шились из капрона. Забегая вперед, скажем, что эта мода вернется еще не раз.
— А здесь можно увидеть смешение стилей. Девушка в шляпке одета в пальто стиля power dressing. Выглядит она достаточно претенциозно, с намеком на некую европейскость, однако я бы обратила внимание на девушку слева, которая словно проходит мимо. На ней дутая куртка, отсылающая к стилю диско. Ее короткая стрижка тоже очень актуальна для того времени — это популярный в восьмидесятых дерзкий образ «девчонки из соседнего двора». Жаль, что мы не видим нижней части ее наряда: вполне возможно, на ней супермодные джинсы-варенки. Тогда многие варили их самостоятельно в кипящей кастрюле с хлоркой, — отмечает Елена Полукошко.
Пиджак, как с мужского плеча
На цветной фотографии, которая была сделана на улице Ленина в 1989 году, сложно не заметить модницу в пиджаке «канареечного» цвета.
— На этом снимке, разумеется, выделяется девушка в объемном желтом пиджаке с контрастными черными лацканами. Я хочу подчеркнуть, что это пиджак с силуэтом мужского кроя, а не приталенная версия женского жакета. Это очень популярная для восьмидесятых версия. Рядом с ней идет мужчина в свитере, очень похожем на легендарный свитер «Бойз», но я могу ошибаться, поскольку они, скорее всего, появились уже в девяностых и заполнили все барахолки. Очевидно, что это конец восьмидесятых — переходный рубеж между двумя десятилетиями. Впереди — лихие девяностые.