Сегодня, 27 ноября, губернатор Омской области Александр Бурков проведет большую пресс-конференцию с журналистами. Прямую трансляцию покажет «12 канал», а мы будем следить за ней в режиме текстового онлайна. Ожидаемой темой станет нынешнее состояние дел в здравоохранении, а также векторы развития на следующий год, но, несомненно, стоить ожидать и других острых вопросов. Пресс-конференция стартует в 12:00.
Первый вопрос — о том, как будут назначать препараты от коронавируса, недавно поступившие в Омскую область (для больных, которые лечатся дома). По словам губернатора, здесь есть два варианта. Если человеку поставили диагноз COVID-19 (или подозрение на него) в поликлинике, ему тут же будут выдавать лекарства всем курсом. Если же врач приходит на дом, и у больного есть подозрение на ковид, после возвращения в поликлинику принимается определенное решение с терапевтом, и лекарства будут доставляться на дом.
— Волонтеры готовы помочь, но Минздрав останавливается пока на том, что доставлять будут работники медучреждений, — пояснил губернатор.
На лекарства выделено 72 миллиона рублей, сейчас в поликлиники поступила одна треть от всей поставки.
Насчет коечного фонда помощь Омской области не нужна — есть кислородный завод, который обеспечивает не только наш регион, но и другие. Сейчас в Омской области 3660 ковидных коек, в которые входят 30 коек медцентра Минобороны и 50 коек ФМБА.
— Мы готовы ввести койки в пяти ЦРБ: Полтавка, Азово, Любино, Тара и Черлак. Дополнительно вводим койки в санатории «Мир» — там 80 мест, которые мы оборудуем кислородом. Если не будет большой потребности, мы их будем вводить в обмен на освобождение хирургического отделения в БСМП-2, которое будет работать под неотложную помощь, — заявил Александр Бурков.
Баланс соблюдается для того, чтобы была возможность оказывать плановую и неотложную помощь.
Стоит ли доверять статистике Минздрава
Вопрос, который интересует всех: недоверие омичей к цифрам Минздрава по количеству зараженных и свободных коек в больницах.
— Народ не успокаивается, потому что многие знают по себе или близким, что такое болезнь. На федеральном уровне создана жесткая система контроля, есть три уровня: ЦК, единый реестр по линии федерального здравоохранения и госстатистика, куда попадают данные от загсов. Может, кто-то и занижал здесь цифры, но на федеральном уровне это видно, и за это жестко наказывает федеральный центр. Нашему Минздраву не до шуток. И он не может влиять на количество заболевших, потому что оно идет от Роспотребнадзора, — пояснил Бурков.
По словам губернатора, локдауна не будет, потому что система здравоохранения готова к приему больных. Жесткие ограничения вводились в первые дни именно потому, что система не была готова. Поэтому по ограничениям ошибок не было.
— Мы имеем сбои в системе здравоохранения, мы это видели в начале ноября. Это были управленческие ошибки — министра и самого министерства, сбои в амбулаторном звене, вызванные большим количеством заболевших врачей, — объяснил губернатор.
По словам Буркова, скорость обслуживания увеличилась после того как терапевтам были выделены машины — сейчас их 77, еще 50 привлекут в сотрудничестве с «Яндекс.Такси». Кроме того, на помощь пришли 900 студентов-волонтеров из ОмГМУ, а также ординаторы.
В поликлинике № 4 откроют амбулаторный ковидный центр
Прозвучал вопрос о новшествах в сфере здравоохранения при лечении коронавируса. По словам губернатора, они будут в основном для амбулаторных больных.
— Робот будет обзванивать больных на дому и в ежедневном режиме будет спрашивать температуру, сатурацию и всё остальное. В случае сбоев они автоматически будут уведомлять терапевтов о том, чтобы те связывались с больными и выезжали. Со следующей недели в поликлинике № 4 открываем амбулаторный ковидный центр со специалистами более высокого уровня. Там будет КТ, УЗИ, флюорография — всё в комплексе для тех, у кого несколько заболеваний. Самое страшное — заболеть ковидом тем, у кого уже есть сопутствующие заболевания, — заявил Бурков.
Несколько сотен миллионов из областного бюджета выделены на то, чтобы поддержать бизнес в следующем году.
Вопрос по поводу дистанционного обучения: студенты жалуются, что им приходится ездить в переполненных маршрутках на занятия, и требуют вернуть дистант.
— У нас 9 федеральных университетов и их филиалов на территории региона, поэтому им мы можем только рекомендовать. На совете ректоров рассматривали такую возможность, но Роспотребнадзор заявил, что нет оснований для обязательного дистанта в вузах. Поэтому каждый ректор принимает самостоятельное решение с учетом специфики его учебного заведения и по согласованию с федеральными учредителями. В основном они принимают решение о смешанной системе: теория — в дистанте, практические занятия — очно, — сказал губернатор.
Будут ли управляющим компаниям компенсировать расходы на дезинфекцию подъездов жилых домов? По словам Александра Буркова, пока таких решений нет, но они планируются.
Электронные проездные и транспортные карты блокировать больше не будут, чтобы у людей была возможность попасть в магазины и другие места.
Проект омской набережной
Прерываем обсуждение коронавируса вопросом о проекте омской набережной. Будут ли проходить публичные слушания, чтобы все желающие могли высказаться по поводу проекта?
— Одобрение может быть только после детальной проработки и создания проектно-сметной документации. Мы ищем формат взаимодействия, какой объем финансирования может ВЭБ обеспечить. Надо решить, кто будет управлять процессом: город или отдельная структура. Безусловно, проект будет согласован с общественностью, в концепте могут появиться любые изменения, поскольку по закону публичные слушания должны проводиться. Этот проект не одного дня, он должен быть для всех омичей, и их голос должен быть услышан. Если это будет делать сторонняя организация, то проект будет не для города, — заявил губернатор.
Теперь разговор зашел о недавней ситуации с выбросами, когда из-за неблагоприятных метеоусловий город затянуло смогом. Некоторые предприятия не подписали экосоглашение с Минприроды. Есть ли сейчас какие-то решения этой проблемы?
— «ТГК-11» не подписали с нами соглашение, и такие предприятия есть, но для контроля такого предприятия есть федеральный Росприроднадзор. Мы сделали обращение в прокуратуру и Росприроднадзор по аварийной ситуации, которая была на ТГК. Принятие решения не за горами. Мы хотели с «ТГК-11» реализовать программу в рамках нацпроекта «Экология», но Минприроды не выделило деньги, и работы так и не были проделаны (по установке фильтров. — Прим. ред.), — пояснил губернатор.
Что нужно сделать для улучшения жизни омичей? Привлекать инвесторов для благоустройства города, создавать новые рабочие места и общественные территории, активно развивать инфраструктуру.
— В первую очередь нужно исполнять задачи, поставленные президентом, — идут большие федеральные деньги в рамках нацпроектов. Мы должны оживить нашу набережную и использовать всю силу нашей реки Иртыш. Мы должны улучшить работу водных путей. Развитие водного транспорта украсит наш город и даст экономический толчок. Я настаиваю на привлечении зарубежных авиакомпаний в Омск-Центральный, это ведь тоже увеличивает пассажиропоток. Проект аэропорта Фёдоровка мы не бросаем, несмотря на дефицит денег в федеральном бюджете. Центральный аэропорт ограничен в развитии, поэтому мы настаиваем на проекте аэропорта Фёдоровка, — считает Александр Бурков.
Вопрос от нашей редакции. Почему проблемы федерального уровня, возникающие в нашем регионе, решаются не на уровне министерств, а непосредственно губернатором? Почему они сами не выезжают на места? Применялись ли какие-то штрафные санкции?
— Штрафуем рублем, таких фактов у нас достаточно много. В условиях пандемии сбои могут быть, это видно в каждом регионе. Люди не железные, приходится вмешиваться в ручном режиме. Министры сегодня готовы к разговору, у меня был график их присутствия по своей отрасли в районах, но пандемия внесла свои коррективы, — рассказал Бурков.