27 ноября губернатор Александр Бурков рассказал, что с омичами, которые лечатся от ОРВИ и коронавируса в легкой форме дома, будет работать интеллектуальная система мониторинга на базе медицинского сервиса «СберЗдоровье». Если у пациента нет серьезных симптомов, за его здоровьем поручат следить роботу: голосовой помощник будет ежедневно звонить больному, справляться о его самочувствии и передавать информацию врачу. У NGS55.RU осталось много вопросов: как работает система, умнее ли она Алисы и сможет ли робот заменить терапевта? На вопросы ответили директор по развитию бизнеса сервиса «СберЗдоровье» Дмитрий Домарев и медицинский директор сервиса Вуада Мохамед Али.
Как рассказали специалисты, сервис называется комплексным телемедицинским решением (КТР) и работает в двух направлениях. Во-первых, он увеличивает количество пациентов, с которыми одновременно может работать терапевт. Во-вторых, система выстраивает новые каналы коммуникации между ними с помощью видео- и аудиосвязи. Кроме того, по словам разработчиков, врач сможет быстрее реагировать на изменения в течении болезни.
— Система включает в себя функционал, позволяющий врачам связываться с пациентами с помощью средств телемедицины и интернет-телефонии. Что важно, это касается и тех пациентов, которые не владеют навыками работы с гаджетами, компьютером и интернетом, — комментируют разработчики.
По информации специалистов, для мониторинга 400 пациентов требуется всего один врач. Причем информация от этих пациентов поступает медику ежедневно.
Что касается умственных способностей искусственного интеллекта: сравнивать его с Алисой или Siri неправильно
— Назначение голосового робота — сбор данных о показателях здоровья пациентов по скрипту: общее состояние, температура, наличие кашля, тяжести в груди или одышки. Искусственный интеллект не вступает в дискуссию с пациентом и не проводит поиск информации в Сети по его запросам. Задача робота — расшифровать сказанное пациентом и определить, нуждается ли он в консультации врача, — поясняют разработчики.
Сегодня сервис работает в 22 субъектах страны. По информации разработчиков, при внедрении мониторинга снижается количество госпитализаций, осложнений и вызовов скорой помощи, расходы на лечение и реабилитацию. Наконец, уменьшаются расходы на компенсации по больничным листам. В Омской области система уже внедряется — обычно этот процесс занимает 10–14 дней.
Корреспондент NGS55.RU обратился к участковым терапевтам с просьбой прокомментировать, будет ли работать такая система в наших условиях, и мнения разделились. Первый специалист рассказал, что такой эксперимент имеет право на жизнь и при условии корректной работы действительно облегчит обслуживание пациентов. Второй засомневался, что система будет работать без сбоев.
— У нас до сих пор даже электронная регистратура косячит. Задумка хорошая, но мне кажется, что пока ее доведут до ума, вся эта пандемия уже закончится, — прокомментировала специалист.
Третий терапевт уверена, что пожилые люди сведут искусственный интеллект с ума.
— У многих наших бабушек очень сложно получить ответы на простейшие вопросы. Диагнозов много, спрашиваешь про одно, а она тебе про другое. Кроме того, они, извините, часто плохо слышат и отвечают невпопад. А вот с адекватными людьми среднего возраста — да, думаю, поможет — если будет хорошо работать, — прокомментировала участковый терапевт.