Партнерские роды до сих пор вызывают кучу споров. И мужчины в них почти не участвуют. Это прерогатива женщины решать — «муж должен быть со мной» или «мужчине там не место». Многие женщины уверены, что поддержка любимого человека в столь сложные часы необходима, а оппонентки апеллируют тем, что присутствие мужчины может повлиять на сексуальные отношения в дальнейшем. Звучат даже мысли, что муж увидит что-то страшное и кровавое и чуть ли не бросит семью.
Мы в свою очередь поговорили с несколькими мужчинами, которые прошли с женщиной процесс рождения ребенка и которые однозначно отвечают: муж или партнер должны присутствовать на родах. И если таких мужчин некоторые называют героями, то они сами заявляют: герои именно женщины, и их возлюбленные должны это знать. Откровения мужчин — в материале NGS55.RU.
Илья и дочка Александра
Рожать вместе Илье предложила супруга Ирина. Пара тщательно готовилась к рождению первого ребенка. Ирина ходила на курсы для беременных, а дома рассказывала супругу, что да как. И пришла идея партнерских родов. Илья признаётся: страха не было, только ощущение неизвестности. Мужчина немного волновался, что помешает или не сможет успокоить любимую женщину. На всякий случай пара подстраховалась: решили, что Ирина пойдет рожать со специальной помощницей — доулой, а если та не сможет, то ее заменит муж. Но Илья уже понимал, что хочет присутствовать при рождении дочери. В итоге доула действительно не смогла, а муж Ирины во всей готовности ждал дня икс: читал статьи в интернете, изучал литературу, разговаривал с женой, учился, как ей помогать во время родов.
— Во-первых, я шел с целью поддержать Иришку. Во-вторых, она мне сказала, чтобы смотрел, наблюдал, спрашивал: чтобы не тот препарат не дали, чтобы роды не стимулировали. Она хотела родить сама, — рассказал Илья.
Перед родами Ирина лежала на сохранении и в нужный момент сообщила Илье, что можно приезжать. Дома было всё собрано: еда, одежда, сладкое, чай, пеленки и далее по длинному списку.
— Я всю беременность с собой подушку возил и в роддом еще кучу подушек с собой взял, — смеется Илья.
Роды шли девять часов. Илья уверенно говорит: не растерялся ни разу, это подтвердили и врачи, которые оценили спокойствие мужчины, похвалив за заботу о жене. Так Ирина оказалась в надежных руках не только врачей, но и своего партнера по жизни.
Перед родами супруги находились в полумраке, освещение можно выбрать самостоятельно. Илья привез с собой и музыку, но ее решили не включать. Чтобы отвлечь жену от боли, мужчина напоминал Ирине, как они ездили вместе в Крым, заводил разговор, как они будут дальше растить дочку, рисовал светлое и счастливое будущее, гладил жену по голове и просил дочку поторопиться.
— Я делал жене массаж рук, ног, головы. Расчесывал волосы. Подавал еду, приносил и уносил воду, переворачивал на бочок, подкладывал и убирал подушку. Помогал вставать, помогал ложиться, открывал или закрывал окно. Но мы никак не могли разродиться и нас предупредили, что придется стимулировать роды. И акушер подсказала тужить. Лежа не получалось, мы начали сидя. Я присаживал Иришку, потом поднимал обратно на руках, потому что у нее уже не было сил. Мы дышали вместе, я отсчитывал время. Я видел, что ей очень тяжело, и думал, какая она у меня сильная девушка, — Илья во всех подробностях помнит ночь появления дочери.
До последнего мужчина был с женой. Врачи говорили, что обычно мужья к самому появлению малыша предпочитают уходить. Илья остался и держал Ирину за руку, стоя у изголовья. Говорит, когда дочка родилась, был счастлив, что всё закончилось и жена наконец перестанет мучиться. Дочку назвали Александрой.
— Я думаю, многие больше всего боятся, как говорится, «туда» заглянуть. Этого можно не делать. После родов мы с Иришкой стали ближе, стали роднее, как единое целое. Мы теперь в совсем других отношениях. Я знал, что, если бы Иришка была одна, она бы очень переживала. А со мной рядом ей было спокойно. И когда прошло определенное время, я уже понял, что я нужен. Я всё сделал правильно. Я советую мужчинам это испытать — готовиться, ходить на курсы и быть рядом до конца, — советует Илья.
Михаил и сын Леван
Михаил тогда служил актером омского театра, и работа чуть не помешала ему встретить появление своего сына. Но то ли провидение, то ли что-то иное помогло, и Михаил успел на роды к супруге.
К рождению ребенка семья подходила ответственно. Выбирала роддом, изучала литературу, ролики в интернете. Незаметно для себя Михаил и Юлия пришли к идее партнерских родов.
