Своё новое путешествие я решил совершить в Ленинский округ, на улицу Труда и соседствующую с ней территорию. Об этих местах просили написать многие читатели NGS55.RU. Еще бы, ведь здесь столько всего интересного: очистные сооружения в банкетном зале, бывший «дурдом» и разрушенная мельница, «Два капитана» и рынок, где до сих пор торгуют картриджами для Dendy. В общем, есть где разгуляться. Да и район этот — один из старейших в городе. Его жизнь всегда была связана с железной дорогой и речным портом.
От частника до моста
Начать мы с фотографом Еленой Латыповой решили издалека, с нашего любимого частного сектора. Здесь он находится в районе улицы Аркадия Гайдара. Многие омичи недовольны — город-миллионник, а в нём столько частных домов. Мне же кажется, что в этом есть какая-то изюминка, вроде фавел Рио-де-Жанейро. Жизнь в таких районах всегда идёт своим чередом, и без разницы, где они находятся — в центре Омска или на окраине, они всегда обособлены и напоминают деревню в городе.
Здесь, среди улочек частного сектора, на 6-й Красноармейской, затаился небольшой магазинчик с таким любимым и родным каждому русскому человеку названием — «Березка». Заходить мы не стали, но предположили, что у продавца наверняка есть видавшая виды тетрадь, в которую записываются выданные в кредит товары местным Иванычам и Данилычам.
Из окон соседних домов виден железнодорожный мост. Его еще и очень хорошо слышно, но, как признались местные жители, их это уже не смущает.
— Я здесь уже ничего плохого не замечаю, мне всё нравится. Это мой дом. Сейчас здесь спокойно, а раньше и гоп-стоп был, и подраться могли. Сейчас такого нет, — рассказал местный житель Данияр.
Недалеко гуляла пенсионерка Зоя с сестрой. Женщины признались, что здесь нечем заняться ни молодым, ни взрослым жителям. Поэтому они просто гуляют по улице и заходят друг к другу в гости.
— Охраняем, за порядком следим. Пока молодежь на работе, — сказала с улыбкой женщина.
Судя по всему, с порядком тут всё должно быть строго. Штрафы очень серьезные.
Из ворот выбежал еще один местный охранник порядка. Он так интенсивно прыгал, скулил, облизывался и махал хвостом, что я присел и начал его гладить. Стала ясна его тактика. Любой вор, прокравшийся в дом, не сможет не погладить этого пса, а пока он будет это делать, уже придут хозяева.
За частными домами начинается огромный пустырь. Он частично застроен гаражами и завален строительным мусором. Видимо, на это место суровые штрафы не распространяются.
Тут же, по болоту, проходит дорожка из мусора и всего, что валялось под ногами. По такой хоть раз в жизни прыгал и скакал каждый уважающий себя житель России.
Возле моста всё заболочено. Поле в камыше и рогозе. Рядом есть два озера, но, по словам местных, они никак не используются.
Пока мы наблюдали за мостом и полем с озёрами, за нами тоже безустанно следили. Под таким присмотром по мосту точно не прогуляешься.
С железнодорожной насыпи, которая ведет к мосту, открывается прекрасный вид на простое русское село. Только стоящая вдалеке девятиэтажка портит сельскую идиллию.
За насыпью
С другой стороны насыпи простирается гаражный кооператив, а вдалеке виднеются краны-жирафы речного порта.
Среди гаражей стоит тигровый ГАЗ-69, который по расцветке больше подошел бы для джунглей или африканских пустынь. По словам хозяина, он активно пользуется машиной, и в гараже она не застаивается.
— Ты не смотри просто так. Садись за руль, прокатись! — сказал мужчина и продолжил разговор с другом.
О соседстве и связи района с железной дорогой здесь напоминают даже детские площадки. Rammstein из паровозика, конечно, не играет, но и так тоже хорошо.
Раньше детские площадки были обставлены побогаче. На фото, сделанном в 1980-м году, видно деревянного Горыныча. Герой сказок и былин стоял во дворе на улице Кучерявенко, 10А. Особо крутые ребята залезали на самую высокую голову змея или в башенку. Сейчас этой чудесной горки уже нет.
В здешних дворах все в зелени и очень уютно. В школьном дворике на старых покрышках сидят и что-то обсуждают местные подружки. Кругом коты, которых подкармливают сердобольные бабушки. У песочниц мамы с колясками.
Старая мельница
Возле старой разрушенной мельницы на улице Труда теперь стоянка для общественного транспорта и пара автомагазинов.
От здания осталось несколько стен и башня. Вид напоминает руины донжона и крепостной стены.
Раньше здесь кипела работа и из ворот фабрики выезжали грузовики, в кузовах которых лежали мешки с мукой. Они направлялись на соседний хлебозавод. Местные старожилы рассказывают, что на нём пекли очень вкусный хлеб и за свежей выпечкой выстраивались длинные очереди.
Остатки фабрики еще продолжают свою жизнь, но при этом медленно тают. Каждый год от кирпичных зданий остается всё меньше и меньше.
Среди строительного мусора и обломков кирпича стоят несколько избушек размером с дачные сарайчики. В них живут люди — на окнах стоит еда, посуда и мыльные принадлежности. Перед одним из домиков есть импровизированный очаг из кирпичей и решетки от вентилятора.
Сквер и храм
Божий дом стоит неподалеку от сарайчиков, но выглядит не в пример лучше. Свято-Николо-Казанский собор построен напротив Юбилейного сквера. Каменный храм был заложен здесь 9 мая 1911 года. Освящение совершил епископ Омский и Павлодарский Андроник 29 августа 1913 года.
В 1913 году в приходе храма было около 5500 человек. Тогда же рядом с ним проживали 5 раскольников и 190 баптистов. Храм закрывали 16 ноября 1940 года. Здание передали под клуб рабочих завода № 174, но позже его всё-таки вернули верующим. В 1970-е годы сделали пристройки и изменили вид куполов.
В Юбилейном сквере в честь столетия Ленинского округа установили памятник в виде железнодорожных колёс и якоря. Такой гибрид объясняется нахождением в округе речного порта и железнодорожного вокзала. Издалека он напоминает пушку.
Неподалеку на лавочке сидела весёлая компания. Интересно, знают ли они о гремящей на всю страну битве за сквер в Екатеринбурге? Наверное, нет. В Омске ведь и скверы целы, и храмы сыты.
Здание на улице Стальского, 12 благодаря башенкам и стилю постройки выглядит очень необычно.
— Это единственное здание с такой архитектурой в Омске, — с гордостью говорит местный житель.
Старинные ворота «Авангарда»
Неподалеку от заброшенного пустыря с разрушенной мельницей находится центр олимпийской подготовки «Авангард». На стадионе проводятся соревнования по различным видам спорта — от легкой атлетики до толкания гирь. По словам сотрудников центра, этот стадион является одним из лучших в Сибири, а его трибуны рассчитаны на 4 тысячи зрителей.
На стадионе до сих пор сохранились старинные ворота. Они появились здесь в конце 40-х – начале 50-х.
Парни со стильными прическами собрались на футбольный матч в середине 50-х. Ворота на стадион со стороны улицы Белинского и 10-й Ленинской уже на месте. Это говорит о том, что им уже больше 60 лет. Баран на них уже давно не смотрит, а вот любители истории Омска захаживают.
Со стадиона хорошо просматривается речной порт с его бесконечными кранами, цистернами, вагончиками, контейнерами и бочками. Старенькие кораблики и баржи ждут своего часа, чтобы отправиться бороздить Иртыш.
За порядком на стадионе приглядывает сторож — Борис Ельцин.
От речпорта до Бойцовского клуба
Административное здание речного порта высится над улицей Шаумяна небольшим шпилем. Первое упоминание о пристани на реке Омь относится к 1834 году. С этой даты, зафиксированной официальной летописью области, и начинается история Омской пристани, будущего Омского речного порта. Вплоть до 1930 года он состоял из нескольких складов, причальных мостков и двух деревянных дебаркадеров. В этот период пристань имела три грузовых участка. Первый располагался у места слияния Оми с Иртышом. Он просуществовал до 1958 года, а на его месте впоследствии выстроили Речной вокзал.
У здания по адресу 25 лет Октября,13 есть своя легенда. Говорят, что застройщик решил возвести на его крыше храм, похожий на древнегреческий, ради встреч с любимой женщиной. Не знаю, насколько эта история правдива, но звучит она красиво.
Недалеко высятся чёрно-желтые громады жилого комплекса «Два капитана». Элитные здания еще не обросли соседями соответствующего класса и контрастируют с остальными домами. Выглядят они, как два городских модника, зашедших на провинциальную дискотеку.
Чтобы никто не сомневался в названии комплекса, возле домов установлены фигуры капитанов. По ним сразу видно, что только смелым покоряются моря. Определяется и их семейное сходство с капитаном у «Океана».
