Город меняется вместе со своими жителями, и за три десятилетия эти перемены могут быть разительными. Мы решили посмотреть, как изменился Омск с 90-х, изучили снимки тех лет и отправили фотографа Евгения Софийчука за фотографиями, повторяющими старые кадры. Опознать некоторые места непросто, а что-то осталось неизменным.
Концертный зал
Отстроенный в 1967 году по проекту архитектора Альберта Каримова концертный зал кардинально изменил свой облик после реконструкции. Обновленное здание омичам представили в 2011 году. Омские власти были готовы к шквалу недовольства, который обрушился на весьма смелый эксперимент. Омичи дали обновленному концертному залу прозвище «черный Мавзолей».
Губернатор Омской области Леонид Полежаев решил заранее обезвредить всех критиков емкой фразой: «Прощаю всех, кому эта затея не понравилась изначально. Залу жить, и нам вместе с ним».
Так или иначе сегодня, спустя более 10 лет, омичи к такому виду концертного зала привыкли. Справедливости ради отметим, что реконструкция улучшила акустику в зале, а за это многие любители музыки были готовы простить городу любые эксперименты.
ДК «Рубин»
Еще одна переделка, которая вызвала у омичей немало эмоций, — это реконструкция ДК «Рубин». Дворец культуры завода № 51 распахнул свои двери в начале восьмидесятых. По тем временам его отделка была роскошной: мрамор, люстры из чешского стекла, колонны и зимний сад.
На снимке девяностых дворец выглядит таким, каким многие омичи его и запомнили — строгое изваяние благородного серого цвета.
В нулевых здание начало приходить в запустение, а в 2010 году омичи стали собирать подписи под петицией о реконструкции «Рубина». Дворец выставили на открытые торги, и вскоре его выкупила за 44,79 миллиона компания, связанная с омским бизнесменом Валерием Кокориным. И в 2016 году миру явили новый «Рубин» — торжество витражного остекления и всех оттенков розового — этакий Барбиленд в Октябрьском округе. Кроме шуток, щедрый подарок Кокорина жители района действительно приняли с благодарностью: у них появился свой кинотеатр. Сейчас в здании также работает школа для спортсменов-гандболистов и несколько детских секций.
Красный Путь и метромост
Строительство омского метромоста началось еще в 1993 году, однако на снимке Владимира Кудринского, сделанном на Красном Пути годом позднее, мы не видим никаких признаков этой деятельности. Дело в том, что вплоть до конца 2000 года процесс строительства шел очень вяло из-за нехватки денег. По факту в 1993 году была вбита лишь первая свая будущего моста. На фото мы видим дом № 18 во всей красе — без вывесок и пристроек.
А на свежей фотографии Евгения Софийчука здание «перечеркивает» метромост. Его открыли в октябре 2005 года. Вид моста с тех пор тоже заметно изменился — сначала появилась колючая проволока с высоким забором, а потом мост оборудовали подсветкой. Что стало с планами по строительству метро, частью которого должен был стать этот мост, сегодня омичам рассказывать не нужно.
Дом Лейбовича
И все-таки даже в центре Омска есть местечки, облик которых словно застыл во времени. Да и их предназначение остается прежним спустя сто лет. Одно из таких — построенный в начале прошлого века дом санитарного врача Абраама Лейбовича. В этом же здании врач держал аптеку. За лекарствами омичи приходили сюда и в девяностых — в здании на Лермонтова, 39 работала круглосуточная аптека № 6.
И в наше время здесь по-прежнему расположена аптека. Правда, работает она не круглосуточно, а только в определенные часы. Само здание является объектом культурного наследия. Окна в доме заменили пластиковыми, а ставни по-прежнему красят в голубой цвет.
Музыкальный театр
Омский музтеатр строили по проекту москвичей. Смелую и неординарную конструкцию придумали сотрудники Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий. Именно благодаря им Омский музыкальный театр одновременно напоминает и концертный рояль, и парусный корабль, а еще изобилует инновационными для того времени решениями. Одним из авторов проекта здания является супруга известного актера Александра Ширвиндта — Наталья Белоусова. Театр открыли в 1982 году.
В девяностых (уже после того, как был сделан представленный выше снимок) на площади перед театром разбили музыкальный фонтан. А вот облик здания остался практически неизменным, за исключением крыши, которую в конце нулевых перекрасили в терракотовый цвет. Если заострить внимание на деталях на этом снимке, то можно отметить, что также поменялась табличка, которая указывает на подземный переход.