В Омской области завершилось формирование нового состава правительства. Губернатор Виталий Хоценко назначил трех новых руководителей министерств, а также заместителей министров. Но интересен больше не сам факт кадровых назначений, а то, кто возглавил органы власти. Так, юрист по образованию Ольга Степанова, 10 лет проработавшая замруководителя Минспорта, возглавила Министерство образования.
А бывший руководитель Степановой — министр спорта, экс-боец ММА Иван Колесник в октябре стал вице-губернатором и теперь курирует весь социальный блок правительства. Недавно назначенный главой Минспорта Алексей Ленберг — юрист по образованию. Юрист, а не дорожник, но новый глава Минтранса Андрей Хафизов. В декабре уволенная замглавы Минздрава Наталья Иванова неожиданно стала первым заместителем министра спорта.
Получается, что сегодня ты руководишь спортсменами, а завтра командуешь педагогами. Или еще вчера ты следила за медициной, а сегодня курируешь Минспорт. Юристы и вовсе руководят дорожниками. Насколько эффективны, целесообразны и логичны подобные кадровые пертурбации, мы спросили у экспертов — омских и федеральных политологов, политтехнологов, а также депутата Госдумы.
«Хорошему водителю подвластны все машины»
Омский политолог Александр Минжуренко рассказал о двух существующих практиках назначения должностных лиц — советской и современной. Старая практика — это когда чиновник должен быть специалистом в своей области. В этом случае подобные переходы из одного министерства в другое были исключены, тем более на руководящие должности.
— Но в новые времена появилась другая практика, когда стали назначать менеджеров–универсалов. Эти люди — профессиональные управленцы. Они знают технологию управления, и им всё равно, чем и кем руководить — спортсменами или педагогами. Им не так важны объекты управления, но они знают технологии управления. Чего ему дали, тем он и управляет. Логика в такой практике есть. Если вы хороший водитель, то вам будет без разницы, на какой машине ездить — грузовике, легковушке или автобусе. Так и здесь, — говорит Минжуренко.
Политолог привел пример из бизнеса, когда в Омске директора завода резиновой обуви поставили руководить пивзаводом. И он отлично справился на новой должности — вывел пивзавод в лидеры отрасли, хотя в пиве совсем не разбирался и даже его не пил. Успеха директор добился за счет того, что был грамотным профессиональным управленцем.
— И я не смею осуждать такую практику. Многое зависит от личных качеств управленца, от конкретного человека, — добавляет Александр Минжуренко.
Хоценко следует западному тренду
Генеральный директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков отметил, что назначение министрами людей из других ведомств — это западный тренд. У нас же все привыкли к советской практике, когда министрами и его заместителями обязательно должны быть те, кто имеет профильное образование во вверенной ему сфере.
— В советской модели управления было принято, что министры, замминистры — это такие крутые специалисты, которые лучше других разбираются во вверенной им сфере. Поэтому главой Минспорта должен работать спортсмен, а главой Минздрава должен быть врач. Западный корпоративный подход иной: сегодня ты завхоз, завтра идеолог, а послезавтра — маркетолог. Чем больше в тебе компетенций, тем более ценный ты специалист, — рассуждает Илья Гращенков.
По словам политолога, везде, во всех министерствах, управленческий подход одинаков: есть цели-задачи, есть пути их решения, есть KPI. Зачем разбираться в особенностях отопления или технологии укладки асфальта? Этим должны заниматься рядовые сотрудники министерств.
— Поэтому правительство Виталия Хоценко формируется на основе тех людей, которым он доверяет, которые способны выполнить задачи. Это не означает, что приходят именно специалисты. Он берет на работу менеджеров. Во многих регионах подобная практика есть. В Орловской области, где я сейчас нахожусь, женщина из образования стала вице-губернатором по внутренней политике. Или в Ярославской области вице-губернатор по внутренней политике, мой товарищ Андрей Колядин курирует силовой блок. В этом нет ничего странного, — отмечает эксперт.
Хинштейн — отличный пример
Директор Центра политического анализа Павел Данилин привел другой яркий пример «перебрасывания» управленцев с различных должностей — это назначение депутата Госдумы Александра Хинштейна губернатором Курской области.
— Чего далеко ходить? Депутат Госдумы по информационной политике стал губернатором Курской области. Но есть и негативные примеры, не хотелось бы их называть, — говорит Данилин. — Для системы управления не имеет особого значения, является ли чиновник профильным специалистом в этом направлении, если речь идет о системе госуправления. Если речь идет об институте, лаборатории, то, конечно, он должен иметь профильное образование.
Ставка на людей, близких губернатору
Гендиректор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев предположил, что омский губернатор, проведя кадровую рокировку, окружил себя близкими людьми. Но в этом тоже есть логика: Хоценко пытается создать свою команду.
— Может быть, эти люди просто ближе к губернатору чем те, которых они сменили. Таким образом, губернатор укрепляет свою команду. По такой логике предполагается, что есть некие общие управленческие механизмы, зная которые ты можешь управлять чем угодно — хоть министерством образования, хоть сельского хозяйства. Помните старый французский фильм «Высокий блондин в черном ботинке»? Там министр МВД говорил: верните меня в Минсельхоз, у меня там стол был больше, — рассуждает Журавлев.
При таких подходах к назначению чиновников от старых-новых министров не нужно требовать глубокого знания вверенной им сферы. Грубо говоря, министр образования не обязан разбираться в образовании, а министр сельского хозяйства не должен знать, когда нужно сеять пшеницу. Хотя тот же боец ММА вице-губернатор Иван Колесник имеет и профильное образование — он окончил Сибирскую академию госслужбы.
— Министры занимаются только общими вещами. А вопросы управления передают тому, кто в этом разбирается. А вообще, скамейка запасных в регионах небольшая. Работать особо некому, руководить в регионах — не сахар. Бюджеты маленькие, задачи большие. Из-за такой ситуации людей приходится «перебрасывать» с одного ведомства на другое, — заключает Журавлев.
«Поживем — увидим»
Депутат Госдумы, первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин, наоборот, уверен, что лучше все-таки, когда у руководителя того или иного направления есть опыт работы в курируемой им сфере:
— В целом подобная практика назначений соответствует современным представлениям о том, что управленец может управлять всем. Но я считаю, что нужно все-таки иметь опыт работы в этой области. Как говорилось в легендарном советском фильме «Ирония судьбы», поживем — увидим.
Эффективные менеджеры vs профессионалы
Получается, что на госслужбе сегодня востребованы не специалисты в той или иной сфере, а профессиональные управленцы-менеджеры. Они должны иметь уникальный навык — руководить всем тем, чем скажут, выполняя при этом KPI, все поставленные цели и задачи. А еще быть лояльными. Этим и объясняется то, что системой образования в Омской области теперь руководит юрист из Минспорта, а за соцобеспечение населения отвечает хоть и бывший, но боец ММА.
Конечно, каждое назначение уникально, и его причинами могут быть не только профессиональные качества менеджера-министра, но и личная преданность главе региона и другие неочевидные на первый взгляд достоинства. Так, все недавно назначенные министры — главы Минобра, Минтранса и Минспорта — участники кадрового конкурса «Продвижение». Они смогли хорошо себя показать и впоследствии получили новые должности.
Во всяком случае результаты кадровых назначений будут видны лишь через некоторое время. Тогда работе всей команды правительства Виталия Хоценко и будет дана объективная оценка.
А вам какая школа назначения чиновников нравится больше?