Выборы прошли, эмоции остались. Проходившее в нашем регионе в воскресенье голосование решило судьбу всего четырёх мандатов, а избирательная кампания казалась не слишком интересной (из-за чего её в принципе мало кто заметил); однако сам день выборов получился довольно драматичным. NGS55.RU не смог пройти мимо этого сюжета.
«Родину надо защищать»
На одном из участков в Нефтяниках, где выбирали преемника Сергея Калинина, воскресным вечером полиция едва не задержала депутата горсовета Дмитрия Петренко. Завязка сюжета очевидна: Петренко — коммунист, — один из двух главных претендентов на вакантный мандат (Владимир Виниченко) — тоже, — а борьба шла упорная и практически равная. Депутат получил сигнал, что на одном из УИКов в журналах учёта избирателей стоят какие-то карандашные пометки. Поехал на место, попросил журнал для ознакомления.
— Председатель сразу повёл себя неконструктивно, — рассказал Петренко корреспонденту NGS55.RU. — Начал создавать препятствия. На вопрос, что эти пометки делают в журнале, ответил, что ему так удобнее работать.
Дальше приехала полиция, прибыли представители конкурента Виниченко, Ярослава Казаченко. Полицейский попросил Петренко выйти с избирательного участка в коридор, и тому пришлось удовлетворить эту просьбу (по его словам, очень настойчивую). Ещё один наблюдатель, Денис Исхаков, остался, чтобы написать жалобу, но что-то пошло не так.
— Потом Денис вышел ко мне, — рассказал Петренко, — и говорит: мол, ему сказали, если он подаст жалобу, полиция скрутит и его, и меня. А я отвечаю: «Ну что поделать? Родину надо защищать! Подавай жалобу».
Так и было сделано. Видимо, как раз после этого в паблике «Протестный Омск» появилось сообщение о том, что и Петренко, и Исхакова, «вероятно, задержат сразу после окончания подсчёта и закрытия УИК № 295» и что «полиция стоит коридором при выходе с участка». Задержания так и не произошло, но и жалоба куда-то исчезла.
«Ваша политика уже достала»
На выборах депутата горсовета где-то на 14-й Линии произошёл удивительный случай: кандидат сдал в полицию своего избирателя. Двое омичей (мать с сыном), пришедших отдать свой голос, начали словесную перепалку с кандидатом от «Оплота» Глебом Летягиным. Началось с вопросов о программе, а закончилось прямыми обвинениями (и это притом, что инициаторы дискуссии причисляют себя к летягинским сторонникам).
— Ваша политика уже достала, — объявила женщина во всеуслышание (её слова внимательно слушали полицейские). — Всё достало. Вы только пишете хорошо. Мы голосовали за вас, все подписи отдали — и для чего? Чтобы Летягин вот так нас топтал? Почему мы должны за него голосовать? На каждом шагу листовки с фамилией Летягин — лучше бы пенсию добавили!
Окружающие кое-как успокоили омичку. Присутствовавшая при этом Инна Гомолко (действующий депутат горсовета от всё того же «Оплота») посоветовала Летягину написать на инициатора скандала заявление, и тот к этому совету прислушался. Видимо, у этой истории будет продолжение, хотя и не слишком громкое; к тому же Летягин по итогам голосования занял всего лишь третье место.
«Сумбур и стресс»
Самое интересное во всей истории про омский единый день голосования-2019 — это, конечно, битва Виниченко с Козаченко за место в Заксобрании и ночной пересчёт голосов. Конкуренты шли практически вровень, а отданные за них голоса посчитали целых два раза подряд. Обвинили в возникновении этой ситуации всё того же Дмитрия Петренко.
— Депутат нарушал закон — фотографировал списки с персональными данными, — рассказывала глава окружного избиркома на экстренном ночном заседании. — Туда выезжала полиция, там были представители прокуратуры, начался сумбур. В связи с этим председатель УИКа был в расстроенном состоянии, не справился со стрессовой ситуацией.
Стресс, похоже, был и у главы комиссии, попросившей в середине выступления принести ей стакан воды. Суть форс-мажора заключалась в том, что глава УИКа № 295 извлёк бюллетени из КОИБа и начал их считать вместо того, чтобы сначала составить протокол по итогам электронных подсчётов и потом уже провести для сравнения контрольный ручной подсчёт. Исправить эту ошибку было уже нельзя — и в избиркоме решили, что необходимо вручную пересчитывать голоса на всём избирательном округе. Одобрили это не все.
— Казус в том, что на этом участке считали вручную 2–3 часа, — объяснил по телефону Петренко, — а на остальных к тому времени уже посчитали по КОИБам, и наблюдатели разъехались по домам со своими копиями протоколов. Люди уже спали — всё-таки на ногах с раннего утра. Процентов 70 участков стояли пустые, без наблюдателей, так что подсчёты вела только комиссия.
У наблюдателей-коммунистов, похоже, сразу появилось предположение, что пересчёты затеяны в интересах Казаченко, и что известный к тому времени результат с перевесом Виниченко в символические восемь голосов может измениться. Глава ТИКа вяло попыталась оправдаться, что ей тоже «не хочется сидеть здесь до утра», а кто-то ехидно ответил: «Власть не хочется вам отдавать!»
Как мы уже знаем, ничего плохого в результате не произошло. Преимущество Виниченко даже увеличилось ещё на один, девятый, голос, найденный благодаря дотошности счетоводов. По словам Петренко, КОИБом не был считан один бюллетень, подмокший из-за шедшего вечером ливня (видимо, избиратель промок на пути к участку). Можно предположить, что если бы после пересчёта вперёд вырвался Казаченко, это стало бы скандалом федерального масштаба.