Происшествия репортаж «Мы сели на другие места и выжили»: вспоминаем трагедию 2015 года на Сыропятском тракте

«Мы сели на другие места и выжили»: вспоминаем трагедию 2015 года на Сыропятском тракте

Ночью на место столкновения автобуса и КАМАЗА приехали поливальные машины — смывать кровь с асфальта

На этом месте в аварии погибли 16 человек

Четыре года назад, 24 июня, под Омском крупная автомобильная авария унесла 16 жизней и сильно повлияла на омские пассажирские перевозки — последствия аукаются до сих пор. Выжившие рассказали корреспонденту NGS55.RU о том, что места в автобусе, на которые они обычно садились, заняли другие люди и погибли.

Авария произошла в 17:40 на Сыропятском тракте. Автобус ЛиАЗ, арендованный у ПАТП № 4 птицефабрикой «Сибирская», после смены вёз 24 рабочих предприятия в Богословку и Кормиловку. На 21-м километре Сыропятского тракта автобус сначала съехал на обочину, а затем резко вырулил на встречную полосу, где врезался в КАМАЗ с прицепом, груженным кирпичами. На месте погибли оба водителя, пассажир КАМАЗа и 13 пассажиров автобуса. 11 выживших с самыми разными переломами и черепно-мозговыми травмами доставили в городские больницы. Они мало что помнят.

Видео: Елена Латыпова / пресс-служба МЧС по Омской области
Пострадавшие лежали по кюветам, из автобуса их вытаскивали спасатели. От удара оторвались сиденья, очевидцы характеризовали всё это как «месиво»

Сейчас на Сибирской птицефабрике «Продо» уже не работает ни одного из выживших в аварии. Корреспонденты NGS55.RU нашли их в Богословке, куда и ехал автобус. Местный житель Сергей Насибов рассказал, что до сих пор не может вспомнить последние минуты перед аварией — амнезия. По словам других пассажиров того автобуса, с которыми пообщался корреспондент, он ехал сзади. По всей видимости, это мужчину и спасло.

— Глаза открываю — кровь на асфальте, до сих пор плохо, когда вспоминаю. Скорые, пожарные… А на земле изувеченные люди лежат. У меня рука сломана, рёбра, голова ударена была с правой стороны... Лежал полтора месяца на больничном в Омске. Только домой вернулся — инфаркт, снова на операцию. Многих друзей потерял — как минимум каждые утро и вечер вместе ездили. Такие хорошие ребята были. Водителя лично не знал, но говорят, что хороший водитель, — рассказал Сергей Насибов.

Сергей Насибов, наверное, даже рад, что не помнит большей части ужаса. Его тело покрывают шрамы

Других участников аварии — Анатолия и Надежду Капитоновых — спасла случайность: места в автобусе, на которые они обычно садились, заняли другие люди и погибли.

— Такое не забывается. И нельзя такое забывать. Обычно мы садились с правой стороны с женой, возле дверей. А тут её подруга взяла и заняла это место. Свободных мест много, и мы сели слева, где-то посерёдке. Жара, закимарил. Вдруг автобус туда-сюда, я головой круть… И темно, всё. Очухался, на обочине лежу. Не знаю, вылетел или вытащили… Автобус ромбом стоит. Рядом кто-то стоял, спрашиваю у него про жену — говорит, живая, но в тяжёлом состоянии уже увезли. Я тогда успокоился, и он ещё говорит — лежи, не шевелись. Это потом выяснилось, всю шею переломало, ни одного позвонка не осталось. А подруга жены, севшая на наше место, погибла, — рассказал Анатолий Капитонов.

Я то в сознание приду, то потеряюсь. В какой-то момент очнулся в БСМП-1. До сих пор ничего тяжёлого поднимать не могу, на работу больше не выходил.

Каждое утро боль в шее напоминает Анатолию Капитонову о трагедии 

По словам мужчины, его жена была одним из двоих самых тяжёлых пострадавших — второй был из Кормиловки. Говорит, на своих ногах ходит — и то слава богу. Даже медики из первой бригады скорой, прибывшей на место, признались, что такого не видели.

— Честно говоря, в первые секунды я просто растерялась. Я и два фельдшера — к кому бежать, как бежать? Родственники просили помочь их родным. Я собралась, и мы пошли работать, но не бригадой, а каждый сам по себе, — рассказывала детский врач-реаниматолог Вероника Каркула.

Врач распределяла пострадавших по каретам скорой помощи до последнего момента, когда из-под кирпичей достали тело водителя КАМАЗа.

— Мне казалось, что всё это длилось вечно. Я пришла наутро и заметила, что у меня поседели волосы на голове. Раньше седых волос не было. После этого я трое суток не могла спать, закрывала глаза и передо мной были искореженные тела, а в ушах слышались крики о помощи, — вспоминала врач.

