Город «Маме же не скажешь, что я бомжую»: кто живет в парке Победы?

«Маме же не скажешь, что я бомжую»: кто живет в парке Победы?

Корреспонденты НГС.ОМСК побывали в палаточном городке, расположенном в самом крупном парке города, и пообщались с местными жителями

Почти в сердце города, в омском парке Победы, уже несколько лет существует место, которое обходят стороной посетители и, не задерживаясь, объезжают велосипедисты — палаточный городок. Администрация парка еще 2 года назад пыталась избавиться от непрошеных жильцов, но они всегда возвращались. И сейчас изредка от пробегающих по лесным тропам спортсменов можно услышать: «Ничего себе тут дома понастроили». Место плохо просматривается с пешеходных дорожек, и поэтому знают о нем немногие.

1 из 5

В 9:30 утра место выглядит безжизненным. На громкое пожелание доброго утра одна из палаток зашевелилась. «Сейчас, сейчас. Минутку», — раздалось кряхтение. Из палатки начал выбираться пожилой мужчина с шрамом на правом глазу и в потертой одежде. Он просунул ноги в кеды, прошел до «кухни», там переобулся в резиновые тапки. Пока он разминался и протирал глаза, было время осмотреться. В центре городка находится кухня: стол с подпиленными ножками и импровизированные стулья — ящики для бутылок. На столе лежит черствый хлеб, под столом разбросаны детские игрушки. Неподалеку куча картофеля и лука, тазики с мыльной водой и костровище с закопченным чайником в углях. Мусора вокруг довольно много: гнилые арбузы, электронные часы и бутылки. Вокруг импровизированные палатки: на сучья деревьев навешаны одеяла, покрывала, куртки и прочее тряпье. Возле каждой палатки многочисленные мешки, пакеты и школьные ранцы, а на веревках развешана одежда. Почти на каждую вертикально устремленную палку надеты кроссовки. Неподалеку от городка 3 камня в яме, сложенные буквой «П», — почти благоустроенное отхожее место.

1 из 2

Жилец привел себя в порядок, подошел к корреспондентам и попросил закурить. Как выяснилось, 55-летнего мужчину зовут Геннадий. Несколько лет назад, отправившись в дорогу из Саратова, он проездом оказался в Омске и по причине, о которой он не захотел говорить, остался без документов. В Саратове своего дома и родственников у него не было и возвращаться оказалось некуда. Через пару минут проснулся второй житель городка — 30-летний Алексей. На кухне понемножку закипела жизнь. Алексей упрекнул Геннадия, что при гостях у них такой беспорядок, и мужчины начали расставлять в стороны тазики с водой для умывания, подметать и убирать со стола еду и немногочисленные книги. Среди последних — фантастика, сборники анекдотов 90-х годов и произведения Дарьи Донцовой. Геннадий пояснил, что приносит с помоек выкинутые издания и читает их.

1 из 3

«Вы не поверите, что можно найти на помойке! Вот, посмотрите!» — внезапно поддерживает беседу Алексей, прерывает свою уборку и начинает копаться в огромном мешке. Через пару секунд он вытаскивает оттуда пару банок запечатанного энергетика. «У меня там две упаковки целые!» — похвастался мужчина, открыл и начал пить. «Пиво, что ли?» — неодобрительно посмотрел Геннадий, но после ответа Алексея кивнул и тоже взял банку. «Да, телефоны целые выкидывают, одежду, порой даже с бирками магазинными», — начал задумчиво перечислять, прерываясь, чтобы хлебнуть из банки, пожилой мужчина. Он показал свою коллекцию темных очков, развешанную на потолке «кухни».

Уборка завершилась, и мужчины присели за стол. Алексей рассказал, что его дом на Дальнем Востоке сгорел, и тогда он приехал в Омск на заработки. Но его «кинули» с зарплатой. После второго подобного случая Алексей остался без средств к существованию и оказался на улице. На вопрос о родственниках Геннадий замолчал на минуту, после чего признался, что в Новосибирской области осталась его мать. Нависла неловкая пауза. «Ну не скажешь же маме, что я бомжую!» — сердито отрезал мужчина и отвернулся, на этом беседа о прошлом была закончена.

