29 января суббота
СЕЙЧАС -13°С

Покажи свою карточку: променяют ли омских кондукторов на турникеты?

Поделиться

Бескондукторные системы оплаты проезда уже давно и успешно работают в двух главных городах страны — Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в нескольких городах России валидаторы успешно совмещаются с обычной оплатой наличными и электронными проездными. Доберётся ли прогресс до Омска? Как развивалась электронная система оплаты проезда в городе и что её ждёт в ближайшем будущем? Об этом — в нашем материале.

Слухами традиционные СМИ полнятся

Валидатор в сочинском автобусе

Валидатор в сочинском автобусе

Поделиться

Всё началось с записи в группе «Аварийный Омск» в соцсети «ВКонтакте», которая появилась 18 июля. Автор записи сообщил, что в общественный транспорт Омска начнут внедрять «автоматизированную систему учёта фактических поездок».

— Другими словами, такая должность, как кондуктор, будет заменена стационарными терминалами (валидаторами). Терминал будет принимать к оплате транспортные и банковские карты (возможно, смартфоны). Внедрение системы начнётся с нескольких единиц общественного транспорта и будет действовать в тестовом режиме, — указано в записи.

Несмотря на ироничную подачу поста (например, в нём была фраза «Скоро информация появится в традиционных СМИ»), стало ясно, что дыма без огня не бывает. Мы решили выяснить, действительно ли систему проезда в омских автобусах ждут большие перемены.

Вместо валидаторов — банковские карты

Руководитель МП «Пассажирсервис» Наталья Сергина рассказала НГС.ОМСК, что никакого оборудования для бескондукторных систем приобретать пока не планируется. Сейчас предприятие занимается переговорами о покупке новых терминалов, с помощью которых омичи смогут оплачивать проезд банковскими картами Visa, MasterCard и «Мир».

— Сам он на вид такой же, нельзя будет отличить от старого — просто новая модель, более современная, с сертификацией для использования банковских карт. Когда подпишем документы и заключим договор, можно будет говорить о поставках, — пояснила Наталья Сергина.

Все московские автобусы оборудовали валидаторами в 2007 году

Все московские автобусы оборудовали валидаторами в 2007 году

Поделиться

— В некоторых моментах бескондукторные системы будут применять, если это будет оправдано. Опыт может оказаться как положительным, так и отрицательным — чтобы понять, как это будет, нужно попробовать. Для таких систем нужно будет ещё дополнительное оборудование приобретать, — продолжила руководитель предприятия.

Также НГС.ОМСК стало известно, что при возможной закупке оборудования для бескондукторной системы водитель при выходе и входе частично выполнял бы роль кондуктора-контролёра, который следит за электронными проездными, социальными картами и выдаёт билеты за наличные средства.

В ближайшее время кондукторов на валидаторы менять не будут

В ближайшее время кондукторов на валидаторы менять не будут

Поделиться

Заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов подтвердил НГС.ОМСК, что «Пассажирсервис» занимается покупкой новых терминалов для банковских карт, но тема валидаторов не поднималась.

— Вчера были уже звонки мне про валидаторы, беспокоились за кондукторов. Связался с «Пассажирсервисом», сказали, что они не обсуждают такую тему — купить прибор, убрать кондукторов. Решаются вопросы обновления — купить терминалы, которые помимо транспортных и льготных карт читали бы ещё и банковские, — сообщил Игорь Кожухов.

Стоит отметить, что при немедленном вводе такой системы около 1000 кондукторов лишились бы работы — именно столько, по примерным оценкам, устроены сейчас в объединённом ПАТП № 8 и на предприятии «Электрический транспорт». Сомнительно, что департамент транспорта пошёл бы на такой рискованный шаг после объединения ПАТП.

В то же время, по данным НГС.ОМСК, полностью отказываться от идеи терминалов не станут. Ближе к осени возможен запуск двух трамваев с бескондукторной системой оплаты, но специалисты дептранса боятся потери собираемости.

Как проезд стал электронным

Ещё в апреле 2015 года депутаты омского Горсовета проголосовали за введение электронных проездных билетов с минимальной стоимостью поездки для взрослого в 15 рублей. Бумажные проездные исчезли, но остался наличный расчёт. Омичам без льгот предложили несколько видов электронных проездных: в пределах количества купленных поездок (электронный кошелек), на 30 или 60 поездок и сроком действия 60 дней (включая дату продажи), безлимитный со сроком 15 дней или месяц, льготный с ограниченным количеством поездок, а также льготный безлимитный сроком на 15 дней или месяц для школьников. В продажу их запустили 1 мая 2015 года — тогда за транспортными картами выстраивались целые очереди, поскольку у «Пассажирсервиса» появились новые точки обслуживания, которых стало намного меньше, чем до этого было ларьков с проездными билетами.

Так выглядит билет в мобильном приложении SIGMA

Так выглядит билет в мобильном приложении SIGMA

Поделиться

В июне 2017 года для омичей запустили новые повременные проездные — они работают по принципу «электронного кошелька», на который можно положить до 15 тысяч рублей. Одна поездка стоит 21 рубль, в течение 30 минут (в дальнейшем этот интервал увеличился до 45 минут) после считывания карты пассажир может совершить пересадку, которая обойдется в один рубль. Деньги на карте хранятся в течение трёх лет. Для повременных проездных изменили дизайн и придумали название — «Омка».

Из последних технических новшеств — мобильное приложение SIGMA, которое внедрили в феврале этого года (с его помощью можно оплатить проезд, считывая камерой смартфона QR-код на карточке кондуктора), а также возможность пополнить счёт на транспортной карте с помощью мобильного приложения «Сбербанк Онлайн».

Виктор Старцев
Фото vk.com/a_omsk (1), Олега Малиновского (2, 4), НГС (3)

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, наши Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...