15 июля около полуночи проспект Карла Маркса возле цирка затянуло дымом. Случайные прохожие, заинтересовавшись, сворачивали на бульвар Победы и шли в сторону Иртышской набережной. В конце бульвара разворачивалась жуткая картина — полыхала крыша дома № 3. Вокруг столпились люди. По наброшенным домашним халатам, курткам, а еще по отчаянию в глазах можно было сразу определить, кто выбежал из злополучного дома. Но это было только начало. В понедельник, 17 июля, жильцы поехали в региональное управление МЧС за инструкцией — что делать дальше. Как омичи возвращаются в пострадавшие квартиры — в репортаже Ирины Чернышевой.
Закончили ремонт
Издалека видна оградительная лента вокруг дома. Часть уже лежит на земле, часть до сих пор привязана к столбам и деревьям. Люди спокойно перешагивают ее или прошмыгивают под ней — за покупками. Магазины работают, как будто ничего не было. Жизнь течет дальше, как и вода с крыши. Неизвестно, сколько галлонов было вылито той ночью из пожарных шлангов. Много. Напротив крыльца в супермаркет сидят тетушки с дачными товарами. Продавщицы поглядывают на крышу, где возятся рабочие.
Двор тоже огражден, но под лентой пролезают местные жители и спокойно идут в свои подъезды. Стоит машина с лестницей до крыши, которую чистить еще очень долго. Деревья превратились в свежевыпиленные пни, хотя парочка крон осталась нетронута. Именно на этих деревьях и висли провода, о которых речь пойдет позже.
Я захожу в один из подъездов, в нос сразу бросается чудовищная влажность и запах гари. Но пол чистый — соседи вручную очистили его от упавших с чердака углей. Поднимаюсь выше, и уже появляются подтеки на стенах и слышится страшный грохот. На пятом этаже он еще сильнее, приоткрыт люк на чердак, и там я вижу тени от силуэтов рабочих. Черная пыль продолжает сыпаться.
— Квартира мокрая вся, но не сгорела хотя бы. Просто залили.
Меня встречает Людмила Анатольевна, жительница самого пострадавшего пятого этажа. Женщина улыбчивая и очень гостеприимная. Она приглашает меня пройти в уютную квартиру с двумя комнатами. С первого взгляда последствий не видно, но, ступая на пол, я чувствую — линолеум ходуном. Всего неделю назад Людмила Анатольевна доделала ремонт и любовалась результатами работы. Но сейчас новые обои отходят, потолок проседает, по отопительной трубе струится отвратительная желтая влага, а роскошный ковер даже не приняли в химчистке. Потолки делали особенно тщательно — и до, и после капитального ремонта крыши в 2019 году они протекали. Сейчас всё придется делать заново, траты ждут значительные.
Провода заискрили
— Как вы узнали, что над вами полыхает?
— Мне позвонила подруга, она живет напротив. Кричит: «Беги быстрей, у вас горит крыша!» Я в чем была, в халате, давай кошку искать. А уже сосед стоит, меня выгоняет, а я не выходила, пока кошку не нашла. И побежали, больше ничего с собой не взяла.
Уже на улице Людмила Анатольевна увидела масштабы бедствия. Пламя бушевало прямо возле ее окон. Благо женщина предусмотрительно их закрыла, а входные двери, наоборот, оставила распахнутыми — для пожарных. Но от такого зрелища пришлось вызывать скорую, сердце в какой-то момент подвело. К счастью, обошлось. Уже около четырех утра пожарные разрешили под своим присмотром зайти в квартиры за документами. Людмила Анатольевна подняться не смогла, к ней домой пошли ее друзья, у них эту ночь она и провела — она и кошка.
А потом к Людмиле Анатольевне пришли чиновники, сфотографировали ущерб, составили акты. Загвоздка только в том, что ущерб проявляется далеко не сразу. Влага со стен проступает постепенно, портя ремонт. Еще с утра подтеков нет, а в обед они уже украшают стены. И теперь женщина волнуется, что ущерб сочтут незначительным и выплат не будет.
Всего в этом подъезде вернулись домой жильцы нескольких квартир: две бабушки, семья и, как сказала Людмила Анатольевна, мальчик-военный. Кто-то из соседей в отпуске (по возвращении из которого их ждет плохой сюрприз), кто-то ушел жить к родственникам, друзьям. А вот вернувшиеся были вынуждены жить весь день без света и газа (к моменту публикации материала свет и газ наконец-то дали).
— Зато есть вода, — грустно улыбается женщина, — позавчера [16 июля] пожарным подавали полные ведра на чердаке, они там лопатами разгребали угли, заливали.
Свидетели происшествия и сами жильцы предполагают, что всё произошло из-за количества организаций, которые занимают весь первый этаж пятиэтажки. Здесь супермаркет, рестобар, три магазина, пекарня, пункт выдачи товаров и парикмахерская. Людмила Анатольевна называет дом проклятым и говорит, что не проходит и дня, чтобы не отключали воду или свет. Женщина предполагает, что это из-за перенапряжения. Проводку в доме не меняли никогда.
— А есть вообще версии, почему начался пожар?
— Девочки сидели на бульваре, видео снимали, говорили, что ветер поднялся, провода заискрили и упали на крышу. У нас очень много проводов вокруг дома, и половина из них в деревьях. Один из проводов висел прямо у моего окна. Можно было дотянуться. Хотя приходящие чиновники сказали, что пожар случился из-за молнии, — говорит женщина.
Что дальше
Навестить Людмилу Анатольевну NGS55.RU попросил ее сын — Юрий. 37-летний мужчина сейчас на СВО. Когда-то юношей он служил в Президентском полку, и в начале частичной мобилизации его призвали. С тех пор один раз он приезжал в отпуск весной. Сейчас военный переживает, что далеко от матери и не сможет помочь, если ей откажут в выплатах. Родственников у семьи не осталось. Женщина живет одна, работает и ждет сына со спецоперации. Он старается регулярно звонить маме, когда только есть возможность. Во время нашей беседы Юрий снова позвонил, видимо, чтобы узнать результаты ее поездки в МЧС.
Буквально за час до нашей встречи женщина вернулась из регионального управления. Там ей дали список, какие бумаги нужно собрать и отнести в администрацию Центрального округа. В перечне указаны различные личные документы и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, его придется ждать. Также к списку приложили документ — донесение о пожаре, где указаны все подробности тушения. Из документа следует, что на происшествии трудилось 59 человек.
— Спасибо пожарным. Они очень умело действовали и очень быстро тушили, — заверяет Людмила Анатольевна.
В своей квартире женщина пока остаться не может. Во время пандемии она тяжело перенесла коронавирусную инфекцию с поражением легких 90%. Поэтому теперь ей сложно находиться в помещении со стойким запахом гари и сырости. Людмилу Анатольевну приютили друзья, которые живут в доме напротив. Те самые, предупредившие ее о пожаре. Когда я уходила, женщина жарила котлеты сыновьям своей подруги.
Три недели назад, 27 июня, в Омске был еще один пожар — горела крыша пятиэтажки на Волгоградской. Корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина ездила на место происшествия и общалась с местными жителями. Некоторые их них обвинили старшую по дому Галину, мол, возгорание произошло на ее балконе. Однако сама женщина настаивала на более прозаичном виновнике — нависшем над ее окнами проводе. По словам Галины, перед возгоранием он гремел и щелкал. Пожаром на Левобережье занялись в прокуратуре.