Тело водителя КАМАЗа оказалось погребено под кирпичами
25 июня 2015 года в Омской области был днём траура

Чтобы убрать технику, спасатели использовали буквально весь арсенал — расширители, гидравлические кусачки, силовые цилиндры, бетонорезы... Остатки автобуса не помещались даже на специальный большой эвакуатор, и его пришлось резать на части. А ночью на 21-й километр Сыропятского тракта приехали поливальные машины из Омска — смывать кровь с асфальта. Многие родственники погибших и пострадавших узнавали об аварии далеко не сразу: одна жительница Богословки услышала о смерти своего мужа в сельском магазине, когда покупала ему сигареты.

Аварии присвоили статус чрезвычайного происшествия. Следком возбудил два уголовных дела — по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц) и по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Водитель автобуса в момент аварии находился за рулём около 12 часов, ещё и на жаре. Это было нормальной практикой

Сотрудники омских ПАТП позже рассказывали, что водители вынуждены выезжать в пять утра и заезжать в 11 вечера, чтобы не получать зарплату 10–15 тысяч рублей
В мае 2017 года Ленинский суд потребовал от ПАТП-4 выплатить 22 миллиона родственникам погибших

Почти сразу стало известно, что рулевое управление автобуса на момент аварии было исправным, и водитель КАМАЗа в последний момент попытался уйти от удара. Алкоголя в крови обоих погибших водителей не нашли. Однако разбирательство по делу погибшего водителя ЛиАЗа Александра Любовцева началось почти через год. Его родственники были уверены в его невиновности.

Однако эксперты из СибАДИ, ОмГМУ, Омского кардиологического центра и лаборатории судебных экспертиз сделали вывод, что «у водителя была возможность в момент ухудшения самочувствия снизить скорость, остановиться на своей полосе движения и не допустить выезда с последующим столкновением». По данным экспертиз, 55-летний водитель автобуса погиб от травм, полученных при аварии, а не от возможного сердечного приступа, вызванного ишемической болезнью сердца. Омский райсуд вынес вердикт: водитель должен был снизить скорость и остановиться, если у него ухудшилось самочувствие. Любовцева признали виновным посмертно.

Директора ПАТП-4 Александра Чертоляса через два дня после аварии взяли под стражу, а позже отпустили под домашний арест. Спустя два года ему и начальнику автоколонны Валерию Коченевскому дали условные сроки: первому — 4,5 года, второму — четыре.

«Почему автобус работал на заказе? Не первый год ПАТП финансируется по остаточному принципу. А заказы — это дополнительные деньги, которых не хватает»

Эксперты не обнаружили на этом участке недостатков полотна, которые могли бы привести к аварии. Однако уже через месяц дорожники закатали сюда ещё 320 тонн свежего асфальта. В итоге сейчас это один из самых ровных участков трассы

Сразу после аварии полиция и спецкомиссия начали проверку ПАТП № 4. Уже утром, после осмотра автобусов, девять из 150 машин не выпустили на маршрут из-за неисправностей в рулевом управлении, повреждений колёс, отсутствия аптечек и огнетушителей... За следующие четыре дня проверку на дорогах не прошли ещё 90 городских автобусов разных предприятий.

О том, что техника изношена, а люди перерабатывают в полтора-два раза, знали все, но машины продолжали выходить на линию. После аварии переработки запретили, и в перевозках начался коллапс: с июля из-за нехватки водителей и кондукторов начали простаивать по 80 городских автобусов ежедневно. И возвращаться в гаражи они стали на два часа раньше — в 22:00. А троллейбусы — уже в 19:00.

Директор омского дептранса Виталий Маслик заявил, что для нормальной работы Омску нужно где-то найти ещё полтысячи водителей. При том, что действующие сотрудники признавались: сами готовы уволиться из-за бесконечных проверок и моментально упавшей зарплаты.

— Проверки замучили: механик перед выходом на маршрут машину проверит, выезжаешь, а там ГАИ стоит. Они проверяют, если что-то находят, тебе штраф 1500 рублей, механику штраф и ПАТП штраф. А у механика зарплата всего 9 тысяч, им уже по 25 тысяч штрафов понавыписывали, — рассказывал один из водителей.

«Запчасти покупали за свой счёт и мы, и механики, иначе не выйдешь на линию и ничего не заработаешь».

В ноябре из-за проверки регионального управления государственного автодорожного надзора автобусы не смогли выйти на 22 маршрута. ПАТП-4 прибегло к помощи других предприятий и частников. Позже предприниматели начали брать простаивающие автобусы в аренду. Со временем частники развернулись, заняв массу маршрутов, а сейчас их снова начали вытеснять с рынка. Но это тема для других публикаций.

К памятнику не зарастает тропа. А в годовщину трагедии на Сыропятском тракте собираются все родственники погибших
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства