В январе на мобильные телефоны горожан начали приходить серийные сообщения от мошенников. Первое из двух SMS сообщает о пополнении счета на 100 руб., а во втором таинственный абонент просит вернуть деньги, якобы перечисленные по ошибке. Омичи поспешили предупредить друг друга о новом мошенничестве в соцсетях. Как не стать жертвой SMS-ограбления, абонентам каких операторов приходили подобные SMS и реально ли вернуть украденную сотню — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
Омичи предупреждают друг друга о новом виде телефонного мошенничества. Так, 28 января в группе «ЧП Омск» в соцсети «ВКонтакте» был опубликован пост от имени Раушаны Оуспановой: девушка просила омичей «не вестись» на обман и прикрепила к посту скриншот присланных на ее номер Tele2 двух SMS-сообщений. Первое SMS сообщает о пополнении баланса мобильного, второе выглядит так: «Ошиблась, положила Вам 100 руб., верните, пожалуйста, на Билайн. Юля». О получении подобных SMS в паблике «ЧП Омск» сообщили еще 9 омичей. Один из них, Алексей Богданов, рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что является абонентом МТС и только за прошлый год получил 5 подобных сообщений.
Проверенная схема. В полиции НГС.НОВОСТИ заявили, что омичи пока не обращались с жалобами на подобные сообщения, но таких заявлений от горожан ждут, поскольку способ обмана, описанный выше, уголовно наказуем. «При получении подобных SMS лучше всего обратиться в полицию, будет назначено проведение проверки, — поясняет замначальника пресс-службы УМВД Омской области Алексей Командыков. — Это мошенничество, наказуемое по ст. 159 УК РФ: в действиях злоумышленника можно усмотреть как попытку правонарушения, если человек не перевел деньги на указанный номер, или мошенничество, если перевод был осуществлен».
Сегодня телефонное мошенничество — один из распространенных видов обмана, отмечают в полиции. Найти обманщиков нелегко. «Мошенники звонят и отправляют сообщения с SIM-карт, зарегистрированных в других регионах, и чаще всего подобные преступления совершаются заключенными из мест лишения свободы», — отметил Командыков.
поясняет старший PR-специалист «Tele2 Омск» Виктор Василькин. — Только на прошлой неделе в Омске было зафиксировано 3 таких инцидента». В пресс-службе компании «ВымпелКом» («Билайн») сообщили, что подобных SMS не наблюдают, поскольку они блокируются антиспам-платформой. Мобильные операторы МТС и «МегаФон» не смогли оперативно прокомментировать инциденты.
Как отличить SMS-фальшивки. Различия очевидны, стоит лишь внимательнее изучить текст SMS. «Отличить сервисные SMS довольно просто: в подлинной SMS от оператора в поле отправителя всегда будет значиться «Tele2», мошенники же часто ставят название оператора, но лишь в самом тексте SMS, как правило — в конце текстового сообщения. Если вы получили сообщение об изменении баланса, всегда стоит перепроверить реальное состояние счета с помощью команды *105#», — объяснили в Tele2. Если все-таки абонент попался на удочку мошенников и перечислил деньги, нужно обратиться в любой салон связи «Tele2 Омск».
Как вернуть украденное? Другого пути для возврата денег, кроме как обращения в полицию, нет, уверены в УМВД. При этом есть два пути возврата денег: досудебный (если обнаруженный мошенник добровольно возвращает похищенные средства) и судебный (когда деньги взыскиваются в суде, в гражданском порядке — после подачи иска пострадавшим).
Аналогичного мнения придерживается и председатель омского союза потребителей «Щит» Евгений Рабинович. Он уверен: 100 руб. — невеликая сумма, но вернуть деньги вполне реально, нужно лишь время. Защитник прав потребителей рассказал, что делать, если деньги на номер обманщиков были перечислены. «Сначала нужно обратиться к оператору, выяснить, с какого номера было отправлено это сообщение, и узнать, куда эти деньги были перечислены, и дальше уже решать, обратиться с заявлением в полицию или все же к оператору. Последний вправе заблокировать номер телефона, с которого велась рассылка». По мнению Рабиновича, мобильные операторы могут провести и внутреннее расследование — источник мошеннической рассылки может находиться внутри компании.
В Tele2 добавили, что деньги, перечисленные мошенникам, можно вернуть в досудебном порядке: деньги будут принудительно списаны с мобильного счета мошенников.
Это произойдет в том случае, если обманщики рассылали SMS с Tele2, но если деньги были перечислены абоненту другой сети, возврат денег становится проблематичным. Именно поэтому, как пояснили в Tele2, мошенники просят омичей вернуть 100 руб. на номер телефона абонента «Билайн» и других сетей.
Как запускаются «тревожные кнопки». Омичам следует быть особенно бдительными во время кризиса, на фоне повышения цен психика людей более уязвима для мошенников, отмечает доцент кафедры социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Наталья Грушко. Задача мошенников, как любого манипулятора, вывести человека из равновесия. «Если вас торопят, нужно выдержать паузу, — посмотреть со стороны на ситуацию», — рекомендует Грушко.
«Тревожные кнопки» психики жертвы мошенники запускают с помощью провоцирующих фраз, например, «вы упускаете свой шанс» в устной речи или «На этот номер не звони. Сам(а) перезвоню» — в СМС. В таких случаях, советует эксперт, лучше позвонить родственникам, друзьям или заранее обсудить такие ситуации с семьей, придумав «кодовые» слова для общения в непредвиденных ситуациях. «Стоит сначала разделить эмоции и переживания с кем-то, посоветоваться, прежде чем «сгоряча» реагировать на подозрительные сообщения, звонки незнакомцев», — отмечает психолог.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com (1), vk.comchp55 (2), Алексея Богданова (3)