Здоровье инструкция «В год будут погибать 10 миллионов человек»: почему антибиотики перестают лечить даже простуду

«В год будут погибать 10 миллионов человек»: почему антибиотики перестают лечить даже простуду

По мнению омского микробиолога, антибиотики когда-то спасли человечество, но сейчас нужно спасать их

Именно в таких лабораториях омские медики подбирают антибиотики, которые всё-таки могут помочь людям

Проблема неэффективности современных антибиотиков перед обычной простудой и инфекциями сегодня вышла на новый уровень. Люди не понимают, почему пропиаренная многочисленными рекламными роликами «панацея» не улучшает, а, напротив, ухудшает состояние их здоровья и провоцирует осложнения, которые раз за разом приводят к летальным исходам. Начальник лабораторной службы и микробиолог омского Клинического медико-хирургического центра Татьяна Соловьёва рассказала NGS55.RU о том, почему антибиотики перестали действовать, можно ли обезопасить себя от смертельных болезней и как Всемирная организация здравоохранения планирует решать проблему «бесполезных» лекарств.

— В наши дни Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит глобальную кампанию. Она призывает правительства всех стран принять меры, чтобы сократить резистентность (то есть устойчивость) микробов к антибиотикам.

Для того чтобы вы убедились в масштабности проблемы, достаточно привести такие цифры: сегодня от инфекций, вызванных резистентными формами бактерий (и грибов, и вирусов), по всему земному шару в год погибает более 700 тысяч человек. Это огромная цифра. Ещё страшнее то, что, по мнению авторитетных представителей ВОЗ, если сегодня не предпринять никаких мер, то примерно к 2050 году на всей Земле будут погибать по 10 миллионов человек в год!

Чтобы понять, как мы дошли до этого, нужно углубиться в историю. Пенициллин (его возникновение и использование — а это были 1939–1942 годы) стал настоящим открытием, панацеей для спасения человечества! С его появлением людям показалось, что всё — человечество победило все инфекции, и теперь у нас не будет ни чумы, ни холеры и так далее. Считали: «Мы в безопасности!» И долгие годы пенициллин действительно очень хорошо воздействовал практически на все микроорганизмы, которые вызывали заболевания. Но через пятнадцать-двадцать лет к нему стали появляться первые резистентные формы бактерий. В этом тогда не увидели ничего страшного, потому что широко развивалась фармацевтическая промышленность как раз в отношении антибиотиков, поэтому каждые пять-десять лет специалисты открывали новые группы препаратов, и инфекции снова отступали. Но постепенно микробы научились вырабатывать механизмы резистентности и к новым антибиотикам.

Грамотно подобрать антибиотики, которые вылечат инфекцию, могут только специалисты

Когда люди начали задумываться об этом, всё внимание в основном было сосредоточено на золотистом стафилококке и синегнойной палочке. Это два распространённых микроорганизма, к которым в первую очередь начала формировать антибиотикорезистентность. Но со временем и другие микроорганизмы, на которые раньше не обращали внимания, стали более агрессивными. Например, клебсиелла пневмонии, энтерококки, пневмококк и другие. В итоге в настоящее время по всему миру циркулируют 5–7 микроорганизмов, которые называют «супербактерии». Они перемещаются из одного полушария Земли в другое и, если можно так выразиться, «разносят смерть».

В наши дни даже научились помогать людям, болеющим СПИДом — они могут с ним жить. А от инфекций, от пневмонии и сепсиса люди сегодня умирают! И умирают очень быстро, скоропостижно! Именно из-за антибиотикорезистентности.

Как это происходит? У человека развивается простуда (ОРЗ, ОРВИ…), и лечить её антибиотиками, конечно, бесполезно. Но человек без рекомендации врача идёт в аптеку, покупает понравившиеся ему антибиотики. Ему кажется: «Ах, вот эти антибиотики такие прям хорошие! В интернете начитался, рекламу посмотрел, купил! Дорогущие-предорогущие!» А потом он начинает пить, и думает: «Ну почему же они мне не помогают?!» А потому что они не влияют на тот микроорганизм, который выделяет тот же синусит или гайморит. Иногда эти микробы можно убрать копеечными препаратами. А дорогие препараты — это лишняя нагрузка на те же почки. Это ошибочное мнение, что, если выпьешь очень мощный, последнего поколения антибиотик, то он со стопроцентной гарантией убьёт все инфекции. Нет. Начинать лучше с более слабых. И вот первый препарат человеку не помогает, он покупает второй, третий. Пьёт их. Выздоровления нет, человек сдаётся и идёт к врачу. Сдаёт анализы, и внезапно выясняется, что у него выделяется микроб, к которому эти антибиотики нечувствительны, то есть резистентны! Получается, что бактерии в его организме всё это время не умирали, а жили и размножались. Они выработали устойчивость к медицинским препаратам. Эти препараты больше не помогают, лечить ими человека становится невозможно. И пока врачи ждут, пытаются скорректировать комплекс антибиотиков и составить правильный рецепт, который поможет выздороветь, человек уже умирает.