— Мы поняли, что это будет хорошо для обоих: и жене поддержка, и я буду спокоен. Поэтому я с большим удовольствием на это согласился. Конечно, жена задавала вопросы: «Ты точно уверен?» Говорила, что будет сложно, тяжело и долго. А я, собрав в голове всю информацию, наоборот, хотел поддержать жену и быть с ней в этот действительно очень трепетный момент для нашей семьи. Это появление новой жизни. Это непередаваемые эмоции. Когда ты находишься с женой, это удваивает счастье от рождения ребенка, — рассказал Михаил.
Мужчина ходил с супругой на курсы, где пару учили, как рожать, к чему готовиться, как готовиться, как переносить боли. Михаил старался выделить свободное время, чтобы узнать, как можно больше. Как он вспоминает: на курсах был молодой парень, которого жена почти принудила к партнерским родам. Но наш собеседник уверен, что к такому решению мужчина должен прийти самостоятельно.
В роддом пара приехала вместе около 10:00, а в 20:00 Юлии сделали кесарево сечение. Перед этим Михаилу пришлось отлучиться: в репертуаре стоял спектакль. Он быстро вышел на сцену, отработал в постановке и полетел обратно в роддом. Акушерка предупредила, что если мужчина приедет к восьми часам, то успеет на роды, поэтому Михаил не вышел даже на поклон. Ровно в восемь он забежал на этаж, когда Юлию уже готовили к операции. Говорит, что растерянности или испуга не было, потому что на курсах их подготовили ко всему — объясняли до последнего нюанса, что и как происходит.
— Быть рядом, это уже дорогого стоит. Потому что для женщины это очень, очень, очень тяжелый момент. Ей очень сложно и очень больно. Женщины несколько месяцев готовятся к тому, чтобы стать мамой. Если бы мужчины готовились хотя бы наполовину, читали бы, интересовались, смотрели видео или слушали с женой подкасты, мне кажется, им не было бы страшно. А наши мужчины как привыкли? «Вот! Появился ребенок, теперь я куплю ему игрушку» или «Он пока ничего не понимает, вот когда начнет разговаривать, тогда я буду с ним общаться». У нас архаичное отношение к воспитанию ребенка. Это старый подход, и мне он непонятен. Быть рядом и воспитывать ребенка — это важный аспект для обоих родителей, — резюмирует Михаил.
Сегодня Михаил и Юля — счастливые родители сына со звучным именем Леван.
Денис и дочь Василиса
Денис никогда не думал о том, чтобы присутствовать на родах. Но когда супруга Валерия ему предложила, согласился сразу. Тем более когда-то его друг тоже участвовал в партнерских родах и рассказывал, что эмоции только положительные, а страшного в этом ничего нет. Валерия ходила на курсы, Дениса не отпускала работа, но мужчина сам читал, как себя вести, чем помогать и самое главное — как не мешать. Перед родами Валерия лежала в роддоме около месяца и позвонила мужу, когда наступило время рожать.
— Мне жена позвонила, сказала, что пора. Я приехал, сдал экспресс-тест на ковид, пока дождался результата, переоделся, и медсестра меня провожала до палаты. Мы поднялись на лифте, и тут со всех сторон такие дикие оры. Я такой думаю: «Ну ладно, сейчас приду, обниму ее, спрошу, как дела». Захожу в палату, а она лежит на этой кушетке, держится руками за поручни и стонет от боли. И тут я понял, куда попал, — уже со смехом рассказывает Денис.
Мужчина говорит, что страшно не было, а вот опыт он получил интересный. С чем сравнить — не представляет, впервые оказался в таких обстоятельствах, когда от тебя ничего не зависит. Но за женой ухаживал по мере своих сил. Массировал спину, поддерживал на фитболе, подбадривал, смешил, отвлекал. Между схватками старался общаться с женой на бытовые темы. Потом настали сами роды. Дениса в самую гущу событий не пустили врачи, но он находился рядом.
— Дочь родилась, ее сразу положили маме на животик. Потом ребенка забрали, а я смотрел на жену — она плакала от счастья. Дочку осмотрели, запеленали, и тут я уже не помню. Всё как в тумане. Мне дали ее подержать, я был так счастлив. Она родилась с необычайно красивейшими синими васильковыми глазами, — говорит Денис.
Ребенок был долгожданным. Друзья и знакомые, по словам Дениса, хорошо отреагировали на то, что мужчина пошел на партнерские роды. Никто не пытался отговаривать, только подшучивали. Дочку назвали красивым именем — Василиса.
— Я считаю, что должен был находиться в этот момент с ней, поддержать ее. И да, связь с женой стала намного сильнее. Момент рождения новой жизни сближает очень сильно. Я как будто прочувствовал на себе, что она чувствует в этот момент, какие эмоции испытывает. Просто ей нужна была опора, чтобы справиться даже не в физическом плане, больше в эмоциональном. Если у нас будет второй ребенок или, дай бог, и третий, готов присутствовать на каждых родах, — уверенно говорит Денис.
Дмитрий и дочь Элина
Супруги Дмитрий и Ольга тоже не раздумывали долго, принимая решение рожать вместе. Ольга ходила на курсы подготовки, и одно из занятий было посвящено партнерским родам. Дима пошел с женой. Там предупредили, что женщина во время схваток может ругаться, прогонять мужчину, кричать на него, злиться, объяснили, как себя вести, когда такое происходит, и в целом рассказали про весь процесс. Дмитрия ничего не испугало, и он начал готовиться вместе с женой к счастливому моменту. Повезло, что рядом был друг, который тоже не так давно рожал с супругой и смог рассказать в подробностях, как это происходит. Хотя некоторые знакомые решение Димы не поддержали. Пугали тем, что потом он не сможет смотреть на жену, что будет отвращение и даже, что он сменит ориентацию. От такой ерунды мужчина отмахивался сразу.
— Единственное, что я Ольге сказал: «Я весь путь буду с тобой, но, когда ты будешь уже рожать, я отойду, чтобы не мешать врачам». Оля согласилась. Ей было важно, чтобы я с ней был именно весь путь, — вспоминает Дмитрий.
Около пяти вечера пара приехала в роддом. Схватки начались еще утром, но наученная на курсах Ольга знала: ехать рано. Дима успел сходить на работу, вернуться, приготовить ужин, и они вместе отправились рожать. И в роддоме муж понял, что совсем не зря согласился сопровождать жену. К сожалению, им пришлось столкнуться с неприятным отношением младшего персонала.
— Мы сделали УЗИ, и Оля потихоньку пошла, а я остался что-то забрать. И слышу, как медсестра возмущается на Олю, мол, давай залезай на каталку. Я сумку бросил, выбежал и сказал: «Куда залазить, вы что не видите, у нее схватка!» Когда ехали на кесарево, Оле снова грубили: «Давай, ты что притворяешься, что не можешь». Опять пришлось вступаться. Я ругался. Может, нам не повезло со сменой персонала, но это же дикость. И мне еще говорят: «Не мешайте». Не мешать что? Грубить моей жене? Рожающая женщина в этот момент на стрессе, она и так не понимает, что происходит. А здесь на нее еще и кричат, — Дмитрий до сих пор не может спокойно рассказывать о конфликтах с медсестрами.
На этом проблемы не закончились. Подвел аппарат КТГ (кардиотокограф — медицинский прибор, который позволяет отслеживать состояние матери и плода во время беременности). По приезде паре показали новый современный аппарат, который работает через bluetooth. Но когда его подключили, оказалось, что он не работает. Медикам пришлось достать старый аппарат, у которого даже липучки уже не держались. И Дмитрию пришлось постоянно придерживать КТГ, чтобы контролировать пульс и сердцебиение малыша. Аппарат сбивался, пульс пропадал, и Ольга начинала переживать. Дима старался одновременно успокоить жену и настроить прибор, чтобы пульс зазвучал снова. Но получалось не всегда. Врач-акушер предупредила Дмитрия, что, если пульс пропадет и аппарат не будет работать, нужно искать ее. Так и получилось. Взволнованный муж побежал по роддому искать врача и снова попал в конфликт.
— Наткнулся на медсестру или врача. А она мне, мол, что ты тут шаришься. Я отвечаю: «Я не шарюсь, я ищу нашу акушерку. У ребенка пульс пропал». А она мне в ответ: «Нечего искать, придет ваша акушерка, у нас всё под контролем». Как под контролем!? Мне врач сама сказала искать ее, если пульса нет. Я нашел. И та медсестра мне еще бросила вслед: «Ой, без нас ничего не могут», — говорит Дмитрий.
Об остальном он рассказывает с радостью. Как жена просила его руку, как он предупреждал ее о схватках, как дышал вместе с ней, как бесконечно говорил, что любит. Несмотря на то что Ольга хотела родить сама, медикам пришлось делать кесарево сечение, и счастливый муж принял на руки малышку — девочку назвали Элиной. Сегодня Дмитрий считает, что все женщины — настоящие героини.
— Моя жена — терминатор. Я не представляю, как женщины это делают. Тебя же изнутри как просто миксер перемалывает. Мужчины что? Сходил в армию, вот и все проблемы, а женщины… У нас в жизни есть пара профессий, где мы платим за боль — массажисту и дантисту. А женщины осознанно идут на то, что им будет чудовищно больно и что роды могут закончиться по-разному, а бывают и трагедии. Я всегда знал, что женщины очень сильные, но, когда я увидел всё воочию: как происходят схватки, какая это боль, как с трудом дается новая жизнь. После этого если мужчина говорит, что у него болит голова — да господи, перевяжи и лежи. Ничего не сравнится с тем, что испытывает женщина. Остальное такая ерунда, — уверен Дмитрий.