Каждый год в июне, в преддверии летнего солнцестояния, деревня Окунево, что в 237 км на северо-востоке от Омска, превращается в центр паломничества туристов. В этом году фестиваль, известный как «Солнцестояние», стал «Солнцеворотом» и сменил статус с коммерческого проекта на мероприятие, которое курирует минкульт.
С 19 по 21 июня в деревне Окунево Муромцевского района прошел этнофестиваль «Солнцестояние», возрожденный под названием «Солнцеворот». Проект, ставший некоммерческим, курировал областной минкульт. Центральной темой фестиваля стали не языческие обряды купальской ночи, а идея объединения этносов. Проще говоря, те, кто ехал в Окунево поглазеть на 10-метровый костер, были разочарованы: вместо этого участникам предложили научиться танцевать фламенко. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывала на фестивале, прогулялась по Окунево и местам силы загадочной сибирской деревни.
Желающих отдохнуть в Окунево не смущает 4-часовой путь по идеальному бездорожью. Перед фестивалем 18 июня дорожники залатали асфальт в 20 км от деревни. Добираться стало чуть легче: на 10-метровых кусках нового асфальта, можно отдохнуть от ям и пыли. В Окунево дорога песчаная — песок настолько мелкий и приятный, что по ул. Центральной можно ходить босиком.
В Омске и за его пределами сложился стереотип: в Окунево ездят странные люди, сумасшедшие йоги. Вероятно, такое мнение появилось от того, что на фестивале встречались представителей разных духовных конфессий и традиций — кришнаитов, бабаджистов, сторонников славянской культуры и даже поклонники дредов и тату. В этом году процент «странных» людей заметно упал.
Но резко возрос процент сторонников другой «секты», которая щеголяла по улицам, звеня пивными бутылками. Еще в 2013 году организатор «Солнцестояния» Роман Семин отмечал, что проект изжил себя — изначально на фестивале было запрещено пить спиртное. В этом году, несмотря на обилие алкоголя, полиция происшествий и преступлений в Окунево не зафиксировала. С теми, кто появлялся с спиртным в руках, полицейские беседовали.
Пустых бутылок и банок в лесу стало еще больше, чем в прошлые годы. Зону фестиваля подтопило — разлилась речка Тара.
Затопленным оказалось и так называемое Праздничное поле с пляжем — в том числе и у того места, где обычно устраивали 10-метровый костер. На поле, где раньше водили большие хороводы и проводили коллективные медитации, ноги то и дело проваливались и вязли: теперь здесь водят «хороводы» полчища комаров.
Речка Тара вышла из берегов, подтопив около 5–7 м пляжа и берега. Местные жители утверждают: такого сюрприза природы не ожидали и видят впервые. Из-за влажности на туристов нападали полчища комаров и мошек: спастись от них можно было, купив «Рефтамид» в местном магазине, или надев специальную куртку с капюшоном-«накомарником» (сеткой на лице. — И.А.). Многие, не выдержав обилия комаров, мошки и оводов, уезжали из Окунево.
В предвкушении огромного купальского костра на фестиваль приехал из Москвы бизнесмен Александр (на фото) с другом Алексеем. «5 лет мечтал сюда попасть. Вычитал про Окунево в интернете: это так здорово, что здесь чтут славянские традиции, — восхищается москвич. — Я специально костюм купил и гостиный дом забронировал заранее — за месяц. Жаль, что костра не будет. Но места, конечно, красивые».
В палаточном городке в сосновом бору на этот раз меньше туристов, чем 2 года назад. По данным полиции, на КПП у входа на фестиваль зарегистрировались около 2 тыс. человек (многие «неучтенные» жили в палатках за зоной фестиваля и в гостевых домах в деревне). Из машин отдыхающих ревел шансон, у палаток слышались задушевные застольные беседы — происходящее напоминало обычный пикник за городом. Встречались и те, кто умиротворенно сидел на обрыве реки.
Почувствовать уединение в Окунево легко — здесь почти не работает сотовая связь. Люди, стоящие посреди поля с поднятой рукой в небо, — не сектанты, совершающие таинственный обряд. Таким образом на пригорках у магазинов можно «поймать» сеть абонентам «Билайна» и «МегаФона». Эта же связь «ловится» в сосновом бору: иногда, чтобы «поймать» сеть, нужно пройти до 1,5 км по лесу.
Тем временем на фестивале размеренно-шумно: зрители нежатся на траве у сцены, гуляют по ярмарке ремесел или стоят в очереди за шашлыком и кофе. А кто-то активно начинает день — по утрам 20 и 21 июня здесь проводилась кундалини-йога для всех желающих. Погода располагала: два первых дня фестиваля были жаркими, столбик термометра поднимался до 31 градуса.
Окунево постепенно становится местом, где можно чему-то научиться. У этносцены руководитель школы танцев «Галианта» Мария Стрельчунас обучала испанскому фламенко. По ее словам, это танец, который «прост в исполнении», в основном в нем задействованы руки. «Только женщина может сделать флорео (движения кистей и пальцев танцовщицы, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. — И.А.) по-женски, правильно», — говорила она.
Рядом, на поляне, представительницы омского фольклорного ансамбля «Дайна» обучали плетению венков. Цветы для венков они привезли из Омска с собой и увлекли этим занятием десяток девочек, женщин и девушек, желающих научиться плетению. За 250 руб. здесь можно было купить «индивидуальный» венок. «Он головную боль снимает, это же все травы», — советовала автору одна из представительниц «Дайны».
Одним из самых популярных развлечений среди посетителей «Солнцеворота» стал гончарный круг. Возле него всегда можно было увидеть толпу зрителей, снимающих процесс на видео. Гончарный мастер рассказала, что она ремеслу нигде специально не училась — изделия из глины получаются у нее «сами по себе».
Недалеко от сцены можно было вспомнить детство – знакомые многим деревенские бабушкины половички из разноцветных полосок ткани изготавливаются совсем просто. На раму натягиваются нити в зависимости от ширины паласа, а между ними вплетаются тканевые полоски. Попробовать плести такой коврик можно было тут же на месте.
Но самый живой интерес вызвал вибрационный массаж «поющими» тибетскими чашами. Все чаши друг под друга подстроены: создавая единое обертоновое полотно звука они «настраивают» человека, объяснили «массажисты» Родион и его отец. «Чаши привез из Непала, — поясняет Родион. — По рождению я омич, уже 10 лет живу в Екатеринбурге, я актер театра. В Омске играл в ТЮЗе». В это время рядом раздались необычные звуки — на своих глюкофонах заиграл омский музыкант Павел Бочкарев (см. видео).
Тем временем на ярмарке «Солнцеворота» идет торговля и даже распродажи: сарафаны с этническим принтом по 600 руб. и пончо из натуральной шерсти за 1500 руб. Здесь же можно было купить именные талисманы, различные обереги, кедровый мед, венки с цветами из полимерной глины, туески из бересты, бижутерию и даже оружие.
Удивленный покупатель с трудом удерживает в руках один из самых необычных товаров ярмарки — зуб мамонта стоимостью 5 тыс. руб. Вес зуба мамонта составляет около 4–5 кг. По словам продавца, зуб был найден «где-то в Окунево». Здесь же за 10 тыс. руб. можно было приобрести рог оленя.
Изрядно проголодавшись, автор отправилась в местное кафе в виде юрты, где за 120 руб. можно заказать вегетарианский плов. Перекусить бесплатно можно и на прасаде — праздничном обеде местных кришнаитов. Монахи в разноцветных одеждах разносят на импровизированный стол на траве вегетарианские блюда, например сабджи — овощное рагу со специями и индийским домашним сыром, — и сладкий десерт, любимое лакомство детей — помадку.
Близилась самая короткая ночь в году, и до купальского обряда — пускания венков по воде — оставалось несколько часов. В бору все больше людей появлялись в венках из краснокнижного папоротника. Обладатели венков, услышав от автора о том, что папоротник занесен в Красную книгу, искренне удивлялись. Но ни полиция, ни природнадзор никого из них не останавливали. В прошлые годы организаторы фестиваля просили участников не рвать папоротник.