Микробиолог Татьяна Соловьёва рассказала, что лаборатория также проводит мониторинг больничной микрофлоры

Дело в том, что микроорганизм — бактерия, грубо говоря — не хочет погибать. Она начинает искать способы любым путём сохранить свою жизнеспособность. Поэтому при встрече с антибактериальным препаратом микробы вырабатывают механизмы защиты (механизмы резистентности). Я могу назвать вам три механизма, хотя их гораздо больше. Первое: бактерии начинают вырабатывать ферменты, которые разрушают определённые антибиотики. Разрушают, например, их химическую структуру, и таблетки перестают действовать. Второй механизм защиты бактерий — иногда они меняют свою структуру. Меняется клеточная стенка, и антибиотик просто не может проникнуть в саму клетку, чтобы воздействовать на неё. И третий механизм защиты: очень быстрый выброс антибиотика из клетки — так называемый «рефлюкс-эффект». Если бактерия несёт хотя бы один из этих механизмов, она уже частично справляется с какой-то группой антибиотиков.

Но что ещё я хочу сказать. Мы загружаем свой организм антибиотиками не только когда покупаем их в аптеке и начинаем принимать убойными дозами. Самое страшное — что больше всего антибиотиков для формирования резистентности мы получаем с пищей. Потому что на сегодняшний день большие масштабы приобрело развитие животноводства, и в качестве стимуляторов роста используются именно антибиотики. Это касается и крупного рогатого скота, и птицы, и всего остального. И даже сельскохозяйственные культуры тоже обрабатываются антибиотиками. Сегодня эти препараты есть практически во всём, что мы потребляем. Дело в том, что у сельскохозяйственных компаний не стоит цель заботиться о здоровье людей, их задача — получение прибыли. Вот раньше, во времена моей молодости, куры были синенькие. Потому что курочки были без антибиотиков. А какие сейчас курочки, индейки, бройлеры? Если по мясу вы не видите, на чём его взращивали, то по курам должны. Антибиотики сегодня используют не только в качестве стимуляторов роста, так ещё и нашпиговывают ими тушки, чтобы они дольше хранились. Это тоже приводит к формированию нечувствительных к антибиотикам бактерий.

Специалисты утверждают: именно неправильное употребление антибиотиков (то есть в неверных дозах и без рецепта) делает наш организм невосприимчивым к этим лекарствам

Конечно, мы не стерильны, и у нас есть свои собственные микробы, своя микрофлора, так называемая «микробиота». Эта собственная микрофлора защищает человека от внешних возбудителей инфекций. Но когда мы начинаем без разбору принимать препараты, надеясь таким образом вылечить ОРЗ и ОРВИ, эта микрофлора погибает, и на её место приходят резистентные формы бактерий. Наша микрофлора меняется не в лучшую сторону и начинает нести агрессивные ферменты (гены) резистентности. Человек может даже сам не болеть, но быть носителем таких микробов. Как только у него снижается иммунитет, у него активируется та же самая изменённая кишечная палочка, которая всё это время жила в кишечнике. И вот здесь она начинает вызывать осложнения. Активизироваться могут стафилококки, стрептококки или пневмококк, которые уже присутствовали в организме, но в небольшом количестве. Именно пневмококк и становится причиной развития осложнённой пневмонии. И на этот раз неверно подобранные антибиотики уже не помогают от слова «совсем», и болезнь прогрессирует.

Больше того: не все знают, что эта изменённая антибиотиками человеческая микрофлора может передаваться и детям! Вот семья живёт, у них примерно одна микрофлора. Допустим, папа — носитель пневмококка. Внезапно у него заболевает ребёнок, его приводят в больницу, обследуют, и обнаруживается, что у него тоже пневмококк и уже резистентные микробы! Хотя ребёнка прежде антибиотиками не поили. Это папа их пил и ребёнку передал! Я уже молчу о серьёзном негативном воздействии антибиотиков (когда их пьют пачками, да ещё и смешивают между собой) на почки и печень. Некоторые препараты вообще дают осложнения на слух и зрение.

Но в принципе таких супербактерий, «микробов-убийц», как их в простонародье называют (микроорганизмов, которые нечувствительны к большинству имеющихся антибиотиков) на сегодняшний день не так много. Некоторые из них у всех на слуху: это стафилококковые инфекции, стафилококк золотистый. Сейчас, кстати, приобретает резистентные формы эпидермальный стафилококк, который раньше считался не настолько серьёзным заболеванием, а на сегодняшний день он приобретает резистентность и становится ещё страшнее, чем золотистый стафилококк, который относительно него имеет хорошую чувствительность. В этот же список входит синегнойная палочка. Это пневмококк, это клебсиелла пневмонии, которая на сегодняшний день выходит на первый план, но её начинает догонять резистентная кишечная палочка. Она тоже вызывает очень тяжёлые формы болезней. Из-за таких микробов очень часто и наступают осложнения и летальный исход.

