На карте Омской области сейчас, пожалуй, нет места беспокойнее, чем Знаменский район, расположенный в северной части региона. Его жители столкнулись с большой по местным масштабам проблемой, решения которой найти пока так и не удалось. В канун Нового года, 30 и 31 декабря, знаменцам отключили газовое отопление, оставив их наедине с обогревателями и суровыми северными морозами. Бессонная ночь, скверное настроение, чувства беспокойства и глубокого возмущения — так местные жители встречали 2021 год.
Корреспондент NGS55.RU Вячеслав Кумпан побывал в Знаменке 6 января, а два дня спустя областное правительство сообщило о том, что получило жалобы от местных жителей. В тот же день, 8 января, им должны были выдать дополнительные обогреватели. Кроме того, людям пообещали предоставить разовую компенсацию.
На первый взгляд Знаменка полна спокойствия и умиротворения. Ты идешь по тихим морозным улицам поселка и не замечаешь какой-либо суеты. Куда ни глянь, из труб частных домов вьется серый дым, в воздухе стоит запах растопленной печи, а рядом с оградами домов припасены дрова.
Эта близкая сердцу атмосфера крайне обманчива, потому что сейчас в этом поселке нет людей, которые бы не чувствовали тревогу за свой комфорт и будущее. Как бы это дико ни звучало, но знаменцы столкнулись с вопросом выживания, а та самая растопленная печь служит лишь следствием удручающей проблемы.
Газоснабжение в Знаменке отключили практически везде — и в частных домах, где печка служит «альтернативным источником отопления», и в многоквартирных, которых в поселке насчитывается 28.
— Мы пришли с работы — в доме холодно. Ничего не приготовить. Отключили полностью: и отопление, и пищеприготовление, которое дали только к концу дня. Такой у нас был Новый год. Пошла плесень по дому. Мне ребенка пришлось к бабушке отправить, потому что в такой обстановке жить невозможно, — начинает свой рассказ местная жительница.
Тевризское газоконденсатное месторождение, принадлежащее ОАО «Тевризнефтегаз», обеспечивало топливом три северных района Омской области — Тевризский, Знаменский и Тарский. На территории добычи газа функционируют три скважины, и все они проблемные: скважина № 5 эффективно работает только при положительной температуре, скважины № 110 хватает лишь для приготовления пищи, а еще одна, скважина № 6, из-за обводнения нуждается в проведении гидроизоляционных работ.
Пришедшие в Омскую область морозы поспособствовали снижению давления на устье скважин и объектов добычи газа. В попытке избежать аварийной ситуации природный газ, который должен был согревать местных жителей в зимние морозные вечера, решили перекрыть.
Чтобы обеспечить знаменцев теплом, региональное правительство закупило электроконвекторы, которые должны были послужить «альтернативным источником отопления» многоквартирных домов. В домах усилили электропроводку, а сами приборы выдали позже, лишь 26 декабря. Но случился, пожалуй, худший сценарий из возможных — оказалось, что ни проводка, ни электроконвекторы со своими обязанностями справиться не могут.
— Ранее нас агитировали за то, чтобы мы дали разрешение на улучшение электропроводки, чтобы в случае экстренной или чрезвычайной ситуации были либо конвекторы, либо отопление. Часть людей согласились, исходя из того, что это обычный элемент быта: газ отключился — на пару дней включили конвекторы. Но никто не говорил, что у вас никогда не будет газа и вы будете топиться электричеством. В таком случае большинство людей никогда бы не поставили подпись под этим документом, — говорит местная жительница Марина.
С включением электрических обогревателей в многоквартирных домах ситуация лучше не стала. Со слов знаменцев, электроконвекторы могут нагревать воздух лишь вокруг себя. И, даже несмотря на то что их раздали по одному на комнату, теплее людям не становится.
— Все окна замерзли — покрылись льдом. Двери во льду. На люстрах взрываются плафоны. То ли это всё не просчитано, то ли сэкономлено… Пока всё именно так, — говорит женщина.
Свалившаяся на голову проблема вынуждает жителей нести ненужные траты. Из-за включенных конвекторов и электропроводки у знаменцев горит техника — телевизоры, микроволновки, стиральные машины. У кого-то горят сами конвекторы, а также электрические котлы.
Но самый главный вопрос, которым задается едва ли не каждый местный житель, — где же брать деньги на оплату электроэнергии?
— Теперь нам говорят: «Ребята, извините, но газа у вас, скорее всего, не будет. У вас электроконвекторы». Люди понесли дополнительные затраты — поставили электрокотлы. На трехкомнатную квартиру за три дня у меня набегает 1300–1400 рублей. Без бойлера я буду платить около 15 тысяч рублей в месяц. У меня нет таких денег. Мы ходим на работу не для того, чтобы только оплачивать коммунальные услуги и еще остаться должными. Помимо этого, у нас очень дорогая вода, канализация и прочие вещи. Мы как будто на Рублевке живем, а не в Знаменке.
Не видя иного выхода, знаменцы дружно пошли в местную администрацию устраивать совсем не дружный разговор. Основные требования — дать газ и пересмотреть тарифы на электроэнергию. Такая мера кому-то действительно приносит результат — газ в дома, хоть и до поры до времени, возвращают.
Однако далеко не все люди имеют возможность навестить местные власти — кто-то работает, кому-то не позволяет здоровье. В итоге получается так, что один человек возвращает тепло назад, а другой остается с электроконвекторами в холодной квартире.
