Девять часов вечера. На парковку у ТЦ «Komarova Plaza» подтягиваются омские автолюбители — всего около 40 машин. Все с нетерпением ждут, когда ведущий объявит старт ночному автоквесту. Три, два, один: педали в пол, игра началась. Участникам по подсказкам необходимо отыскать загаданные места и найти записки, которые приведут к финальной точке. Как позже выяснится, метромосту. Победителю, который первым добрался до конечной станции, — приз.
Так развлекаются члены автомобильного сообщества JDM syndicate 55, что в переводе с английского означает «японский отечественный рынок». Нетрудно догадаться, что в него входят водители, как они сами выражаются, «маркообразных» машин — Toyota Mark II, Toyota Cresta, Toyota Chaser, Toyota Altezza. Но среди иномарок иногда можно встретить и любителей российского авто. В это объединение примут любого — вне зависимости от марки «железного коня». В группе не отказывают даже пешеходам, ведь здесь главная цель — живое общение.
Примерно раз в месяц омичи собираются, чтобы поболтать о подвесках, страховках и тюнинге, похвастаться новым треком, который «нереально прокачает авто», выпить «три в одном» и съесть по беляшу. Иногда просто подурачиться. Свои встречи они называют «сходками». Нередко здесь наряду со взрослыми можно встретить и детей. Компания записывает видео для TikTok и делает красивые фотографии для других соцсетей. Например, в Instagram у группы JDM более двух тысяч подписчиков.
В Омске это автомобильное движение полтора года назад организовала 24-летняя Алина Смирнова. Девушке, которая работает продавцом в магазине запчастей и управляет Toyota Cresta, «захотелось чего-то интересного».
— Большая часть участников нашего клуба — даже не 18-летняя молодежь, а молодые люди от 24 и примерно до 40 лет. Большая часть — мужчины, процент девчонок очень маленький, нас буквально двое-трое вместе со мной. В основном работа этих людей связана с автомобильными делами, но есть и юристы и дизайнеры — у всех разные профессии, — рассказывает Алина.
У автомобилистов нет одной постоянной точки сбора — каждую встречу, о которой объявляют в группе социальной сети, они назначают в разных местах.
— Для фотографий мне нравится парковка у Komarova Plaza — там много света, чтобы собрать все машины и выстроить красиво для фотографий. И места достаточно. На «Триумфе», «Меге» — тоже красиво и елка есть такая симпатичная. Летом можем собраться у «Континента», там места много, а зимой там темно и делать нечего, — смеется омичка.
Ревущий звук двигателя на высоких оборотах и клубы снега в воздухе. Перед поворотом автомобилисты пускают заднюю часть машины в занос, проходя его в дрифте. Куда же автолюбителям без него? Правда, с опасными трюками приходится быть осторожными, поскольку часто они привлекают сотрудников ГИБДД.
— Мы сначала убедимся, что никого нет, только потом пытаемся подрифтить — машина-то заднеприводная. Всё это на парковке, естественно — никому никак не мешает. Кто-нибудь как «даст угла», а тут гаишники прилетают, и начинается что-то непонятное, — вздыхает омичка.
С сотрудниками ГИБДД у них особые отношения. Иногда, признается Алина, дорожная полиция штрафует за дело, а бывает, что просто находит причины, без объяснений просит покинуть ту или иную площадку.
— Полицейские часто разгоняют, но мы, в принципе, стараемся ничего не нарушать. Всё тихо и мирно у нас проходит. Когда они нас не видят, всё хорошо, но как только мы встречаемся, у нас начинаются проблемы. Возможно, охранники из торгового центра жалуются. На каждой встрече нам обязательно выписывают штрафы, кому-то одному, но обязательно выписывают, — признается девушка.
По ее словам, в месяц на их компанию приходится примерно около восьми штрафов за нарушение правил ПДД. Однажды осенью, вспоминает Алина, сотрудники ГИБДД остановили их за организованную колонну, машины в которой двигались на «аварийке».
— Мы выезжали с Соборной площади колонной с флагом нашего сообщества. Нас остановили и понавыписывали кому штрафы, кому предписания — за колеса, за выхлоп. Но это незаконно, потому что ОТТС нет на такие машины. Грубо говоря, нет никаких стандартов, определенных параметров от завода. Мы очень долго разбирались и бились, в итоге нам аннулировали все штрафы.
Девушка уверяет: их увлечения не опасны для общества: они не создают аварийных ситуаций на дорогах и никому не мешают.
— У нас всё в рамках приличия. Если ребята хотят похулиганить, то они это делают только на парковках. Я ни разу не замечала, чтобы кто-то был недоволен нами. Видела, что наоборот, мы вызываем интерес, нас даже могут на видео снимать прохожие. Мы ничего такого не делаем, чтобы к нам так относиться плохо и гнать отовсюду. Хотелось бы какое-то оборудованное место, где ребята могли бы подрифтовать, покататься, чтобы нас ниоткуда не прогоняли. У нас в Омске, к сожалению, таких мест нет, — загрустила Алина Смирнова.
Сейчас в автомобильном клубе JDM готовятся к очередной встрече, которая пройдет в начале февраля. Автомобилистов ждет новая игра, какая — Алина пока держит в секрете. Также омские водители планируют посетить один из детских домов города, чтобы вручить его воспитанникам необходимые вещи. В группе активно идет сбор денег.