«Как провожают пароходы?». Дальше, пожалуй, можно не продолжать, все и так наверняка знают, что провожают их «совсем не так, как поезда». В Омске пароходы встречали и провожали на речном вокзале. Здание на слиянии Иртыша и Оми ознаменовало вторжение новой архитектуры — лёгкой и в то же время объёмной, лишенной излишеств, с которыми тогда отчаянно боролся первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.
Сейчас слово «Прииртышье» стало чуть ли не архаизмом. Река Иртыш, конечно, никуда не делась, но уже не играет столь значительную роль в экономике региона. А в середине прошлого века Иртыш был важнейшим водно-транспортным узлом Западной Сибири. Первый речной вокзал в Омске появился ещё в 1934 году, но строение было неказистым — два деревянных барака с табличкой «Омск» вряд ли вызвали гордость у местных речников. Потребность в строительстве современного речного вокзала с каждым годом росла — пассажиропоток на судах, курсирующих по Иртышу, постоянно увеличивался.
Здание омского речного вокзала проектировал ленинградский архитектор Тимофей Садовский, который специализировался на объектах, расположенных у воды — набережных и речных вокзалах. Даже спортивная карьера Садовского, которая началась ещё задолго до того, как он стал профессиональным архитектором, была связана с водой — в юности он был чемпионом СССР по гребле на байдарках. В творческом портфолио Садовского есть скульптуры, и они тоже связаны с водной стихией — это памятники морякам и создателям флота России.
В конце пятидесятых Садовский обзавёлся собственной авторской архитектурной мастерской в ЛенГИПроРечТрансе. Это время пришлось на начало периода «борьбы с архитектурными излишествами» — от зодчих требовали функциональности зданий и лаконичности форм. Садовскому довольно быстро удалось подстроиться под новые реалии. Над проектом омского речного вокзала он работал вместе с ленинградцем Сергеем Михайловым.
Возводить здание вокзала начали в 1958 году. Его решили строить на месте основания омской крепости, на слиянии Оми и Иртыша. Перед началом строительства берег Иртыша пришлось отсыпать песком, чтобы он стал выше. А потом стала постепенно обретать формы новая постройка — по задумке архитекторов, вокзал должен был напоминать большой белый теплоход. Эти ассоциации усиливала выступающая за линию фасада башня с окнами, стилизованная под иллюминаторы и со смотровой площадкой, напоминающей рулевую рубку судна. Большая площадь остекления фасада, плоская крыша с выступающим козырьком, аскетичные колонны ставили здание в один ряд с работами пионера архитектурного модернизма Ле Корбюзье. В здании вокзала уместились гостиница «Маяк» и ресторан, кассовый зал с предварительными и текущими кассами, зал ожидания, комнаты длительного отдыха, комната матери и ребенка. У главного входа в здание появилось каменное панно со схемой территории, находившейся в ведении Иртышского пароходства и прилегавших к ней портов.
Новый речной вокзал распахнул двери в 1964 году. Летом туристу, впервые оказавшемуся возле речного вокзала могло показаться, что он приехал в курортный городок — территория вокруг него была засажена цветами, а само здание напоминало белоснежное пришвартовавшееся судно с мачтой — эту красоту не портил даже портрет Ленина и надпись «Слава КПСС». В здании вокзала одновременно могли уместиться 500 пассажиров. К началу восьмидесятых годов вокзал обслуживал семь транзитных линий — на теплоходе или дизель-электроходе омичи могли отправиться в районы Омской области, Тару, Тобольск, Салехард или просто совершить неспешную водную экскурсию по Иртышу. Но в девяностых большую часть помещений вокзала заняли киоски и магазинчики, среди которых пассажирам становилось всё сложнее найти кассу. Гостиница и ресторан перешли в руки частных собственников, а центральная часть вокзала была признана аварийной. По несущим стенам здания пошли трещины, и они стали разрушаться от сырости, конструкции из арматуры внутри козырьков и балконов начала поражать коррозия. К двухтысячным здание лишилось вывески «Речной вокзал» и посадочных мест для пассажиров, а ещё через несколько лет было реконструировано под развлекательный комплекс.
Мало кто знает о том, что омский речной вокзал, как и его ульяновский собрат, стали прототипом Ярославского речного вокзала, который в 1986 году был удостоен государственной премии СССР. Его начали строить на десять лет позже омского, по проекту всё того же Тимофея Садовского. Омский речной вокзал получил лишь статус памятника культуры, и действительно, сегодня его функционал сводится к культурно-досуговой миссии: здесь разместился кинотеатр «Вавилон», оставшаяся при своём историческом названии гостиница «Маяк» и ресторан «Город». В целом реконструкция не обезличила здание бывшего вокзала — стеклянный фасад стал голубым, а шрифты вывески гостиницы «Маяк» по-прежнему напоминают о шестидесятых. Здание не пестрит рекламными вывесками, но увы, навсегда лишилось своего предназначения и сопутствующей ему речной романтики.
Если вам интересна тема советского модернизма в омской архитектуре, то можете также почитать о том, как строили здание спортивно-культурного комплекса «Иртыш», торгового центра «Омский», Музыкального театра и библиотеки Пушкина.