— Подключают по своим спискам. В итоге сверху есть газ, снизу его нет. Я понимаю, если грудной ребенок, старик, лежачий… Мы говорили на собрании — включайте всем до победного. На сколько хватит и ладно. Отключат, сядем все на конвекторы. Если газа нет и деваться некуда, тогда нужно было решать вопрос по осени. Кто-то бы подготовился, печку поставил. Сейчас мы требуем, чтобы пересмотрели тарифы за электроэнергию. Мы не можем оплачивать такие счета. Нас сталкивают лбами. Какая-то маленькая гражданская война в одном населенном пункте. Есть такое выражение — смелость города берет. В нашем случае это наглость — люди отопление вырывают себе зубами. Мы все держимся кучками друг за друга. Если бы все изначально были против электрического отопления, то они бы искали другой выход, — продолжает местная жительница.
Многие люди, желая обеспечить себя теплом, покупают электрокотлы. Знаменцы говорят, что теплоотдача от них больше, но расход энергии в сравнении с электроконвекторами меньше не стал. Еще одной дорогой покупкой послужит бойлер. Бань в поселке нет.
— Самый дешевый котел стоит 4300 рублей. Все комплектующие — 10–12 тысяч, зависит от размера квартиры. Его установка — 5–6 тысяч, проводка — от 1,5 до 2 тысяч. В итоге получается около 20 тысяч рублей на всё. Еще покупка 50–100-литровых бойлеров… — говорит женщина.
По словам знаменцев, проблема с газом продолжается уже пять лет, и за это время можно было как-то ее решить. Например, закольцевать газ через Большеречье.
— Мы все вбухиваем деньги в Тевризское месторождение. Сколько там миллионов? 28? Я думаю, хватило бы этих денег, чтобы закольцевать нас через Большеречье. Никто ничего не делает, — говорит местная жительница.
Еще одним выходом знаменцы видят строительство модульных котельных, которые, например, помогают тарчанам. Так будет безопаснее, а значит спокойнее.
— Включены конвекторы, как можно уходить на работу? Проводка усиленная, говорят, но у многих плавятся розетки… Не получается жить на том уровне, как раньше. Население Знаменского района не настолько богато, чтобы позволить себе электрическое отопление, — жалуются люди.
На пути к многоквартирным домам я встретил других местных жителей, которые также были не против рассказать о печальном опыте последних дней.
— Когда у вас отключали газ?
— 09:30 утра, 31 декабря, дом полностью отключили от газоснабжения. Мы вышли с соседями на улицу. Там стояли мужчины, мы у них спросили: «Кто вы такие, почему вы перекрыли нам газ?». Нам ни один не показал удостоверение, сослались на администрацию. Мы пошли в администрацию, где нам ничего не показали, ни одного постановления. Розетку нам довели только до подъезда. Я ушла в ночь, оставив квартиру без обогрева. Наши розетки не выдерживают. 1 января я пришла с работы — у меня в квартире 8 градусов. Вызвала службу, к обеду они провели нам розетку. Включили конвекторы, и за 2,5 дня у меня набежало 400 киловатт света — это 1500 рублей. Где мне их взять с моей зарплатой в 9100? Мы 2 января купили в Таре котел, но тепла от него нет. Были и в прокуратуре, и в полиции — результата никакого. Нет даже постановления. Сейчас нам включили газ, но сказали, что скоро опять отключат. Многих людей с детьми не подключили, стариков…
— А конвекторы справляются со своей задачей?
— Вообще нет. Они сильно нагреваются, горят, и тепла нет. Представьте, у меня был включен котел и 4 конвектора, а в квартире было 11 градусов. Мы предлагали, чтобы создали ЧС, но никто не вводит.
В районе многоквартирных домов уже собралось приличное количество обеспокоенных своим положением людей. Основные вопросы и претензии остаются теми же — когда подключат газ, почему у одних он есть, а у других нет, откуда брать деньги на электроэнергию при мизерных зарплатах?
— Просто издеваются над людьми. Пойдем поругаемся, включат. Проходит время, опять отключают газ. Если газа мало — хорошо, пусть горит до последнего. А то одним включили, другим выключили. Сперва нам сказали, что это на несколько дней, теперь говорят, что газа вообще нет. Людям как жить? — задается вопросом женщина.
— Эти проводки на соплях висят. Кому-то нормально сделали, кому-то как попало. Она не выдерживает. Конвекторы стали выдавать 26 декабря, вы вот представьте себе! Они горят, плавятся! Мы просим, введите ЧС, хоть какой-то шаг будет! Нам это нужно для выживания!
Ранее в администрации Знаменского района утверждали, что всех пенсионеров газом точно обеспечат. Женщине на фото ниже 80 лет. Она из тех пожилых людей, которым газ пока так и не подключили. Понимания того, как составляются списки, кажется, нет и у самих местных жителей.
— Я не могу добиться подключения. В прокуратуру заявление отнесла вчера — зарегистрировали, но никаких результатов.
На севере Омской области начало темнеть. На пути к знаменской автостанции, предвкушая вторую за сегодняшний день шестичасовую поездку, я встретил мужчину, который остановил меня, поскольку ему, как и всем живущим здесь людям, есть что сказать.
— 21-й век! Они за три года проблему не решили. Нам дали конвекторы, ими только туалеты отапливать. Вообще не понимаю. У меня в голове не укладывается. Это смешно! За рубеж газ тянем. Один поток, второй поток... А своих сибиряков, свой же народ поставили на колени. Придумали, электричество, блин…