В апреле этого года на NGS55.RU вышел фоторепортаж из парка «Калач на Оми», который реконструировали по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» почти за 100 миллионов рублей. Снимки вызвали острую реакцию среди читателей, а главный их вопрос звучал примерно так: «Как можно было сделать настолько криво и почему объект приняли?»
Дело в том, что результат работ компания-подрядчик «ЗавГор» показывала под конец года, когда все шероховатости прикрывал снег. И лишь с наступлением весны калачинцы увидели и поплывшую плитку, и торчащие отовсюду саморезы, и другие элементы халтуры. В ответ на реакцию жителей местные власти составили акт о нарушениях и обязали «ЗавГор» устранить все недочеты сначала до конца мая, а потом до середины июня.
По прошествии этого времени мы побывали в парке, чтобы увидеть изменения своими глазами (а изменилось там не так уж много) и узнать, как такое благоустройство объясняет администрация.
Какие претензии есть к благоустройству
Первые шероховатости видно с порога: плитка не перетекает в дорогу, а резко вырастает из асфальта. Причем велодорожки и пандусы в этой истории тоже не предусмотрены, из-за чего велосипедисты и роллеры объезжают площадку со стороны или предварительно спешиваются перед ней. А для тех, кто решит посидеть на ступенчатых скамейках из дерева, по краям конструкции висят объявления: «Ноги не ставить».
Перейти озеро, окружающее парк, можно по деревянному мосту с подсветкой и встроенными скамейками. Претензий к нему бы и не было: мост вроде стоит прочно, даже возникает желание провести здесь теплый летний вечер за разговорами с друзьями. Но если всмотреться в деревянную обшивку, то становится страшно соприкасаться с ней одеждой или телом.
Еще интереснее выглядит спуск с моста, от которого в разные стороны уходят дорожки из плитки и асфальта (одна для пешеходов, другая для велосипедистов). Только вот вместо плавного перехода идет резкий обрыв в мятый асфальт. Раньше так же выглядела и плитка, но ее «ЗавГор» переложил по гарантийным обязательствам. В целом возникает чувство, что это единственные исправления, которые сделала компания.
Отдельной болью стала детская площадка. Она вызывала на эскизах наибольшее восхищение, но при воплощении проекта ею пришлось пожертвовать ради экономии. Вместо приевшихся качелей здесь должен был появиться небольшой развлекательный городок с мельницей и кирпичной печью как напоминание о хлеборобстве в городе. Однако установленная еще до начала работ площадка осталась нетронутой.
Чуть дальше, в лесу, разместилась огромная сцена-амфитеатр. Решение не самое обычное, а потому мы первым же делом отправились покорять ее вершину, откуда открывается вид на основную часть парка.
«Что это?» — невольно возник вопрос в голове при взгляде на извилистую велодорожку вдалеке. Такое чувство, что каток просто прогнали по остаткам асфальта, которые куда-то нужно было деть. Другой необходимости строить ее, да еще и в таком исполнении, мы не нашли.
Не хочется придираться, но к исполнению сцены тоже есть некоторые вопросы. В нашем первом фоторепортаже из парка мы удивлялись тому, как рабочие установили основание отдельно от перил и каким образом это проглядели принимающие. Сегодня эту ошибку исправили: теперь железный столб дотягивается до перил, но рабочим, видно, не хватило сил и желания докрутить саморезы до конца.
Отметим, что высота сцены — метров пять, и при спуске с громадных ступеней волей-неволей хочется опереться. Так что безопасность вызывает большие вопросы.
Но не только рабочих следует ругать за нынешнее состояние парка. Свою руку приложила и местная детвора — они исписывают стены, вырывают розетки и всячески изощряются в своих попытках испортить одну из немногих в Калачинске зон отдыха.
Некоторые конструкции действительно вызывают удивление и желание похвалить — до тех пор пока ты не оказываешься возле них. Здесь без труда можно увидеть недоведенный до пешеходной дорожки пирс или не доходящее до ограждения резиновой площадки покрытие и так далее.
Из нашего трехчасового опыта прогулки по парку сложилось чувство, что больше всего калачинцы полюбили две точки — скейт-парк, по рампам которого безостановочно рассекали парни на велосипедах и самокатах, и башню со смотровой площадкой.
Когда мы подошли к башне, у ее подножья стояла женщина с ребенком на руках. Ее мучила дилемма: лезть или не лезть. Больше всего ее пугала винтовая лестница, ступени которой уже успели потрескаться. Лишь упрашивания малыша убедили ее подняться. На протяжении всего пути она вслух повторяла: «Ох, как же тут подниматься, все ступеньки уже переломаны».
Еще один пирс в парке сделан в виде кувшинок, стоящих на воде. И здесь вновь можно выдать награду за хорошую идею и плохую реализацию и вновь за работу с деревом.
Одна из посетительниц парка, Елена, живет в Калачинске с самого детства и застала парк в разных состояниях. Сегодняшнее она оценила на «три с натяжечкой», однако надежду на то, что парк еще доведут до ума, она не оставляет.
— Еще давно у нас здесь было большое колесо обозрения, карусель «Ромашка», колесо «Сюрприз» и детская площадка рядом. Как сейчас, облагорожено не было. 90-е забрали. Еще раньше на том берегу озера были карусели, была лодочная база, катамараны, озеро такое чистое… Я вот детство свое вспоминаю: здорово было. Хотелось бы, конечно, вернуть как было. На проекте и лодочная база была, и место для рыбаков. Очень красиво всё было. Но желание и действительность разнятся, — замечает она.
Ответ администрации и министра энергетики и ЖКК
Торжественное открытие парка после реконструкции состоялось перед Новым, 2022-м годом. На церемонию приехали даже министр энергетики и ЖКК Омской области Антон Гаак и сенатор Дмитрий Перминов. И это неудивительно: проект — призер Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, а на благоустройство выделили порядка 96 миллионов рублей (это на 32 миллиона больше, чем двумя годами ранее дали на ремонт в Советском парке Омска).
Как мы видим сейчас, эскизы сильно разошлись с реализацией: некоторых конструкций в жизни просто не досчитались, за представлениями на сцене можно следить, разве что сидя на асфальте, поскольку скамейки так и не установили, а детскую площадку оставили совсем нетронутой.
Глава МКУ «Городское хозяйство» калачинского городского поселения Елена Казакевич, под контроль которой передали сданный объект, объясняет, что работы в парке выпали как раз на момент повышения цен на стройматериалы в прошлом году. Именно поэтому от множества конструкций пришлось отказаться в угоду экономии.
— Деньги точно не разворованы. Когда готовили сметы и когда подрядчик зашел, было большое увеличение цен на стройматериалы. Я даже больше скажу, у нас в рамках проекта было гораздо больше запланировано работ. Мы по ходу уже что-то убирали, чтобы вписаться в эту сумму. Допустим, карусель — ее должны были приобрести по проекту, но мы ее сами в этом году покупали. Но мы пока не получили на нее сертификат, чтобы можно было запустить. У нас только обещают из Новосибирска приехать ребята, которые этим занимаются. Баскетбольный щит тоже сами приобрели, стойку готовим под него. Есть такие моменты, где мы не вписались в суммы, и пришлось самостоятельно эти работы выполнять на деньги МКУ «Городское хозяйство» (ведомство мэрии), — отметила она и добавила, что от этого контракта «ЗавГор» и вовсе понес убытки.
На качество исполнения, продолжает она, повлияло то, что деньги выделяли из федерального бюджета и завершить реконструкцию нужно было строго до конца года. Поэтому «ЗавГор» и оказался в безвыходной ситуации: стоимость работ осталась прежняя, цены на стройматериалы выросли, а объект сдавать нужно — причем быстрыми темпами.
— Перед Новым годом подрядчик сдает работы, мы ему их оплатили. Потому что деньги — федеральные, и у нас было обязательство освоить их в прошлом году. Соответственно, всё происходило в ускоренном, быстром темпе, мы подрядчика торопили. Он выполнял работы, насколько это было возможно в рамках контракта по техзаданию. Когда прошла зима и растаял снег, у нас выявились определенные недостатки. Мы комиссионно по ним составили акт, пригласили подрядчика, всё подписали, и они у нас устраняли недостатки. Да, они немного нарушили сроки и входную группу они перекладывали. Последняя жирная точка еще не поставлена. Юристы наши ведут претензионную работу в этом отношении, — пояснила Елена Казакевич.
При этом местные власти не спешат звать подрядчика обратно, чтобы устранить все недочеты — комиссия указала «ЗавГору» только на самые крупные ошибки, например, поплывшую плитку. С мелочами, говорят специалисты мэрии, справятся сами: мол, не звать же рабочих в Калачинск, чтобы доски прибить.
— Для каких-то мелких нюансов у нас есть специалист по благоустройству, который работает в парке, есть люди, привлеченные к общественным работам через биржу. То есть все мелкие работы мы уже выполняем сами. Мы же не будем каждый раз подрядчику звонить, — говорит чиновница.
Исходя из разговора с главой «Городского хозяйства» в целом возникает впечатление, что власти благодарны «ЗавГору» лишь за то, что они взялись за работы в парке. Иначе бы горожане могли и вовсе не увидеть обновленный Парк имени Гагарина (так раньше назывался «Калач на Оми»).
— Мы когда в прошлом году провели первые торги, у нас зашла совсем другая компания. Они просто увидели деньги, а у самих ни людей, ни техники, ни возможностей. Лес нам разворотили и всё, сказали, что больше ничего не будут делать. Естественно, мы с ними расторгли [договор]. И почему всё затянулось потом: пока расторглись, пока заново на торги вышли, отторговали, заключили договор, и потом зашел «ЗавГор». Слава богу, что хоть они зашли. Мы вообще думали, что без подрядчиков останемся.
Чтобы оправдать надежды калачинцев на парк, власти сейчас ищут коммерсантов, готовых взяться за аренду лодок, велосипедов и установленной не так давно карусели рядом с детской площадкой. Однако о первом можно будет думать только после того, как городу выделят деньги на очистку озера. А это десятки миллионов рублей. На доведение парка до ума, по словам Елены Казакевич, понадобится еще порядка двух лет.
До нашего приезда с проверкой приезжал министр энергетики и ЖКК Антон Гаак. По его словам, подрядчику дали дополнительное время для устранения всех недостатков.
— По всем недостаткам подрядчику дано время до 1 июля, но он сказал, что скорее всего не успеет и предоставит дорожную карту. Недокрученные саморезы, брак в дереве, неровно обрезанное оформление — всё это он пообещал устранить, — пояснил NGS55.RU министр.
Также он отметил, что упростить элементы в парке пришлось из-за перераспределения средств в пользу сцены. Мол, работы с ее основанием обошлись слишком дорого. Однако на детской площадке, с его слов, никто не экономил: она хоть и была на эскизах, но в общую концепцию благоустройства при этом не входила:
— Детская площадка не была заложена ни в рамках концепции, ни в рамках благоустройства. Она была сделана еще в 2018-м по ФКГС. <...> Детская площадка будет меняться обязательно, потому что основание у нее выполнено с отступлением от норм — там будет полностью переделано основание и засыпано песком. А по поводу дополнительных архитектурных форм вопрос не поднимался. От вас я это в первый раз слышу. Я общался с посетителями и жителями города, их по количеству архитектурных форм все устраивает. Мы с ними проговаривали только то, что установленные плиты будут убраны. Если будут поступать обращения от жителей, мы совместно с администрацией будет отрабатывать это либо в рамках инициативного бюджетирования, либо в рамках бюджета района, — заключил он.
Отметим, что подрядчик реконструкции, компания «ЗавГор», принадлежит Гарушу Назаряну. По данным ЕГРЮЛ, это единственный его бизнес. В прошлом году компания занималась благоустройством набережной Оми в Омске, сквера на площади Звезды по улице 1-й Красной Звезды, сквера по улице Кирова и бульвара Веретено. В этом году компания будет благоустраивать сразу три городские территории — Городской сад, сквер «Рубиновая мечта» и Сквер имени Панфилова. Также она взяла на себя обязательства отремонтировать 15 детских площадок в городе, выиграв все пять конкурсов.