Всего в палатках живут около 6 человек. Кто-то уходит, кто-то приходит. Быт простой — утром мужчины собираются и идут в город «на заработки». Женщины здесь живут, но не часто, и занимаются тем же: рыскают по помойкам в поисках ценного мусора. «Мой вчерашний поход», — Геннадий пинает пакеты возле палатки. В них загремели алюминиевые банки. «Помню, одна знакомая целую тысячу [рублей] нашла», — мечтательно поднял глаза Алексей.

Алексей живет в палатке уже третий год, Геннадий чуть больше. Зимой, признались мужчины, в палаточном городке жизнь тяжелая, но в целом импровизированное жилье справляется с морозами. «Сверху дубленок накидаем еще, ночью надышим и под одеяло», — рассказал Алексей. «Еще собака у нас есть, она греет», — улыбнулся Геннадий. В его палатке в одеяле действительно дрожит маленький песик — дворняжка. При очень сильных морозах поселенцам приходится покидать обжитое место и отправляться на теплотрассу. «Особенно мыться зимой хорошо», — с иронией добавил Алексей и начал описывать: вокруг костровища натягивается полиэтилен, там кипятится вода и после этого они все очень быстро моются.

О том, что у парка сменился владелец, постояльцам невдомек. Напомним, сейчас за парк отвечает управление дорожного хозяйства и благоустройства Омска. Жильцы признают, что прошлый куратор — администрация парка 30-летия ВЛКСМ — неоднократно пытался их выгнать, но идти было некуда, и многие возвращались. «Хорошее место, тихое», — сказал Геннадий. «Вон, некоторые на помойках спят», — передернулся Алексей. Полиция поселенцев сильно не беспокоит, хотя навещает почти каждый день. «Так, проверить живые ли все», — усмехнулся Алексей, а Геннадий пояснил, что вчера его попросили убрать мусор вокруг храма, что он и сделал. «Но это дело добровольное. Начальников нет, хочешь иди, хочешь не иди», — подчеркнул второй постоялец.

Жильцы палаточного городка отметили, что люди относятся к ним по-разному. Есть «сердобольные», которые отправляют их в приюты для бездомных, или, как назвал их Алексей, «притоны». Там, по его словам, бродяг заставляют много работать без зарплаты. «А вечером — плошка супа. Кому это надо?» — возмутился Алексей. Другие омичи, наоборот, помогают делом. Например, жильцы домов на улицах Островских отдают бездомным старые дубленки, куртки, а также, что главное, дают пользоваться инструментами — топорами и пилами. Ими мужчины заготавливают дрова из «сушняка» — погибших в парке деревьев.

Перед прощанием остался лишь один вопрос: собираются ли местные жители хоть что-то менять в своей жизни. «Да до пенсии тут всего ничего осталось, а там — на покой», — сказал Геннадий. У Алексея же оказались другие планы. «Брат в Адлере остался. Вот немного еще средств поднакоплю, он тоже деньгами помогает, и переберусь к нему», — мечтательно произнес мужчина. Почему-то в последние слова обоих мужчин не очень поверилось, казалось, что Алексея и Геннадия можно будет увидеть здесь и в следующем году. Почти в центре города, в омском парке Победы, в месте, которое обходят стороной посетители и не задерживаясь объезжают велосипедисты.

Послесловие

В управлении дорожного хозяйства и благоустройства Омска, как выяснилось, даже не знали, что в парке уже несколько лет живут бездомные, которые построили небольшой городок. Предыдущий куратор — парк 30-летия ВЛКСМ — сдал полномочия, а управление еще их не приняло. Как рассказал директор управления Владимир Казимиров, он видел издалека палатки, но принял людей за отдыхающих. Он заявил, что до конца этой недели примет решение касательно палаточного лагеря и постарается избавить парк Победы от постоянных жильцов. «Это недопустимо просто, чтобы в мемориальном парке кто-то жил. Это просто неэтично», — возмутился Владимир Казимиров.

НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства