Утро 6 мая в Называевске было довольно обыденным: на улице стояла теплая и безветренная погода. В городе начались предпраздничные мероприятия в честь 9 Мая, к 11 часам дня на площади Победы стартовал забег «Za мир», а к 15 часам в местном доме культуры готовились к финалу конкурса патриотической песни.
Мирную жизнь города испортил поднявшийся к полудню штормовой ветер. Скорее всего, непогода стала причиной короткого замыкания на трансформаторной подстанции посреди поля сухой травы. Дальше всё сработало по принципу пороховой бочки: огонь начал пожирать ближайшие здания и порывами ветра перекидываться на соседние улицы. В зоне пожара оказался и местный дом престарелых — благо, всех удалось эвакуировать.
К утру следующего дня станет известно: сгорели как минимум 88 построек, среди которых 29 жилых домов. От них остались лишь фундамент и кирпичные печи. Что происходило в тот день и как жил город тем же вечером — в нашем репортаже с места.
Город, которого нет
По завершении дня Называевск напоминал вымерший город. Бьющий по перепонкам звук ветра перебивали только удары незакрытых калиток — даже лая местных собак не было слышно. По дороге через весь десятитысячный город мы едва насчитали на улицах и пятерых жителей. При этом свет в окнах был только в домах вблизи железной дороги — она ровно посередине разделяет город на две части. После аварии только у соседей Называевского вокзала свет и остался — у них общая электросеть, такое советское наследие, объяснят нам местные.
Единственным ориентиром в той части города, где еще днем со страшной силой полыхали дома, были проблесковые красно-синие маячки. Часть улиц перегородила полиция, чтобы автомобили не мешали работать спасателям. Пожарные машины занимали чуть ли не каждый переулок северо-восточной части Называевска — одни заправлялись водой с колонок, от других тянулись рукава к спасателям, которые продолжали бороться с постоянно возобновляющимися очагами то тут, то там.
— Вы на машине приехали? — спрашивает у нас один из пожарных и получает положительный ответ, — Есть воды попить?
Мужчина работает здесь уже 12 часов подряд. На борьбу с огнем вырвали прямо из отпуска, договаривает он и после утоления жажды вновь идет заливать тлеющие поленья чьего-то дома.
«Я 58 лет здесь прожил — такого никогда в жизни не было»
Еще несколько часов назад пожар тушили, что называется, всем селом: погорельцы и их соседи таскали тазики, ведра и целые бидоны с водой, лишь бы не дать огню поглотить очередную постройку. К вечеру из них остались самые выносливые.
— Из деревень всех пожарных прислали. Тут всё, что с бочками — три «канашки» (ассенизаторских машины. — Прим. ред.) — ездили тушили, — рассказывает называевец Леонид.
Вместе с друзьями он вышел посмотреть, что осталось на месте домов к концу дня. Его подруга Алена вспоминает, когда всё началось полиция оцепила улицы и попросила всех живущих поблизости собирать вещи — на всякий случай, вдруг огонь доберется.
— Милиция была, сказали собрать личные и ценные вещи и выйти всем. Мы в другой стороне живем, там за переулком, — рассказывает девушка. — Когда всё началось, электричество еще было, мама спросила, пришел ли племянник со школы. Говорила: «На улицу его не отпускай». Я спросила: «А что случилось?» Она: «Везде всё горит». Смотрю, а у меня за окном дым.
Не успокаивала девушку и отдаленность от эпицентра пожара, ведь за пару часов огонь прошел сотни метров от точки возгорания. К счастью, дом Алены не пострадал. Ситуацию усугубляло и то, что после начала пожара в городе вдруг отключили и воду. Почему в самый нужный момент дома остались без основного средства тушения, им никто не объяснил.
Особый контраст создают улицы, на которых ухоженные домики соседствую с тлеющим пеплом и обломками былого хозяйства. В одном из уцелевших домов живет мама Натальи — она только что приехала к ней, чтобы поддержать. Ее дом стоял примерно в 10 метрах от сгоревшего соседского.
— Огонь уже перекидывался, и это хорошо, что пожарные стали заливать оставшиеся еще дома водой. Здесь и соцзащита, и полицейские — тоже молодцы — приезжали, говорят, с ведрами заливать всё.
— Я, знаете, что скажу, — перебивает нас мужчина, один из членов семьи Натальи. — У них здесь шланг валялся порванный — стыдоба. С рваными шлангами приезжают — ему лет 50. Как же так?
Для тех, кого стихия всё же настигла, к вечеру открыли временный пункт размещения в общежитии местного техникума. Там для погорельцев выделили 91 место. Однако в списке на временное заселение так и не появилось ни одной фамилии.
— Город маленький, у каждого есть родственники, знакомые или друзья — вот все и разошлись, — объяснил директор техникума.
По его словам, за все 58 лет жизни в городе он повидал всякое, но пожар таких масштабов на его памяти впервые.
Что еще известно о пожаре?
Окончательно ликвидировать горение удалось только днем 7 мая. Одна небольшая авария по итогу привела к тому, что 250 человек остались без жилья и нажитого хозяйства. При пожаре пострадали несколько человек, но их состояние не является критическим. По мнению следствия, к происшествию привела халатность руководителя Называевского отделения электросетей Евгения Шалмова, который не смог обеспечить противопожарную безопасность на подстанции. Сейчас глава РЭС задержан, дальше расследованием будет заниматься второй отдел по особо важным делам о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики. Сейчас в Называевске работают следователи и криминалисты, которые проводят осмотры трансформаторной подстанции, территорий сгоревших домов, изымают документацию и допрашивают потерпевших и свидетелей.
Для помощи погорельцам уже организованы пункты получения гуманитарной помощи и открыт сбор средств. Также региональные власти выплатят людям материальную помощь — о восстановлении домов речи пока не идет.
За год до пожара в Называевске, 6 мая 2021 года, похожая ситуация произошла в деревне Каракуль Большереченского района — там сгорела половина домов. Восстановление деревни взяли на себя власти области. На месте пепелища стали возводить дома под ключ с мебелью, электричеством и водопроводом.