Насытившись программой фестиваля, автор решила отправиться к Омкару — культовому месту в Окунево, о котором ходят легенды. Здесь часто можно увидеть людей, сидящих молча, в уединении, со своими мыслями: считается, что на Омкаре полезно медитировать, «заряжаться», молиться. Двери православной часовни, расположенной рядом с языческими алтарями, всегда открыты для всех желающих.
В мае неизвестные вандалы сожгли здесь алтарь в виде сердца и коловрат. После этого местный активист Станислав Репин и его друзья восстановили алтари и посадили рядом с деревом желаний два дуба. Придя к Омкару, автор не обнаружила алтарь-сердце: его вновь сломали. Восстановленный коловрат стал заметно выше.
На закате в местной чайной «Ёжик и медвежонок» в жилом частном доме дымится самовар. В Окунево люди открытые, общительные и все так или иначе работают на туристов, рассказывает автору проводник и по совместительству — администратор гостиного дома «Садху» Алексей Фролов. Здесь, в гостином доме, автора приютили на ночлег всего за 250 руб. При желании пристанище можно найти в каждом окуневском дворе.
Очарование Окунево не только в людях и в природе. Несмотря на прогресс, Окунево сохранилась как классическая русская деревня с коровами и стадами баранов на улице, пением петухов, шумом копыт запряженных в телегу лошадей и бездорожьем. Местные жители рассказывают легенды о таинственных огнях, духах и НЛО, но больше всего верят в то, что Окунево — это место силы. Даже уличные кошки здесь особенные, диковатые.
Автор побывала на производстве окуневского иван-чая, который выпускает «Сибирская чайная мануфактура». Сотрудник компании Александр пояснил: производство чая занимает несколько дней. Сырье собирают вручную, затем несколько часов его вялят (не сушат), потом мнут в «шайтан-машине» — роллере (аппарат на фото. — И.А.), чтобы листья дали сок и забродили. После часть листьев отправляют в сушильную камеру, получая в итоге крупнолистовой чай, часть — гранулируют и сушат. При малейшем нарушении технологии сырье портится безвозвратно.
«…Лен, мой лен, белый лен, справа на горе, справа на крутой», — слышится на закате на затопленном Праздничном поле. Это студенты СибГУФК в русских национальных костюмах водят хоровод у костра, отмахиваясь от полчищ комаров. Так студенты «Связей с общественностью» вуза проходят этнопрактику. «Проводим древнерусский обряд свадьбы Ивана и Марьи», — пояснила автору одна из студенток Юлия Лихтенвальд.
В это время у этносцены в «зрительном зале» под открытым небом аншлаг. На сцене танцуют ирландские танцы и фламенко, поют. Публика, которая лежит, сидит, спит, пляшет и снимает на видео, поддерживает артистов. Но все ждут главного действа — купальского костра.
Однако большого огня не случилось. Костер решили разжечь тут же, у сцены. На последнем фестивале «Солнцестояние-2013» организатор Роман Семин предупреждал зрителей — организация костра требует многих усилий, согласования с МЧС. Уже тогда на фестивале в хороводе было много пьяных людей, которые рвались к огню. Возможно, в этом году костра не было и из соображений безопасности.
После обряда заговора огня шоу-студия «Омега» показала файер-шоу, но перед началом публика капризничала: долго не хотела слушать ведущих и отходить на безопасные 5 м. Под завораживающие песни группы «Миндаль» файер-шоу продолжилось. Каждый зритель считал своим долгом снять происходящее на все современные гаджеты — необычно смотрелись люди с селфи-палками в русских национальных костюмах.
Протиснувшись к костру, автор заметила: половина зрителей завороженно смотрели на огонь. Часть из них толпились здесь, спасаясь от комаров, но большинство с удовольствием подпевали хедлайнерам фестиваля, калачинской группе YLANDE. Очарование «Солнцестояния» растворялось в закате или исчезло еще тогда, у 10-метрового костра «Солнцестояния-2013». Но очарование Окунево осталось — многие будут возвращаться сюда снова, влекомые необъяснимой магией этих мест.
Калачинская фолк-рок-группа YLANDE на репетиции в лесу и Павел Бочкарев с его глюкофонами
Ирина Акишева
Фото и видео автора