Пятое правило «Пятёрочки» — никому не рассказывать о Бойцовском клубе. Расположение у него хорошее — покупатель и кассир всегда могут выяснить, кто прав, кто виноват, всего лишь спустившись в подвал.
«Дурдом»
Это интересное здание находится на улице Труда, 49. Глядя на этот дом, сразу понимаешь, что строили его при Сталине, примерно в 1935–1939 годах. Дом имеет разную этажность, разную высоту потолков, окна и арки. Та часть здания, где этажность выше, предназначалась для высших слоев общества — на его фасаде лепнина и колонны и другие обогащающие архитектурные элементы. А четырехэтажное крыло предназначалось для прислуги, и сделано оно попроще.
Удивительно, но при таком размахе в доме не были предусмотрены многие коммуникации. До конца 1960-х годов туалета в элитном доме не было — он находился во дворе, позже его снесли и поставили на это самое место доску почета. Оригинально, да? Воду жильцы нагревали самостоятельно, на дровах. Пищу готовили на керосине. У дома была не очень хорошая слава. По местной легенде, из окон на головы прохожих падали специфические кульки или лились фонтанчики. С верхних этажей на улицу бегать многим жителям не хотелось.
— То, что творилось вокруг дома, его жильцов не очень заботило. Вонь стояла на всю округу! Среди жителей это место неформально стало называться «Дом дураков» и «Дурдом», — рассказывает блогер Михаил Тимохин.
С лицевой части дома раньше находилось трамвайное кольцо, а позади — хлебозавод. При нем была собственная железнодорожная ветка и большая автобаза. Одноэтажное деревянное здание хлебозавода имело огромные размеры.
С бывшим «дурдомом» соседствует банкетный зал «Прованс». Здесь отыграли свадьбы и юбилеи не один десяток омичей, но мало кто из них знал, что когда-то в нём была котельная и очистные сооружения.
Старые здания
В районе ж/д вокзала очень много старых зданий. Они отличаются несовременной высотой и планировкой. У этого дома, пестрящего рекламой, необычное расположение выхода. Такое здание сейчас редко увидишь в Омске.
Этот дом на перекрёстке улиц Серова и Марченко местные жители называют «круглым». Его угол и правда сглажен, а в окнах дома стоят старые стекла, которые искажают «картинку», когда через них смотришь на улицу.
Когда-то здесь был продуктовый магазин. В нём рядами размещались бочки с селедкой, и возле дома стоял соответствующий запах. Местные женщины говорили: «Пошла в ступятый, была в ступятом». Все потому, что раньше у него был адрес 7-я Ленинская, 105.
Вокруг «ступятого» раскинулся Ленинский рынок. Здесь в изобилии представлены шторы, красивые шторы и элитные шторы, а также фрукты, вещи и товары для охоты и рыбалки. Женщина на фото продаёт чудодейственные лечебные браслеты из всех металлов. Наверное, даже криптонит есть.
— Ну что, шпионы? На кого работаете? Ну ладно, снимайте! Но чтоб мне фото прислали! — сказал нам, крутя ус, солидный мужчина, который очень подошел бы на роль городового царской России.
Мы выдохнули, пообещали ему вести себя хорошо и пошли дальше.
На улице Котельникова находится трамвайное кольцо. Здесь водители трамваев отдыхают и дожидаются своей очереди, чтобы развернуться и снова направиться на маршрут.
Прямо у трамвайного кольца находится магазин разливного пива. Один из местных жителей рассказал, что раньше на этом месте был ночной клуб, где, по его словам, в основном тусовались секс-меньшинства.
Кирха
На перекрёстке Иртышской набережной и Рождественского высится купол Евангелическо-Лютеранской церкви, которую омичи по-простому называют кирхой. Церковь, по словам одного из прихожан, появилась на этом месте в 1993 году.
— Знаете, здесь очень хорошо. Даже просто погулять, рядом посидеть. Рядом река, над башенкой чайки летают. Мне тут нравится очень, — поделился прихожанин церкви Семён.
Сейчас церковь ремонтируют, и её вид напоминает локации из игры Assassin's Creed.
Внутри для взгляда человека, который привык видеть в церкви разрисованные библейскими сюжетами своды и множество икон, необычно. Пахнет деревом, а не горящими свечами. Над помещением возвышаются два балкончика — для хора и музыкального оборудования.
Мы вышли из церкви и увидели через дорогу яблони с розовыми и белыми цветами под старенькими балкончиками. Всё-таки красивый у нас город. И загадочный.