Омичи назвали самыми ленивыми сотрудников банков, медийщиков и маркетологов. По результатам соцопроса, среди представителей этих профессий чаще всего встречаются бездельники, бесконечно пьющие чай, висящие в интернете и болтающие по телефону. Такой нерадивый работник найдется в любом коллективе. Психологи объясняют лень сотрудников их незрелостью и отсутствием мотивации, обвиняя компании в равнодушном отношении к психологическому состоянию своих кадров. История омича, уволенного за интернет-серфинг на работе, мнение HR-специалистов и комментарий психолога — в материале НГС.НОВОСТИ.
Каждый второй омич считает некоторых своих коллег бездельниками. В сентябре компания HeadHunter провела опрос среди 967 жителей Омска: аналитики попросили респондентов понаблюдать за своими коллегами по кабинету. Согласно исследованию, среднестатистический омский бездельник на работе бесцельно листает сайты в интернете, часто уходит на «перекуры», болтает в коридоре с коллегами, говорит по телефону с домочадцами, не отвечает на сообщения коллег по корпоративному чату, но уходит домой вовремя.
В ряды тех, кто валяет дурака на работе, омичи записали коллег, читающих вслух анекдоты, и тех, кто перекладывает свои обязанности на других и «ходит по кабинетам, чтобы «убить время»». Омские работодатели тем временем признались, что следят за своими сотрудниками через веб-камеры и частенько видят, как кто-то раскладывает пасьянс во время неотложных дел. Пожаловаться начальству на коллегу-лентяя в Омске отваживается лишь каждый десятый.
Работники сферы медиа (журналисты, PR-специалисты) оказались на втором месте среди лентяев и на третьем — маркетологи. При этом большинство респондентов уверены: лентяи демотивируют остальных сотрудников и снижают эффективность работы.
Кроме того, вполне безобидное занятие — чаепитие или болтовня с коллегами — может стать причиной потери работы. Именно лентяев боятся принимать на должности менеджеров по продажам, рассказала директор омского филиала кадрового агентства «Люди Дела» Татьяна Корчак. По ее словам, если раньше в омских компаниях с отвлекающими факторами на работе боролись просто — запретом, то сейчас над сотрудниками усилили контроль.
«Во многих компаниях от бесцельного интернет-серфинга раньше «лечились» при помощи лимитированного интернета, сегодня в этом нет необходимости, — отмечает Татьяна Корчак. — Многие работодатели оценивают своих подчиненных по системе KPI (англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности. — И.А.): работнику начисляется зарплата ровно в том размере, в котором он заслужил.
Сотрудники, мотивированные материально, сами определяют — поболтать им еще или поработать».
Лентяем поневоле стал 25-летний омич Андрей, который потерял работу из-за постоянного серфинга сайтов, соцсетей и просмотра «демотиваторов» и картинок с котиками. Менеджера по продажам одной из крупных компаний (Андрей попросил не указывать название компании. — И.А.) начальник застал за перепиской в соцсетях в один из будних дней.
«У меня была «серая» зарплата — оклад около 10 тыс. руб плюс проценты от продаж. Проценты составляли мою ежемесячную премию, тоже 10 тыс. руб., которую, как я понимал, в тот месяц я не увижу: у меня не выполнялся план продаж, — вспоминает молодой человек. — Плюс
начальник отдела все время говорил мне, что я не приношу результата и денег, что продажи не идут. Меня это добило».
За несколько дней до зарплаты Андрей сдался: понимая, что заработать он не сможет, на работе он просиживал «ВКонтакте», «Одноклассниках» и онлайн-игрушках. «Коллеги по кабинету делали то же самое, только создавали ИБД — иллюзию бурной деятельности, и не забывали льстить начальнику. В результате мне пришлось уволиться: меня прозвали лентяем, заклеймили. Я не вынес этого и ушел».
Психологи отмечают: нацеленность на результат — это не постоянное давление, граничащее с тиранией. Но именно такая тактика руководителей способна сделать из работника бездельника. При этом чаще всего причина лени сотрудников кроется в их незамотивированности, рассказывает корпоративный психолог Софья Хамидуллина. «Все зависит от человека и его желания менять что-то в своей жизни.
У каждого сотрудника должна быть искренняя мотивация к работе, но чаще всего мы видим на работе тех, кто на этом месте, потому что «должен» зарабатывать деньги,
а не потому что ему это нравится, — отмечает психолог. — Часто между начальником и подчиненным выстраиваются отношения «родитель – ребенок», и чем сильнее «родительский» контроль и запреты, тем сильнее противодействие работников». Поэтому процедура контроля обязательно должна быть, но в меру, чтобы «работа не воспринималась как каторга». Также, по мнению эксперта, на работу нужно брать тех сотрудников, кто может организовать себя и свой труд, чего не скажешь о людях творческих профессий: именно поэтому сотрудников медиасферы и маркетологов записали в лентяи. Чтобы бороться с бездельниками в коллективе, нужно работать над корпоративной культурой компании, отмечает Хамидуллина, но в России и Омске, по ее словам, работодателей чаще волнует результат труда, а не психологическое состояние штата.
«Компания Google нанимает сотрудников с высокой самоорганизацией — поэтому в их офисе неформальная и нестандартная обстановка, — приводит пример эксперт, — но такие компании скорее исключение, чем правило». Еще для борьбы с ленью у сотрудников должна быть общая миссия, для чего и проводят ставшие популярными командообразующие тренинги. А «комнаты релакса», бильярдные и теннисные столы, массажные кресла и прочие «плюшки» для сотрудников уместны не в офисах, а там, где работники ежедневно испытывают стресс — например, в пожарной охране, медучреждениях, на производствах, считает корпоративный психолог.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com