Жестокое убийство произошло в Омской области: в селе Русско-Полянского района ребенок убил ребенка. По версии следствия, 14-летний подросток задушил соседскую 6-летнюю девочку веревкой от крестика и раздел ее. Пока версия об изнасиловании девочки тщательно проверяется. История зверства в омском селе дошла до известного защитника прав детей Павла Астахова. Что могло стать причиной жестокого убийства, в какой семье рос подозреваемый и мнение психолога о том, почему дети поступают хуже чем животные, — в материале НГС.НОВОСТИ.
Справка: Буллинг (от англ. bully, букв. хулиган) — термин, обозначающий физический или психологический террор по отношению к ребенку со стороны группы одноклассников. (Д.Растимешин, журнал «Семья и школа», 2005, № 12, с. 14.)
В минувшие выходные в одной из омских деревень произошло зверское убийство. Уже третий день маленькое село Сибирское с населением в 780 человек пребывает в шоке: здесь 14-летнего подростка подозревают в жестоком убийстве своей 6-летней соседки.
6 июня Арина Тришина вышла поиграть на улицу и после этого бесследно исчезла. 30-летняя мать пыталась самостоятельно найти дочь, поэтому в полицию ее обращение поступило уже в полночь: село находится в 60 км от райцентра Русско-Полянского района. В темноте пропавшую девочку искали около 30 человек, а на рассвете 7 июня к поискам подключились около 100 человек — местные жители, полиция, 6 кинологов. Из Омска на место готовились выехать волонтеры «Доброспаса». Но на место добровольцы так и не доехали — в 10:30 поступило сообщение, что пропавшая девочка была найдена мертвой в лесополосе в 1 км от села.
В последний раз, по словам односельчан, живой Арину видели с соседским подростком Мишей — на него подозрение пало сразу. Поначалу мальчик все отрицал, но позднее все рассказал сотрудникам уголовного розыска.
«Подросток заманил девочку в лес сладостями. Девочка доверилась ему», — пояснила руководитель пресс-службы УМВД Омской области Лариса Цыгал.
После того как подозреваемый был задержан, следственный комитет возбудил уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего лица). Как сообщила старший помощник руководителя СУ СКР по Омской области Лариса Болдинова, подросток задушил девочку веревкой от ее нательного крестика.
«Никаких конфликтов перед инцидентом у детей не было, они играли вместе, и, действуя из сексуальных побуждений, он ее завел в лес и задушил. На вид тихий, спокойный мальчик», — рассказала подробнее Болдинова.
«Младший брат Вася видел, как Миша (подозреваемый. — И.А.) на руках понес Арину в лес, та кричала, но 7-летний мальчик подумал, что они играют», — сообщила замглавы села Сибирское Валентина Квиндт. В Сибирском про семью подозреваемого говорят немного, по словам Валентины Квиндт, ее односельчане живут «закрыто, замкнуто».
«Ни у родителей нет друзей, ни дети ни с кем не общаются, кроме соседских детей. А 14-летний Миша очень странный — он даже в церкви дергается, не может спокойно стоять», — поделилась представительница администрации.
По ее словам, подросток растет в многодетной семье — у Михаила есть 7-летний брат и 2 сестры. Мать работает дояркой, а отец — сторожем. Отец в прошлом году сидел без работы и присматривал за детьми, пока его супруга находилась на заработках. Ранее мужчина был судим по ст. 116 УК РФ (побои), как уточнили в УМВД — за жестокое обращение с детьми.
О соседской семье погибшей Арины говорят как о благополучной — живут небогато, но дети не были обделены вниманием матери. Мать Арины не работает, получает пенсию по потере кормильца и подрабатывает ремонтами: ее гражданский муж погиб в драке в Новосибирской области.
«Она одна воспитывала троих детей, а теперь двух: брата-близнеца Арины и 8-летнего брата. Семья среднего достатка, есть еще бабушка и прабабушка. Дети всегда были под присмотром и очень любят свою маму. Арина в тот вечер заигралась, забежала и попросилась у мамы поиграть еще», — продолжила свой рассказ представитель сельской администрации.
Представители СУ СКР с осторожностью комментируют все, что касается подростка. Сегодня 14-летний мальчик был заключен под стражу. Следствие проверяет версию об изнасиловании, но окончательно все станет известно после оглашения результатов экспертизы следов, изъятых с места преступления.
Тем временем история о жутком убийстве уже дошла и до уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, заявила НГС.НОВОСТИ детский омбудсмен в Омской области Елизавета Степкина.
«Сейчас следователи проверяют и органы опеки, и учебные заведения, где учился подозреваемый подросток, в частности, Калачинскую коррекционную школу-интернат, откуда мальчик был доставлен домой», — сообщила Степкина.
В коррекционной школе-интернате VIII вида обучают детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Там же учился и подозреваемый, который приехал в родное село на каникулы. Директор заведения Татьяна Дудкина не смогла ничего сказать про своего воспитанника, ссылаясь на тайну следствия. Теперь спецкомиссия проверит подростка на вменяемость.
Детский омбудсмен Степкина добавила, что это первый подобный случай детского убийства в Омской области за 2 года, и в регионе даже нет такой статистики.
Но общественность все еще помнит историю с 18-летним Сергеем Довидовичем, «муромцевским педофилом». Житель поселка Муромцево, стоявший на учете как умственно отсталый, в августе 2013 года палкой до смерти забил 5-летнюю девочку и попытался изнасиловать ее 7-летнюю сестру. После Довидович был признан здоровым, его приговорили к 25 годам колонии строгого режима.
Специалисты не скрывают: детская жестокость набирает обороты, и поэтому в областном правительстве уже несколько лет действует программа «Детский буллинг», ведутся научные исследования. На «ровном месте» таких случаев не возникает, всегда есть глубинные причины, уверена кандидат психологических наук, член Российского психологического общества, преподаватель ОмГУ Ольга Гроголева. По ее словам, перед нами — случай немотивированной агрессии у подростков, которая усилилась на фоне буйства гормонов и роста полового влечения. «Здесь произошло наложение природных данных и самой среды, в которой был воспитан ребенок. Фрейд говорил об эдиповом комплексе — когда жестокий отец подавляет ребенка до 16 лет, ребенок накапливает злобу.
Агрессия в ответ порождает лишь агрессию, которая должна найти выход. У мальчиков вариант проявления — жестокость по отношению к девочкам», — констатирует психолог.
Чтобы избежать опасных вспышек гнева, подросткам с отставанием в умственном развитии обычно назначают медикаментозное лечение, отмечает психолог. Как считает Ольга Гроголева, «при хороших условиях и под наблюдением специалистов из этого ребенка мог бы вырасти добрый человек». Но после того, что он совершил, поступив так, как «даже животные не поступают», вернуться к нормальной жизни подростку будет трудно, ведь сейчас с ним «никто не будет сюсюкаться», — резюмирует эксперт.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com (1), 55.mvd.ru (2, 3)