Иногда из-за проблем с резистентностью микробиологам приходится составлять целый комплекс антибиотиков

Плохая новость в том, что полностью победить эту проблему невозможно. Всё взаимосвязано, бактерии прогрессируют. А в наши дни даже не приходится ждать открытия новых антибиотиков. Потому что фарма не заинтересована в том, чтобы открывать новые антибиотики — нет смысла тратить огромное количество денег и времени (более 2 миллионов долларов и от 5 до 10 лет) на развитие препарата, который через два-три года из-за антибиотикорезистентности перестанет лечить людей. Эту ситуацию не искоренить. Её можно только приостановить, направить в какое-то русло. Сохранить какую-то часть антибиотиков для того, чтобы мы могли и дальше ими пользоваться. Например, в наши дни существуют специальные программы, которые направлены на сдерживание антибиотикорезистентности микробов. В нашей стране уже принята такая программа. Её подписал Медведев в начале 2019 года. Она рассчитана с 2019 по 2024 год, и в ней расписаны мероприятия, которые должны держать ситуацию под контролем (программу разработали совместно с экспертами ВОЗ и Министерством здравоохранения РФ). Даются рекомендации для стационаров, поликлиник, разработаны клинические рекомендации для диагностики и лечения и многое другое.

Один из действенных методов по борьбе с резистентностью — это когда запрещается к использованию какой-нибудь антимикробный препарат, например, гентамицин или ципрофлоксацин. Он не используется десять-пятнадцать лет, а после этого его возвращают на рынок, и он начинает очень хорошо работать. Это называется «ротация антибиотиков». Она может происходить даже внутри больницы. Уже более десяти лет в стационарах РФ применяется программа «СКАТ», она как раз направлена на сдерживание антибиотикорезистентности в больницах.

Кроме того, сегодня запрещена продажа антибиотиков без рецепта. Это распоряжение вступило в силу где-то года два назад, примерно так. Но, конечно, в некоторых местах препараты всё равно продают. Но ни продавать без разрешения врача, ни покупать не надо.

При помощи специального оборудования микробиологи выявляют, какие антибиотики будут действовать и помогут организму исцелиться, а какие нет

Ну, а если говорить о нас с вами, как мы можем себя обезопасить и улучшить своё положение, то начать стоит с отказа от самостоятельного подбора антибиотиков. А то часто бывает так, что взрослый человек и себе микрофлору губит, принимая антибиотики, ещё и ребёнка ими поит. И самое главное: пациент должен, если ему назначена определённая дозировка антибиотиков специалистом, он должен её пропить полностью! А не так, что пациент три дня попьёт, ему стало лучше, он думает, что выздоровел: «Что я буду дальше свою печень садить, раз уже полегчало!» Нет, не выздоровел. В первые несколько суток убиваются слабые бактерии, а резистентные остаются. Они начинают плодиться, размножаться, и потом при встрече в следующий раз с инфекцией «выстреливают». Из-за этого могут возникать осложнения даже при банальной простуде, после любого хирургического вмешательства, при удалении зуба, и так далее.

Во-вторых, обращаться в поликлиники и больницы! Люди рассуждают так: «Вот я сейчас пойду в поликлинику, там очереди! Пока я найду регистратуру, пока я дойду до кабинета, пока попаду к доктору, пока мне выпишут рецепт!.. Хотя я ведь просто могу найти всё в интернете!» Не найдёте. Без помощи врача вы только навредите себе. Чтобы точно подобрать антибиотики, которые не навредят, а помогут, нужно сдавать анализы. Для этого и существуют бактериологические лаборатории. У нас есть такая лаборатория, одна из лучших в области. Наша работа и заключается в том, чтобы выделить причину инфекции. Специалисты делают посевы на чашки Петри со специальными питательными средами, помещают их в комфортные условия для микроорганизмов. И микробы из биологического материала человека (мазков из глотки, носа…) растут, размножаются, накапливают биомассу, с которой потом проводят исследования на баканализаторах. То есть определяют, к каким антибактериальным препаратам чувствителен этот микроб, а к каким резистентен, каким можно вылечить, а каким нельзя. И проводят исследование за 2–3 дня благодаря современному оборудованию, врачам-бактериологам и лаборантам. То есть, как видите, долго ждать не приходится.

Один из действенных сопосбов по борьбе с резистентностью — ротация антибиотиков. Её используют даже в больницах

Получается, антибиотики — это не зло. Их нужно использовать, но только разумно! В своё время они спасли человечество, и сейчас мы должны спасти и их, и самих себя, сохранить антибиотики для того, чтобы мы могли пользоваться ими и дальше. Потому что такими темпами некоторые из них через какое-то время перестанут существовать, а люди начнут умирать ещё более массово от банальных стафилококковых инфекций!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства