Город репортаж «Омск почти весь на захоронениях стоит»: археолог рассказал о том, что в городе есть сохранившиеся могилы XII века

«Омск почти весь на захоронениях стоит»: археолог рассказал о том, что в городе есть сохранившиеся могилы XII века

На Левобережье до сих пор ухаживают за курганом XV века

Каждую раскопку археологи фиксируют

Сегодня, 15 августа, в России и странах СНГ отмечают День археолога. Праздник неофициальный, но все причастные уже на протяжении 77 лет обводят этот день красным кружком в календаре.

Корреспондент NGS55.RU Анастасия Власова решила узнать у омского археолога о тонкостях профессии, курьезных случаях и о мифах, связанных с работой.

Для начала обозначим, что археолог — это не палеонтолог и не антрополог. Если археолог занят изучением следов человеческой деятельности — как мест, где жили люди, так и мест, где люди умирали, то антрополог изучает самого человека. А вот область работ палеонтолога — животные.

Дмитрий без блокнота на работу не идет

Дмитрий Павлов еще в 12 лет заинтересовался археологией. Как сам признаётся, произошло это случайно. На даче, между домов, был большой овраг, который все обходили. В один из дней он решил не делать крюк, а спуститься вниз и пройти напрямик. Маленький Дима заметил фрагмент керамики, который и стал началом длительной истории, завязанной на археологии.

— С 13 лет я уже ездил в экспедиции. Первая была в Усть-Ишимский район, в деревню Красноярка. Там я был как волонтер. Также ходил в археологический кружок в краеведческий музей.

При этом после школы он отучился на музейщика в госуниверситете. Но археология из жизни никогда не исчезала. В 2010 году Дмитрий начал уже официально ездить на раскопки как студент.

В состав экспедиции входят как сами археологи, так и студенты и волонтеры. Частенько приезжают родственники, друзья и знакомые, которым интересен рабочий процесс

Как устроена работа?

Часто археологи выезжают на коммерческие раскопки. Их проводят перед тем, как что-то построить. Территорию должны проверить археологи на предмет объектов культурного наследия. Такие проверки называются историко-культурной экспертизой.

Например, перед тем как рабочие приступили к реконструкции в Театральном сквере, его проверяли археологи.

Масштабная рейка тоже неотъемлемая часть рабочего инвентаря

Чтобы понять, есть ли что-то в земле, что представляет ценность, делаются шурфы — небольшие пробные раскопы. Например, в Театральном сквере нашли несколько захоронений.

Здесь были обнаружены останки человека

Эти кости принадлежат животным

Если в шурфе что-то найдено, то следующая проба делается через 25 метров, чтобы определить границы объекта. Наш корреспондент посмотрела, как работают археологи, и не обращая внимания на то, что одета явно не для земляных работ, решила принять участие в раскопках. Толку, конечно, было мало, но сам процесс она смогла прочувствовать изнутри.

Инструкция к работе с лопатой для нашего корреспондента звучала примерно так: залезть в яму, взять лопату и аккуратно (под присмотром профессионалов) снять тонкий слой земли. Всё было выполнено четко и без нареканий.

Можно считать Анастасию Власову археологом?

Конечно, мужчины лучше управляются с лопатой, но не попробовать мы не могли.

Как археологи изучают найденное?

Всё, что можно, изучают на месте — здесь важен контекст: какой возле находки грунт, какой набор других объектов. Археологи всё сразу же фиксируют на фото и заносят в отчеты. Если просто всё вытащить, привезти в лабораторию и дать другому человеку на изучение, то результат может быть неточным.

Все данные фиксируются не только в блокноте, но и на распечатанных схемах и фото объекта

— Для примера возьмем яму, внутри которой находится какой-то предмет. Они явно друг с другом связаны — тем же самым могильным пятном. У нас был курган, рядом с которым нашли специальную ямку с остатками поминальной пищи — туда был выплеснут рыбный бульон. Его плеснули на стену, и там немного изменился цвет, остались мелкие рыбные кусточки. И вот такое можно проследить только на месте. Специалист в городе смог бы сказать только о том, какая именно рыба была.

Как отмечает Дмитрий, в работе в полях действительно присутствует романтика. Правда, в городе и за отчетами она пропадает.

— Мы по месяцу можем копать, получаем какие-то материалы, по которым нужно будет потом написать отчет. Вот в них-то и нет никакой романтики. Хотя бывают такие раскопки, когда и отчет с интересом пишешь.

Вот так сейчас выглядит острог за Театром драмы

К таким случаям относится омский острог, где был заключен Федор Достоевский. Дмитрий занимается реставрацией, земляными работами, также он делает планы места раскопок. И когда начали изучать острог, то пришлось некоторые фрагменты кирпича XVIII века менять на идентичные, но XIX века. Каждую замену нужно внести в план, при этом сначала нужно нарисовать примерную схему, как должны располагаться те или иные фрагменты.

