Совсем недавно стало известно: Леонид Коломиец перестал быть главным полицейским Омской области и теперь будет работать в другом регионе. Он возглавлял местное УМВД три года, и в СМИ можно встретить утверждение, что именно этому руководителю омская полиция обязана радикальным и неуклонным улучшением показателей в своей работе. Сторонники такой точки зрения апеллируют к личностному фактору, противопоставляя Коломийца его предшественнику Юрию Томчаку, возглавлявшему УМВД шесть лет (2010 — 2016). При Томчаке, по их словам, уровень преступности был выше, уровень раскрываемости — ниже, и полиция в целом переживала не лучшие времена.
Был ещё Виктор Камерцель, оставивший пост в далёком 2010 году (тогда была не «полиция», а «милиция»). Он запомнился в основном из-за конфликта с губернатором Полежаевым, который однажды даже предложил главе УМВД «поступить, как порядочный офицер», то есть застрелиться. Но глава региона успел дважды поменяться, конфликты между областью и городом, в которые вовлекалось полицейское начальство, остались в прошлом, так что сейчас может быть актуально только одно сравнение — между Коломийцем и Томчаком.
Две биографии
У двух генералов много общего. Оба родились не в Омске: Томчак — на Камчатке, его преемник — на Украине, в Черкасской области (это центр страны, не «западенщина», но и не Донбасс). Впрочем, для правоохранительной сферы в целом характерна постоянная перетасовка кадров, когда людей перемещают из региона в регион. Это должно обеспечивать «свежий взгляд» на местные проблемы и профилактику коррупции. В итоге Томчак до Омска служил в Волгограде, в Адыгее и Кабардино-Балкарии, а после Омска вернулся в Майкоп. Коломиец же начал службу в Химках, продолжил в Астрахани, а теперь, после Омска, направился в Тюмень.
Оба будущих генерала пришли в правоохранительные органы, ещё не имея образования, причём Коломиец закончил почему-то Московский университет культуры и искусств. В этом дело или в чём-то другом, но Томчак делал карьеру несколько быстрее: в 35 он уже возглавил УВД Майкопа, а Коломиец в этом возрасте был всего лишь главой Сходненского городского отдела в Химкинском районе. Кстати, разница в возрасте составляет восемь лет: Томчак родился в 1961 году, Коломиец — в 1969, — так что на момент распада Союза оба были взрослыми людьми и относительно начинающими милиционерами.
В Омске эти генералы оказались примерно на одном жизненном этапе: Томчак — в 49, Коломиец — в 47 (первый, похоже, слишком засиделся в Майкопе). Интересно, что Томчак после нашего города перешёл в муниципальную сферу. Теперь он заместитель главы администрации всё того же Майкопа, тогда как его преемник просто поменял один регион на другой. Должны ли мы это понимать как признание заслуг второго и бесперспективность для полиции первого? Сложный вопрос, ведь система, в которой принимались оба кадровых решения, закрыта.
Ещё немного информации о Леониде Коломийце: в 2012–2013 годах его отправляли на Северный Кавказ, где он успел получить статус участника боевых действий. У него двое детей, в 2018 году глава омского УМВД заработал 2 миллиона 320 тысяч рублей, а его супруга — всего 49 тысяч рублей. На Коломийца зарегистрированы две моторных лодки, а у его жены в собственности внедорожник Toyota Highlander 2014 года выпуска. У семьи Коломийцев есть общая квартира площадью 95 квадратов, в пользовании у них почему-то еще две: площадью 111 квадратов и 43 квадрата. Также у жены Леонида Коломийца в собственности дом на 89 квадратов.
Скандалы, расследования
В работе такого начальника как глава регионального УМВД есть два уровня. Один, более важный и более скучный, — та самая статистика по преступности и раскрываемости. Другой более интересен для читателей новостей, но в нём больше места для случайностей, — это скандалы. Героем таких историй становились в том числе и двое генералов.
Так, весной 2015 года областной омбудсмен Василий Пронников прочитал доклад в Законодательном собрании, в котором, в частности, прозвучало утверждение, что каждое восьмое заявление от граждан полицейские скрывают и замалчивают.
— При таком положении дел говорить о каком-либо авторитете правоохранительных органов достаточно сложно, — констатировал тогда Пронников.
После этого появилась неофициальная информация о неприятных для Томчака последствиях внутренней проверки и даже о том, что генерал собирается в отставку. Однако подтверждение так и не появилось, и Томчак продержался на своей должности ещё год.
При этом руководителе в УМВД были вскрыты несколько коррупционных историй. Томчака «подставили» два заместителя. Один, Валерий Борисов, купил конфискованный джип за смешные 20 тысяч рублей. Вскоре он был уволен, но фигурантом уголовного дела так и не стал. Другого зама, Сергея Клевакина, официально обвинили в получении крупной взятки и превышении полномочий при закупке квартир для сотрудников полиции. Позже взятку убрали из обвинения, но превышение осталось; Клевакин был осуждён и быстро вышел по УДО. Его экс-подчинённая Галина Старовикова (глава центра финансового обеспечения УМВД) получила за взятки семь лет тюрьмы. Всё это по совокупности характеризует руководство Управления не слишком позитивно, но открытые претензии Томчаку так и не были предъявлены.
При Коломийце один видный полицейский тоже стал героем громкой истории, но всё было как-то иначе. Этим летом глава городского УМВД Алексей Меркушов, будучи в Москве на учёбе, устроил пьяный дебош в метро. Его тут же отстранили, а после проверки уволили «за совершение проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел». Получается, что в этой ситуации Коломиец выглядит достойно: он наказал подчинённого, а потому и ответственность за него не несёт.
Громкая история совсем иного рода произошла вскоре после вступления Коломийца в должность. Один омский наркоман захватил в заложницы 13-летнюю девочку, и на месте событий появился глава УМВД. Именно ему принадлежит фраза «Женя, ты успокойся, лучше-то уже не будет, пожалей девчонку»; он и успокаивал девочку после того, как преступника скрутили. Можно спорить о том, помогло ли делу участие главного полицейского области и нужно ли оно было в принципе, но его личной репутации оно точно помогло.
Статистика
Главное, по чему надо оценивать качество работы главы УМВД, — это, конечно, уровень преступности и раскрываемости. Мы составили графики по основным показателям за последние семь лет (2012 — 2018).
Тенденция по снижению общего количества преступлений наметилась ещё до назначения Коломийца (напоминаем, что это январь 2017 года).
Количество тяжких преступлений, согласно официальной статистике, начало уменьшаться ещё по крайней мере в 2014 году, а в 2016 произошла стагнация. Жаль, но данные за 2018 год в областном УМВД не смогли нам предоставить (они могли бы прояснить картину).
По уровню преступности пик был пройден в 2015 году. Сразу после этого статистика начала улучшаться.
Наконец, раскрываемость в Омской области улучшается, начиная с 2017 года.
Получается, что по ряду показателей омская полиция действительно стала лучше работать при Коломийце. Однако сложно сказать, связано ли это со сменой руководства или с какими-то другими, более системными, факторами.