Вчера, 8 сентября, по всей России выбирали губернаторов и депутатов. На этот раз единый день голосования коснулся и Омска, хотя здесь выборы были не такими громкими: омичам пришлось выбирать одного депутата горсовета, а жителям всего региона — трёх депутатов законодательного собрания. Получилось даже менее масштабно, чем можно было бы подумать, однако городской и областной парламенты в результате пополнились новыми людьми, а значит, вчерашние события будут иметь последствия для всех нас. Поэтому стоит посмотреть внимательнее на маленькие омские выборы — 2019.
География
Итак, выбирали депутатов на четыре освободившихся по разным причинам места. Депутат горсовета Ринат Карымов скончался весной этого года после сердечного приступа; депутат ЗС Виктор Варжин переехал в Центральную Россию, поменяв омское подразделение «Газпрома» на тверское. Наконец, ещё двое из Заксобрания, Сергей Калинин и Хабулда Шушубаев, тоже переехали, но не так, как им хотелось бы. Первый находится в «Матросской тишине» из-за обвинения в махинациях с газовыми тарифами, а второй уже отбывает срок за растрату.
Во всех четырёх случаях речь шла о выборах в одномандатных округах. Преемника Карымову выбирали на городском округе № 11 — это часть Амурского посёлка, улица 10 лет Октября, 3–1 разъезд, Ремесленные и т. п. Варжин выбирался когда-то от Тюкалинского избирательного округа (это Большеуковский, Крутинский, Называевский, Тюкалинский и Усть-Ишимский районы), Шушубаев — от Кормиловского избирательного округа (Кормиловский, Калачинский и Оконешниковский районы), Калинин — от Советского избирательного округа на территории Омска.
Нарезка достаточно мелкая, и избирателей в каждом конкретном случае не очень много — по 60–65 тысяч человек (а в округе № 11 всего 43 тысячи). Высокую явку никто не ждал: на полноценных выборах в заксобрание 2016 года она составила всего 38%, а на дополнительных выборах должна была опуститься ещё ниже. Получается, что судьбу мандата изначально должны были решать немногие голоса. Но реальность в некоторых случаях превзошла ожидания.
Конкуренция и явка
Наименее популярными оказались выборы в горсовет. На избирательные участки пришли всего 14% электората — то есть примерно шесть тысяч человек, каждый седьмой. Интересно, что самой низкой явке соответствовал самый большой разрыв между первым и вторым местами. Единоросс Юрий Арчибасов получил 43,55%, а коммунист Анатолий Козак — всего 26,02%. В абсолютных цифрах это выглядит скромнее, 2758 и 1648 голосов. Баллотировался ещё и Глеб Летягин — представитель организации «Оплот», к которой принадлежал покойный Карымов, — но он стал всего третьим. 1299 голосов, или 20,51%. В итоге «Единая Россия» в горсовете формально ничего не потеряла, но входящие в состав её фракции «оплотовцы» уже пишут о «грязных технологиях», которые «запятнали» партию.
В Тюкале глава территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимир Спинов схлестнулся с коммунисткой Алёной Штайнбрехер, которая работает юрисконсультом. При среднем по области 31% явки Спинов получил 45%, а Штайнбрехер — 34%. Оставшееся поделили «эсер» Дмитрий Ермолин и либерал-демократ Сергей Жильцов.
Более драматично получилось в Кормиловском округе. Светлана Энверова из «Единой России» победила в родном Кормиловском районе, её главный конкурент, коммунистка Татьяна Куропятник, — в родном для себя Калачинском. Всё решило Оконешниково. Предварительный общий результат — 40,57% у Куропятник, 44,04% у Энверовой, а на третьем месте бывший депутат и нынешний машинист тепловоза Алексей Клепиков из ЛДПР, у которого всего 8,5%. Получается, что победу новоявленному депутату обеспечили какие-то полтысячи голосов.
Однако рекорд был поставлен в Советском избирательном округе. Схватка за мандат Калинина развернулась между двумя претендентами с похожими фамилиями, Ярославом Казаченко и Владимиром Винниченко. Первый — замдиректора компании «Автоматика-сервис» (это «дочка» «Газпрома», что для омских Нефтяников особенно актуально), миллионер и кандидат от партии власти, а второй — кандидат от КПРФ, стремившийся подтвердить репутацию Омска как части «красного пояса». У Винниченко получилось. По предварительным данным, он набрал 42,42% голосов, а его конкурент — 42,35%. Разница составила всего восемь голосов: кандидаты набрали 3012 и 3004 голоса соответственно.
Итоги
Окончательного решения избиркома пока нет, но дело теперь только за простыми формальностями. Получается, что в каждом из четырёх случаев в силу определённой апатии избирателей и/или неумения кандидатов мобилизовать электорат всего несколько тысяч человек выбрали депутата для миллионного города или региона с двумя миллионами населения. КПРФ теперь будет чуть сильнее (к семи депутатам заксобрания добавится восьмой), а «Единая Россия» чуть слабее из-за нежелания уступить один мандат «Оплоту». Таким образом, когда глава ЕР Андрей Турчак говорил, что его партия на этих выборах «жахнула всех», он немного преувеличил. «Жахнула» она не всех и не везде — просто в Омске это мало кто заметил.