В редакцию NGS55.RU обратилась 71-летняя омичка Валентина Лучинская. Она рассказала, что с 2016 года пыталась получить жилье у администрации по соцнайму или коммерческому найму, на которое имеет право как инвалид второй группы. Жилье нашлось в прошлом году — сразу после того, как женщина пожаловалась на мэрию в администрацию президента. По словам Валентины Лучинской, ей предложили несколько вариантов. Она выбрала наименее разрушенный из них и подписала пятилетний договор коммерческого найма. Однако после того, как из квартиры вынесли мусор, стало понятно, что жить там нельзя.
— В марте прошлого года мне дали жилье на Братской, 5, — рассказывает Валентина Николаевна. — Комнатка — 14 квадратных метров. С виду поначалу показалось ничего — люди до этого как-то там жили, обои были поклеены… Правда, входной двери не было, умывальника, унитаза, проводки — просто провода висели. Но это был лучший вариант из тех, что я посмотрела. Я дала согласие, подписала договор — сначала временный из-за пандемии, потом — на пять лет. Я думала, что тысяч двадцать в нее вложу и буду жить. Но когда рабочие вынесли весь мусор и сняли обои, оказалось, что комната в ужасном состоянии. Там раньше была душевая — и под обоями всё было сгнившее. Одна стена у меня завалилась — мне пришлось покупать пеноблоки и усиливать ее. Потом — вторую, которая выходит на улицу.
Валентина Лучинская рассказала, что поставила сантехнику, поменяла все трубы, а на электрику денег не хватило. По ее словам, работа и материалы обошлись больше чем в 80 тысяч рублей. Дети в силу обстоятельств помочь ей с продолжением работ не могут. Пенсионерка говорит, что уже почти год она платит мэрии за квартиру, в которой не живет, по 880 рублей ежемесячно, еще 340 — в управляющую компанию.
«Снимаю другую квартиру за 6 тысяч рублей, а получаю 12 тысяч пенсии и 2900 — за инвалидность. Вот такой у меня бюджет»
— Никто со мной разговаривать не хочет: писала письмо на имя мэра — передали в департамент жилищной политики. Мне там ответили, что договор я подписала, денег в городе на ремонт этой комнаты нет, а если я считаю, что нарушены мои права, могу подавать в суд. Но в суд подать — это еще восемь тысяч надо, а у меня их нет. Так эта квартира у меня и стоит, — говорит Валентина Лучинская.
Как рассказывает пенсионерка, на инвалидности она с 2013 года, когда ей удалили левую молочную железу из-за рака. После операции женщина прошла 16 сеансов лучевой, но с тех пор у нее произошло два рецидива с метастазами.
— Сделали пять химиотерапий, из-за нагрузки на сердце кардиолог два раза приостанавливал химии. Сейчас у меня третья стадия, метастазы в шее и на ключице, химия тяжелее… Лысая, вся в аллергии — тяжелая очень болезнь. Надо же не нервничать — а тут всё на нервах. Доделать бы эту комнату и переехать, а у меня денег нет, — рассказывает Валентина Лучинская.
В департаменте жилищной политики администрации Омска NGS55.RU рассказали, что предоставляют жилье нуждающимся по договорам социального и коммерческого найма. В первом случае квартиры должны быть полностью пригодны для проживания, а во вторую группу попадает жилье, которое требует ремонта, но сделать его мэрия не может из-за недостаточного финансирования. Очередь по коммерческому найму значительно короче.
Что касается ситуации Валентины Лучинской: по словам чиновников, у нее нет оснований на внеочередное получение жилья и потому в очереди по социальному найму сегодня она находится на 19 736-м месте. В мэрии сообщили, что вариант с коммерческим наймом — временный, до того как подойдет ее очередь. Однако очевидно, что для 71-летнего человека с тяжелым онкозаболеванием временное скорее становится постоянным.
«Данное жилое помещение аварийным и непригодным для проживания не признано»
В свою очередь Валентина Лучинская, добровольно подписав договор, подтвердила, что претензий к состоянию квартиры у нее нет, и, более того, взяла на себя обязанности за свой счет содержать жилье в технически исправном состоянии.
Как вариант решения ситуации, в департаменте жилищной политики Валентине Лучинской предложили расторгнуть договор и рассмотреть другие помещения из фонда коммерческого найма. Однако все они требуют ремонта, а все свои деньги пенсионерка уже вложила в квартиру. Сейчас женщина планирует судиться с мэрией — но денег на процесс, по ее словам, у нее нет.