
Петру Шилигину 35 лет. Он является верующим с детства
Многие думают, что сегодня настоящего старовера можно встретить лишь в дикой сибирской тайге. Однако на самом деле они живут рядом с нами, ходят в те же, что и все, магазины, ездят на машинах и даже общаются в социальных сетях. Они и от обычных людей ничем не отличаются: бороды до земли и лаптей не носят.
Чтобы познакомиться с жизнью современных староверов, корреспонденты NGS55.RU Анастасия Чеснокова и Евгений Софийчук отправились в храм святителя Николы Чудотворца. Как в наши дни крестятся последователи этой религии, на что накладывают табу, как относятся к абортам, тату, а также соцсетям и телевизорам, рассказывает иерей Петр Шилигин.
Кто такие староверы?
Храм святителя Чудотворца в Омске заметишь не сразу, хоть и находится он в центре города, за остановкой «Дом туриста». Там, где Газетный переулок пересекается с улицей Щетинкина. Здание № 10 представляет собой коричневое деревянное сооружение с резными наличниками и звонницей. Там два этажа, несколько входов, рядом есть парковка.

Здание было построено в 90-х годах
Нас встречает иерей Петр Шилигин. Вместе входим в церковь. Справа — лестница на второй этаж и колокольню, налево — вход в помещение, где проходят службы. Встречает прихожан иконостас, который состоит из упорядоченно размещенных икон. Рядом — большой крест, отличавшийся формой, на полочках расположены часовники, канонники и свечи.

Так выглядит алтарная часть храма

Колокольня находится на втором этаже
Иерею Петру 35 лет. Он хорошо знает историю и имеет высшее химическое образование. Его путь в роли священнослужителя простой: молились деды и родители. Первые месяцы, говорит, было непонятно, а потом сердце прикипело. В 17–20 лет Петр решил переосмыслить жизнь. Именно тогда и появилось понимание, куда двигаться дальше:
«Потом сердце прилипло. Был период, когда хотелось переосмыслить жизнь, — 17–20 лет. Потом появилось понимание, что что-то дали деды. То, что не хочется терять. Живешь, получил образование, работу, а что дальше? Этот вопрос у меня встал в 20 лет. Понял, что смысл дали. Что сохранили наши предки, староверы, это и было то, что душа желала».

Иерей Петр окончил химический факультет ОмГУ имени Ф. М. Достоевского
Отличить старовера от православных христиан просто. У них строгие требования к внешнему виду и одежде. Мужчина носит рубашку с длинными рукавами, свободные штаны, не сбривают бороду и не имеет длинных волос. Обязательным элементом является пояс. Женщины ходят с покрытой головой, не стригут косы, верхняя одежда покрывает нижнюю:
«В современности не так, но все-таки стараемся носить благообразную одежду, чтобы никакого не соблазнять. Мужчина носит бороду, женщина — головной убор. Такая одежда снова в моде. Молодежь, детишки в футболках бегают, когда подрастают, за ум берутся. Если человек жил в удалении, может быть, там и есть какое-то отличие. А в городах нет, в этом избытке всё теряется внешне».

Тот самый пояс, который должен носить каждый старовер. Его можно приобрести в храме за 800 рублей
Для староверов принципиально креститься двумя пальцами, а не тремя. Это выражение того, что они верят в двуединую природу бога — Иисуса Христа и человека. Кроме этого, не молятся перед печатными иконами: они должны быть сделаны человеческой рукой. Отличаются и кресты. Они имеют верхнюю и нижнюю перекладину, причем последняя скошена.
«Крест трехсоставный: вертикальная перекладина, большая горизонтальная, косая малая и верхняя перекладина символизирует табличку с пилатовым написанием. Мы от этого образа не отходили. После раскола было некое гонение и имение дома литых икон, восьмиконечных крестов приравнялось к старой вере. Из-за этого могло дойти вплоть до тюрьмы, до каторги».

Староверы верят только в двуединую природу Бога

За такой крест раньше могли отправить на каторгу
Роль мужчины и женщины у староверов
В повседневной жизни староверы придерживаются традиционных устоев. Женщина занимается домашними делами, воспитанием детей и заботой о семье. В то время как мужчина является главой семьи и обеспечивает материально. Однако староверы не считают женщину слабым и неполноценным существом, главное — здоровые отношения в семье.

У староверов важно, чтобы женщина отвечала за домашний очаг
«Проще мужчине трудиться. Женщина обустраивает всё, подсказывает мужу, находят общий консенсус. То, что мы видим на Западе, современные ценности, которые в новостях проскальзывают, — это сумасшествие. Папа и мама — люди разные, не может быть папа с длинными волосами, а мама носить мужскую прическу и ходить в штанах».
Про аборты, тату и пирсинг
Аборты у староверов запрещены. Они не признают их, считая страшным грехом и убийством, поэтому и семьи у них многодетные. Женщина, сделавшая прерывание беременности, надолго отлучается от причастия и участия в таинствах. Запрещены и отношения между мужчиной и женщиной до заключения брака. Все заповеди должны соблюдаться строго:
«Аборт приравнивается к вольному убийству. И наказание очень строгое. Человек надолго отлучается от причастия, от участия в таинствах. Дается ему время, чтобы он это сумасшествие оставил. Поэтому, конечно, что касается аборта — это смертный грех. Самоубийство, аборт, вольное убийство — это одно и то же в понятии православия, и староверы это сохраняют».

В храме везде расположены иконы
Тату и пирсинг у староверов тоже не приветствуются. По словам иерея, никакой пользы в них нет. Кроме того, в Ветхом Завете есть строгий запрет на татуировки, так как их наносили древние языческие племена в память об умерших. Петр считает, что человек не принимает себя таким, какой он есть и каким его создал Бог:
«Он недоволен телом. Думает, что может его сделать совершенным. Но это признак гордыни и несмирения. Когда человек начинает делать пирсинг и тату, он не останавливается. Он попадает под соблазн. В церковной традиции это называется страстью. Если человек этим увлекается, он становится марионеткой своих взглядов, которые не имеют никакого смысла».
Соцсети и телевизор
В деревнях образ жизни остался строгим. А вот в городах начали лояльнее относиться ко всем соблазнам, которые раньше были под запретом. Например, к телевидению. Опасен не телевизор, а то, что показывают. Поэтому дома у Петра «зомбоящика» нет. Говорит, что не интересен больше 15 лет. Но в детстве родители не запрещали ему смотреть передачи:
«У меня к новостям негативное отношение. Потому что человек в нервном напряжении находится. Интереса уже больше 15 лет у меня нет. Тем более компьютер и интернет покрывают. И телевизор со временем не нужен. Это больше привычка. А также весь контент, который есть в телевизионных программах, он уже давным-давно есть в интернете».

Староверы поддерживают социальные сети
А вот в социальных сетях староверы активны. В свое время во «ВКонтакте» было много сообществ. Но сейчас, отмечает иерей, это уходит на второй план. Самой популярной площадкой стал Telegram. Кроме того, через соцсети староверы решают рабочие моменты и даже совершают покупки. Однако, как заверил Петр Шилигин, во всём нужно знать меру:
«Конечно, без соцсетей живется спокойнее. Много времени отбирает, но это данность нашей жизни, почти всё общение уже происходит через них. Надо иметь меру. Как священник говорил: „Не нож страшен, а то, как человек его использует. Ножом можно и хлеб порезать, можно и человека убить“. Так же и соцсети».
Отношение к староверам в Омске разное. Кто-то ценит, кто-то приходит посоветоваться, а кто-то совсем не понимает их традиций (и чаще всего это атеисты). По всей России насчитывается всего 2% староверов. В омской общине 50 человек, которые приходят в храм постоянно. Если посчитать людей из области, выйдет около сотни прихожан, говорит Петр.
Если вам интересно изучать религии города вместе с нами, то почитайте материалы:
Есть ли жизнь после смерти и существует ли карма — узнали у омских буддистов;
Жизнь без секса и овощи вместо мяса: провели один вечер с кришнаитами в Омске;
«Быть евреем в России почетно»: раввин переехал из Нью-Йорка в Омск — зачем и как он живет в общине;
«Водку пьют шайтаны»: омский муфтий — о свинине, алкоголе и женщинах без платков;
Что дешевле — родиться, жениться или умереть? Смотрим, сколько стоят обряды в храмах Омска.