Вчера, 2 июля, корреспондент NGS55.RU Ангелина Рунова провела тест-драйв электровелосипеда, который омский предприниматель Пётр Мельников собрал с командой единомышленников. Омич в интервью NGS55 рассказал, как и зачем он изобрёл велосипед.
В чём отличие этого электровелосипеда от других?
После того как в интернете стало известно о достижении омских инженеров, многие омичи задались вопросом: можно ли назвать Петра изобретателем, если этот вид транспорта уже давно появился в других городах и странах? В чём принципиальное отличие омского электровелосипеда от других? Как рассказал Пётр Мельников корреспонденту NGS55.RU, изобретателями он и его партнёры себя не считают — они лишь показали, как, по их мнению, должен выглядеть современный электровелосипед.
— Изобретатели — это громко сказано. Мы не изобрели электровелосипед. Мы показали своё видение электровелосипеда. Мы считаем, что нужно делать внешний вид транспорта — велотранспорта, мото- или автотранспорт — таким, для чего он предназначается. Электрический велосипед должен с виду давать понять, что он электрический. Это наша концепция. И тут нет никакого изобретения. Скорее это один из продуктов на рынке, с которым мы хотим занять место и какую-то долю. Если говорить о производителях электровелосипедов, есть Германия, Франция, США, которые уже их производят. Но это достаточно дорогие электровелосипеды для нашего российского потребителя. Мы с командой хотели сделать его доступным.
Как ездить на электровелосипеде?
Ездить на электровелосипеде можно в двух режимах: классика и мотоцикл. Если вы сели на велосипед не для того, чтобы привести себя в спортивную форму, долго и упорно сбрасывая лишние килограммы, а ради приятной поездки с ветерком, вам подойдёт второй вариант. Именно он и отличает электровелосипед от обычного.
Однако перед тем, как отправиться в длительную поездку, нужно как следует потренироваться. С непривычки легко забыть, по какому принципу работает электровелосипед, и вместо тормоза активно нажимать на газ. Именно это и произошло с автором текста несколько раз.
— С чего начинается езда на электровелосипеде? В первую очередь нужно понять, что можно ехать на двух режимах. Здесь есть ручка газа. Вы можете просто поворачивать газ, и велосипед начинает сам ехать. Как на скутере. И второй режим — это ассистирование. Когда вы педали крутите, ручку уже не задействуете и мотор вам помогает двигать педали. Здесь можно переключать уровень помощи педалям. То есть, если, допустим, в горочку вы начинаете подниматься, вам тяжело ведь на педали вставать, тогда вы увеличиваете мощность мотора, и тогда получается у вас лёгкий ход педалей. Это уже не новая, но необходимая часть для электровелосипеда, потому что он позволяет сэкономить заряд и сделать прогулку на велосипеде лёгкой.
Сколько весит электровелосипед?
Вес этого транспорта примерно в два раза больше любого другого — 27 килограммов. Во время тест-драйва корреспондент NGS55.RU попробовала немного приподнять его — результат оказался неутешительным. Самостоятельно занести электровелосипед в квартиру у девушек вряд ли получится. Специально для прекрасного пола Пётр показал небольшой лайфхак. Когда будете поднимать электровелосипед по лестнице, нажмите на ручку газа — заднее колесо начнёт крутиться, что облегчит процесс.
— К этому транспорту нельзя относиться как к обычному велосипеду. Велосипед должен быть лёгкий. Профессиональные велосипедисты знают, что самое главное в велосипеде — это вес и инерция. Сколько у велосипеда свободного наката. Здесь сразу мы скажем, что это совсем другой вид транспорта. Это, скорее, домашний скутер. Его вес — 27 килограммов. Для велосипеда это очень тяжело. Это, считай, два велосипеда. Но электровелосипед решает совсем другие задачи. Вы его используете как скутер. Но опять же скутер, который можно занести домой. Максимальный вес, который он может выдержать, — 110 килограмм. Это стандартная нагрузка для велотранспорта.
Бортовой компьютер на руле — что это такое и с чем его едят?
На левую часть руля инженеры добавили объёмный дисплей. Устройство показывает скорость движения, пробег и уровень заряда аккумулятора. Кроме того, именно на бортовом компьютере можно включить подсветку рамы. Держаться за руль во время езды мини-компьютер не мешает.