Кирпич XIX века (слева) и кирпич XVIII века (справа) отличаются по длине и ширине

— Вроде нарисовать план — скучная работа, но сама по себе задача была интересной: проследить оригинальную кладку и нанести ее на план. При этом не всегда это можно сделать на месте. Мы фотографировали эти участки сверху, потом распечатывали фото в формате А3, отмечали, какой кирпич мы убираем, а какой оставляем. Если бы мы всё это делали на месте, то составление плана заняло бы неделю, а не два дня.

Также археолог может удивить незнающего человека тем, что чисто визуально отличит слой земли XX века от XIX. Но, конечно, чтобы точнее установить, к какому столетию относится грунт, нужно изучить, из чего он состоит. Но основным, благодаря чему и устанавливают возраст земли, являются находки: всё то, чем пользовались люди в тот или иной промежуток времени.

Если смотреть на Омск с археологической точки зрения, то он почти весь стоит на захоронениях

На Омской крепости два могильника, на Музейной улице и под Казачьим собором бронзовые могильники. На Театральном сквере и под кинотеатром «Маяковский» — кладбище. Есть Шепелевское кладбище, на нем сейчас стоит агрегатный завод. Под заводом Козицкого — Бутырское кладбище. Еще есть Кадышевское кладбище и два или три еврейских кладбища.

— На левом берегу мусульманских кладбищ куча, а могильники на той территории чуть ли не с XII века. В микрорайоне Каржас есть кладбище, где последняя могила датируются 1986 годом, а первые, по-моему, XV века. Причем там стоят курганы, за которыми следят, потому что это их предки. В области даже есть памятники мезолита (каменный век, IX–VI тысяч лет до н. э. — Прим. ред.).

Как пояснил Дмитрий, археологическим памятником признается место событий либо место, на котором жили люди, которому по закону 100 лет. То есть места событий гражданской войны уже могут считаться археологическими объектами. А весь XIX век — это уже археология — археология нового времени.

Во время раскопок можно получить и неприятный сюрприз

В 2019 году были раскопки на заводе Козицкого, где археологи обнаружили несколько могил. Возле одной был расположен техногенный объект, который приняли за яму, куда сваливали листву с территории. Завод был эвакуационным, его строили быстро и на пустом месте.

— Война, эвакуация, куда поставить завод? Лучшее место — центр города, здесь рядом все коммуникации. Запустить его нужно как можно быстрее, и тут уже без разницы, было там кладбище, не было. Тут вопрос выживания страны. Завод возводили пленные немцы, среди которых распространялась агитационная газета на немецком языке. Именно по ней мы и датировали этот объект. И значит, начали раскапывать могилу. Копаем-копаем — завоняло. В общем, выяснилось, что никакая это не могила, а туалет на три посадочных места с большой выгребной ямой, которую мы назвали техногенным объектом.

Оказалось, что у этих немецких пленных был брюшной тиф, который всё еще сохранился в этой «могиле», прошло слишком мало времени, чтобы он погиб.

— У нас мальчики в перчатках, в противогазах сделали зачистку до содержимого, показали, что это туалет. Мы должны были убрать все могилы, которые там найдем, сделать полноценную зачистку. Но для этой «могилы» сделали исключение, потому что, помимо тифа, там еще что-нибудь могло быть. Мы могли просто вспышку в городе устроить, — рассказывает Дмитрий.

Развеиваем мифы об опасных археологических находках

После просмотра фильмов об археологах у некоторых людей сложилось мнение, что в могилах могут содержаться болезни или, как считают особо впечатлительные, проклятия.

Дмитрий от таких предположений отмахивается. Проклятия он комментировать совсем не стал, а про болезни сказал лишь одно: сейчас можно спокойно найти в интернете всю информацию о том, сколько живут в почве разные возбудители болезней.

— Из самых долгоживущих на нашей территории может быть только возбудитель холеры. В идеальных условиях он живет в земле до 300 лет. Но условия действительно должны быть идеальными — если он находится в земле выше определенного уровня, зимой вымерзнет. Ниже — погибнет из-за влаги. Поэтому те, кого мы выкапываем, практически стерильные.

Зарплаты

Волонтерам поездки на раскопки не оплачивают. А вот те, для кого археология — работа, могут получать как большую зарплату, так и ниже среднего.

— Научные экспедиции идут за зарплату, по ставке. А вот госконтракты и коммерческие выезды, коммерческие работы оплачиваются отдельно. Если заниматься чисто наукой, то заработок будет чуть ниже среднего. При этом, если вы катаетесь на коммерческие работы, то можете достаточно хорошо получать, — рассказал Дмитрий.

Если смотреть вакансию археолога на разных сайтах по поиску работы, то начинающему специалисту предлагают зарплату в районе 30 000 рублей.

В конце июля археолог Альберт Полеводов раскритиковал версию о том, что наш город на 100 лет старше. По его мнению, Омск стал городом в 1782 году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE16
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления