Мой дом репортаж «Мне жить негде»: как омичи из барака на Степной мечтали о расселении, а теперь платят за аренду

«Мне жить негде»: как омичи из барака на Степной мечтали о расселении, а теперь платят за аренду

NGS55.RU рассказывает историю многострадального дома на улице Степной

Двухэтажный дом на Степной построен в конце 1950-х

Двухэтажный дом по адресу: улица Степная, 95а признали аварийным два года назад, однако о серьезных проблемах жилища мы писали задолго до этого. Жильцы рассказывали, что здание начало разрушаться в середине нулевых, и причиной этому стало строительство десятиэтажки по соседству. В какой-то момент жить в бараке стало невозможно, поэтому люди, не дождавшись расселения, начали переезжать в съемные квартиры. NGS55.RU попробовал разобраться, почему омичи оказались в такой ситуации и как они живут сейчас.

Разрушающийся дом

За час до нашего визита около двухэтажки на Степной вспыхнул сарай. С огнем спасатели справились быстро и без особых усилий. Теперь о деревянной постройке напоминало лишь тлеющее пепелище. Снаружи дома и внутри него появились большие лужи. Пожарные решили перестраховаться, поэтому обдали водой крышу, стены и подъезд двухэтажки.

Всё, что осталось от сарая
Компьютерный стул спасти не удалось
Сапоги пришли на помощь

Об этом доме, построенном более 60 лет назад, СМИ заговорили в 2018 году. Омичка Евгения Вислогузова, местная жительница, присылала в редакцию NGS55.RU снимки двухэтажки.

— В XXI веке — вода из колонки, до которой можно добраться через туннель, печное отопление, газа нет, туалет на улице. Вокруг всё уже застроили элитными домами. Людям в глаза смеются и говорят, чтобы сами расселялись, на наши письма идут только отписки. Дом в аварийном состоянии, людям страшно жить в нём, но выхода нет, — жаловалась женщина.

Этот настил необходим для того, чтобы попасть внутрь дома

Тогда же NGS55.RU и решил посетить этот дом. В нем восемь квартир: причем каждая разделена на несколько больших комнат, чтобы в них могли жить сразу несколько семей. В ходе визита мы увидели фасад с осыпающейся штукатуркой, треснувшие стены, заплесневевший потолок и открытые нараспашку деревянные двери в подъезд. В таких условиях продолжали жить люди.

В мае 2019 года в двухэтажке рухнул потолок. К счастью, пострадавших не было. Мы вновь побывали в доме и поговорили с жильцами, в том числе с омичом Дмитрием Вислогузовым. Мужчина уверен, что проблемы с домом начались в 2006 году: тогда по соседству с их жилищем стартовало строительство десятиэтажки по адресу: улица Куйбышева, 56.

Дмитрий (слева) долго борется за расселение двухэтажного барака

В разговоре с нами Дмитрий заявлял, что, после того как рабочие начали забивать сваи, поднялся уровень грунтовых вод. Из-за этого, пояснял мужчина, двор начало топить, а дом стал заваливаться и разрушаться. Со временем жить в двухэтажке стало невозможно, и люди — одна семья за другой — начали покидать барак.

Одно обещание

Дмитрий Вислогузов рассказал, что ЖСК «Омская Слобода», который строил десятиэтажку, хотел снести частник и бараки. Взамен жильцам обещали новое жилье или деньги. До поры до времени так всё и было. За свои квадраты люди действительно получали компенсацию. Обветшалый дом на Степной, 95а тоже планировали снести. В свое время у жильцов даже спрашивали, какое именно жилье (или сколько денег) они хотели бы получить взамен.

Наводить порядок на лестнице теперь бессмысленно

Но со сносом дома почему-то тянули, хотя людям продолжали давать обещания. Жильцы, мечтая о переезде, до поры до времени верили в скорый снос барака. О том, что обещание так и не было выполнено, Дмитрий Вислогузов говорил еще в 2018 году. Напомнил он об этом и сейчас:

— Застройщик заключил соглашение с городом на расселение частного сектора и [многоквартирных домов]. Он взял на это деньги. И наш дом был в середине границ [участка под снос]. <...> Снесли всё, кроме этого дома! — отметил Дмитрий.

Люди давно вывезли вещи из дома

При подготовке первого материала, который выходил в 2018 году, мы получали комментарий от Елены Суриковой, тогда еще председателя ЖСК «Омская Слобода». Руководитель не только ответила на вопрос о сваях, которые, как говорил Дмитрий, рабочие вбивали в землю. Она также заявила, что жильцы дома требовали слишком больших компенсаций.

— Мы даже сваи не били, дом ставили на монолитной плите, специально так сделали. Мы всё строили в рамках отведенных земельных участков, которые нам дали на строительство. Расселение в этом квартале на сто миллионов [рублей] прошло, мы всех расселили, кого могли — бараки, частный сектор. Остались только они, потому что очень много хотели денег. И когда мы в свое время расселяли людей, они отказались. Требования у них были непомерными, — поясняла Елена Сурикова.

Вдалеке — та самая новостройка

Такого же мнения придерживаются и некоторые люди, которые жили в домах поблизости — ныне снесенных. Например, омичка, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, что в свое время и она, и ее соседи были согласны на денежную компенсацию. По ее мнению, если бы люди из барака на Степной, 95а были скромнее в желаниях, то их проблема давно была бы решена.

В последствии ЖСК «Омская Слобода» стал банкротом и недавно официально прекратил свою деятельность. Что касается людей из барака — одни уже умерли, другие разбрелись по разным уголкам города и даже области.

— Я ощущаю себя бомжом, — говорит Лариса. Она 35 лет жила в доме на Степной. — У меня нет жилья, кроме этого. Жить нигде! Я снимаю квартиру рядом с работой — чтобы было удобно. Знаю, что кто-то умер, кто-то к родственникам переехал.

За домом никто не ухаживает, поэтому он продолжает разрушаться
Лариса планирует добиваться скорейшего расселения

С проблемой столкнулась и другая жительница дома. Она покинула барак одной из последних:

— Тяжело ли было? Воду носили, дрова носили, топили день и ночь, всё замерзает! Входные двери я на ночь закрывала. Здесь бомжи ночевали. Окончательно отсюда съехала в прошлом году. Сейчас я временно живу у родственников. Это пока племянник на севере, но он скоро приедет. Буду снимать комнату, мне жить вообще негде.

Известно, что некоторые жильцы дома взяли квартиры в ипотеку. Еще одна пенсионерка уехала к родственникам в Кормиловский район.

Сюжетный поворот

В 2021 году двухэтажку на Степной признали аварийной. Для этого омичи собрали необходимые бумаги, сделали за свой счет экспертизу дома и дождались решения комиссии. И хотя люди уже фактически не живут в бараке, они всё еще остаются собственниками квартир и комнат. Но позже оказалось, что срок расселения дома — до конца 2028 года. Людей это, очевидно, не обрадовало.

Владельцам квартир по-прежнему приходят квитанции

Затем в историю вмешалась прокуратура Центрального округа. В ведомстве провели проверку и посчитали срок расселения неразумным. Прокурор потребовал в суде установить более адекватную дату — до 31 декабря 2022 года. Центральный районный суд согласился с доводами и удовлетворил иск. После этого администрация города подала апелляцию. Омский областной суд рассмотрел жалобу и оставил первое решение в силе.

— Проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда отметила, что, согласно техническому заключению, физический износ дома составляет 77%. Конструкции фундаментов, стен, перегородок, перекрытия, кровли, пола, оконных и дверных блоков, деревянной лестницы и козырьков, а также система электроснабжения и отопительные приборы находятся в аварийном состоянии, — отмечали в пресс-службе суда.

На сегодняшний день дом на Степной, 95а по-прежнему не расселен. NGS55.RU обратился в пресс-службу администрации с вопросом, когда мэрия планирует исполнить судебное решение, и ожидает ответа.

Время покажет, чем закончится история с домом на Степной, 95а

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления