Сегодня, 23 мая, на пресс-конференции по мусорной реформе в Омске озвучили результаты проверки деятельности регионального оператора ООО «Магнит», которую проводил Росприроднадзор. Оказалось, что ведомство подало в суд на регионального оператора — у компании «Экос», с которой заключил договор «Магнит», нет лицензии по обращению с отходами на территории Омской области, а у самого «Магнита» нет достаточной мощности по сортировке и переработке отходов, поскольку на момент проверки был готов лишь сортировочный комплекс в Кировском округе.
«В целом сообщаем, что переход на новую систему обращения с ТКО в Омской области находится в неудовлетворительном состоянии», — указано в результатах.
Своё мнение по предварительным итогам мусорной реформы высказал эколог Сергей Костарев. По его словам, главную проблему — управление твёрдыми бытовыми отходами — зафиксировали ещё в 2001 году, а в 2005 году разработали стратегию «Ноль отходов», которая впоследствии преобразовалась в программу «Чистый город». Она была рассчитана на продолжительный период, и в итоге Омская область должна была избавиться от всех отходов. Но в 2016 году управление программой передали от местного самоуправления региональным властям, и после этого всё изменилось.
— Тогда разработали и внедрили региональную схему по отходам. Она вызвала претензии, связанные с тем, что на всю Омскую область было предусмотрено всего шесть мусорных полигонов, кроме того, не было технологий, позволяющих всё это осуществить. Тем не менее схему приняли, и её должен был реализовать региональный оператор. Конкурс, организованный властями, был сделан так, что ни один из наших действующих участников рынка в Омске не смог заявиться: условия были неподъёмные, не связанные ни с профессиональным уровнем, ни с обладанием технологиями, ни с наличием лицензии. Это был залог в 250 миллионов, который наши организации внести не могли. И вдруг появляется организация с уставным капиталом в 10 тысяч, невыплаченным долгом в суде, не обладающая ни лицензией, ни транспортом, ни опытом. Она выигрывает конкурс и становится главным управленцем отходов. Дальше происходили события, которые можно объяснить либо тотальной некомпетентностью, либо сговором с целью собрать с наших людей как можно больше денег. Принимаются решения об изменении территориальной схемы, причём такие, которые нельзя реализовать — нельзя 90% отходов переработать за два года. Понятие «переработка» заменяется на «обработка» — слово, которое вообще ничего не значит. Нет ни полигонов, ни проектов, ни мест, ни согласований, ни лицензий, ни права на ведение деятельности. Нам приносят счета, но за что я должен платить организации, не имеющей лицензии? — удивился Костарев.
По мнению эколога, город оказывается в опасной ситуации — возить мусор некуда, и несмотря на то, что компании могут копить его на специальных площадках, в итоге всё это нужно будет куда-то деть. За оставшееся время подготовить полигоны и внедрить новые технологии по переработке будет невозможно.
— Нужно срочно отказаться от принятой схемы, разработать до конца года изменения, которые позволят решить проблему. Иначе мы с вами просто потонем в мусоре, он будет вывозиться на ближайшую нелегальную свалку, сжигаться или исчезать в неизвестном направлении. Нужно прекращать этот способ мусорной реформы по-омски. Отказаться от одного регоператора на всю область и нанять несколько, как в прогрессивных регионах, тогда будет хоть какая-то конкуренция и страховка: если один не справляется, то второй сработает. Хотелось бы, чтобы и регоператор, и контролирующие органы начали выполнять свои прямые обязанности, контролировали ход реформы и наказывали за недочёты, — считает Сергей Костарев.
Ранее глава генпрокуратуры России Юрий Чайка раскритиковал руководство некоторых регионов, в которых мусорная реформа реализуется без особого успеха. В их числе оказалась и Омская область.