— Левая ручка руля — это бортовой компьютер. На самом деле эта вещь уже знакома многим велосипедистам. Электровелосипед отличается тем, что показывает скорость, пробег и уровень заряда. Здесь можно также настроить и режим ассистирования — это помощь педалям. Когда вы начинаете ездить на педалях, мотор начинает велосипед подталкивать. Поэтому становится легко подняться в гору.
Правая ручка — шифтер. Переключение скоростей. Он нужен в том случае, если вы едете в режиме ассистирования — с помощью педалей. Тогда вы можете переключать скорости как в обычном велосипеде. Но обычно она не используется, пока не сядет аккумулятор.
Как разрабатывали дизайн «лунного велосипеда»?
Незамысловатый футуристический дизайн Пётр придумал ещё несколько лет назад. Вместе с командой они немного усовершенствовали внешний вид электровелосипеда и добавили яркую подсветку.
— Дизайн на самом деле очень давно взялся. Я когда ещё занимался продажей электросамокатов в Сургуте, спроектировал его на бумаге и перенёс в специальную программу для инженерии. Давно была идея сделать какой-то такой футуристичный велосипед. Сделать его электрическим. Позже мы уже вместе с командой дорабатывали этот дизайн. Какой пластик использовать? Подсветку как интегрировать? Были лёгкие задачки, которые нужно было просто решить. Отсюда и пошло название Moonbike. Это переводится как «лунный велосипед».
С какой скоростью он может ездить?
Стоит слегка прокрутить ручку газа вниз — и электровелосипед мгновенно набирает скорость. Когда проносишься на нём мимо обычных велосипедов, возникает ощущение, что ты летишь на настоящем скутере.
— Этот велосипед можно разогнать до 350 Ватт (имеется в виду мощность двигателя. — Прим. ред.) на холостом ходу. Без помощи педалей это 33 километра в час. Это достаточно спокойный тротуарный режим. Конечно, это быстро относительно средней скорости обычных велосипедов. По тротуару на них ездят со скоростью 17–20 километров в час. Тогда 33 это более чем достаточно. Но мы его не пропагандируем как электромотоцикл. Нет. Это всё-таки тротуарный велосипед.
Как его приспосабливали к омским дорогам?
По словам Петра, в электровелосипеде, который он собрал со своей командой, есть «частичка Омска», которая и отличает эту модель от других. Она скрывается под сиденьем, и это амортизатор. Именно благодаря ему корреспондент NGS55.RU не чувствовала разницы, когда ехала по ровному асфальту и узкой лесной тропинке.
— Где здесь Омск в этом электровелосипеде? Когда мы в центральной России их продаём — Москва, Питер, Сочи, — нас спрашивают: «А зачем вам амортизаторы в электровелосипеде?» Мы очень удивились, когда столкнулись с этим вопросом. Он проектировался в Омской области. Здесь мы бы даже ролики с подвеской сделали. Естественно, наша первая задача была сделать амортизацию мягкой и комфортной. У него очень мягкая подвеска. Именно здесь частичка Омска. Задний амортизатор, кстати, регулируется. Позволяет индивидуально подстроить его под себя.
Зачем подсветка и можно ли поменять её цвет?
Изменить цвет подсветки инженерам не составляет труда. В сумерках она выглядит довольно ярко, поэтому покупателям не нужно вешать на электровелосипед светоотражающие значки и наклейки, без которых трудно обойтись обычному велосипеду.
— На бортовом компьютере есть кнопка включения-выключения подсветки. Здесь она светится голубым цветом. Нам задавали вопросы, можно ли менять цвет подсветки? Особенно на чёрные велосипеды при покупке спрашивали, можем ли мы поставить на подсветку красный или оранжевый цвет. Конечно можем. Можем поставить любой цвет. И на цену электровелосипеда это никак не повлияет. Потому что подсветка — это вопрос безопасности. Больше яркости, больше заметности. По идее, в ночное время суток мы же ещё должны использовать жилеты. Нам нужно ещё сделать жилеты нашего цвета голубого.
Как быстро разряжается батарея?
Когда речь идёт об электровелосипеде, первым делом задаёшься вопросом, как быстро у него разряжается батарея? Пётр уверяет, что заряда хватит на большую дистанцию. Но даже если аккумулятор всё-таки разрядится во время пути, вы всегда сможете переключить режимы и доехать до места назначения при помощи педалей.
— Аккумулятор у нас стоит 8,8 ампер в час. Это аккумулятор, схожий с аккумулятором электросамокатов, которые активно используются сейчас в центральной России. Его хватает порядка 30 километров, если вы не используете педали. Это с учётом веса, наклона рельефа. И дальность пробега составит до 100 километров, если вы используете его в режиме ассистирования. Его хватит на три года.
У нас уже столько продаж было, и пока что никто из наших клиентов ещё ни разу не сказал, что у него сел аккумулятор. Потому что, во-первых, за время его эксплуатации ты привыкаешь к ёмкости аккумулятора и понимаешь примерно, сколько ты проедешь. И во-вторых, когда начинаешь использовать такой вид транспорта, как электросамокат или электровелосипед, ты уже заранее планируешь, сколько километров ты проедешь, и точно знаешь, где ты зарядишься.
Где и как заряжать электровелосипед?
При покупке электровелосипеда в комплекте идёт зарядное устройство, которое напоминает зарядку от ноутбука. Гнездо для зарядки находится сразу под сиденьем. Заряжается электровелосипед от четырёх до пяти часов.
— В Питере, в Москве ты можешь подъехать на парковочку McDonald’s, Starbucks, поставить его в розеточку, полчаса попить кофе и зарядиться. Что касается Омска — мы договорились с сетью кофеен Coffeein, с их руководителем, чтобы он предоставил возможность выставить там электростанции зарядки. Бесплатно. Таким образом мы начинаем нашу электрофикацию своими руками.
Где купить омский электровелосипед?
Электровелосипеды предприниматель с командой продают на своём сайте и даже отправляют их в другие города: Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и прочие.
— Эти велосипеды мы активно продаём в центральной России. Я не понимаю, почему в Омске мало используют электровелосипеды и электросамокаты. В нашем городе только у одного человека есть наш велосипед. На самом деле, это очень удобная вещь. Скорее всего, из-за инфраструктуры, которая не позволяет его полноценно использовать как транспорт. Мы продаём их на нашем сайте MoonBiKe. Там можно выбрать цвет велосипеда, поменять цвет подсветки. Можно даже устроить тест-драйв. Весь цикл производства электровелосипеда занимает где-то около двух недель. Стоит наш электровелосипед 65 тысяч рублей. В следующем году мы планируем вводить в производство электросамокаты.
Кто производит детали для электровелосипеда?
Многие омичи интересовались производством запчастей: российское или нет? Ответ простой: некоторые запчасти российские, более того, именно омские, другие — иностранные.
— По вопросу производства: российское или нероссийское? Двоякий вопрос. Мы сами не считаем, что это российское производство. Спроектировать раму — раму мы, кстати, делаем на частном омском заводе, — сделать подсветку, дизайн. Понятно, что все комплектующие — это заказанное из других стран. В частности из Китая.
У омского электровелосипеда есть обслуживание?
Задумавшись о покупке электровелосипеда, дальновидные люди сразу задаются вопросом: где и как его потом обслуживать? Что делать, если отойдут провода, лопнет колесо или сломается бортовой компьютер?
— Если вдруг у покупателей возникают проблемы с электровелосипедом, мы отправляем из нашего сборочного цеха, который находится на СибАДИ, специальный автомобиль — сами выезжаем на помощь. Мы это берём на себя, потому что мы заодно проводим диагностику электровелосипеда. Смотрим, где мы ещё можем что-то доработать. С виду может быть незаметно, но внутренний механизм мы улучшаем, чтобы велосипед стал крепче. Наш первый велосипед был длиннее где-то на два сантиметра и повыше. Сейчас мы его немного скорректировали по среднему росту покупателя. Высоту седла, длину руля. Проверяем, насколько сильно велосипед меняется со временем. Если что-то случается у клиентов из других городов и они не могут приехать в наш цех — мы там и запчасти производим, и занимаемся обслуживанием, — мы организовали что-то наподобие видеоконференции. На видео показываем, объясняем, что и как сделать. Как, например, колесо поменять.
Сейчас мы уже модернизировали наш электровелосипед. Последняя модель имеет доработки. Пластик теперь сидит как влитой. Также мы сделали широкую, мощную подножку, которая выдерживает вес велосипеда.