В фойе единственной школы в селе Ульяновка Омского района нас встречает учитель математики. Извиняется за внешний вид — обычно на работу он ходит в пиджаке, галстуке и туфлях, но на занятиях по внеурочной деятельности позволяет себе расслабиться и надевает спортивный костюм. Обычно миллионеры, которые знают цену деньгам, одеваются скромно и ходят в том, в чем им действительно хочется. Правда, таковым себя Сергей Рыжих не считает, хоть и признается, что прибавилось уверенности в завтрашнем дне.
— В селе я еще не успел особо ни с кем сдружиться, поэтому никто про мой миллион не знает. А вот в школе учителя могут подшучивать, что я миллионер, — улыбается Сергей Рыжих.
Учитель переехал в омское село из Димитровграда Ульяновской области по федеральной программе «Земский учитель». На ее реализацию из федерального и областного бюджетов в 2020 году на Омскую область выделили субсидию в размере 10 миллионов рублей. В проекте могут участвовать учителя в возрасте до 55 лет со средним или высшим образованием. Главное правило — педагог должен быть готов к переезду в село на пять лет. По проекту он получает выплату в размере одного миллиона рублей.
Так 37-летний Сергей Викторович Рыжих, преодолев расстояние почти в 2 тысячи километров, и стал учителем-миллионером.
— Я давно хотел жить в пределах Омска. Мне он нравился по рассказам друзей и родных, которые здесь живут, но сам я раньше здесь никогда не был, хотя, грубо говоря, здесь недалеко, за огородом жил, в Казахстане. Здесь такая природа, а морозы какие! В Димитровграде вечная сырость, да и город я не люблю, я больше деревенский житель, — поделился Сергей Викторович.
На протяжении 11 лет он работал в маленькой деревенской школе в Казахстане. Преподавал математику, геометрию и алгебру для учеников с 5-го по 9-й класс, «дослужился» до завуча и исполняющего обязанности директора. Но год назад из-за небольшого числа учеников школу готовили к закрытию. Тогда учитель и решил переехать с семьей — женой и двумя детьми — и попытать счастья в Димитровграде — туда, где жили близкие родственники.
— К сожалению, там не было работы, потому что все школы были забиты. Меня отправляли в соседнюю деревню за 14 километров. Но я рассчитал, что квартиру нужно было снимать за 7 тысяч, плюс дорога. А зарплату давали 15 тысяч. Пришлось устроиться на стройку прорабом. Там я хорошо получал. Иногда даже 50 тысяч выходило. Научился бетон заливать, фундамент, класть плитку, ну, конечно, не сравнить с работой учителя. У педагога руки-то чистенькие, а там в грязи. Я столько лет отработал в школе, жалко было образование в бетон заливать, — рассуждает учитель.
Когда стало известно, что он прошел отбор по программе, был счастлив.
— Вначале не было конкурентов, потом оказалось, что еще двое математиков подали заявку именно в эту школу. И я подумал, что, наверное, не пройду, но мне повезло. Учителей, мечтающих войти в эту программу, волнует два вопроса. Первый — финансовый. Кому-то надо ипотеку погасить, кто-то хочет приобрести машину или жилье. А я вот сразу двух зайцев убил — получил миллион и работу, — делится Сергей Викторович.
1 сентября он впервые вышел на работу в Ульяновскую школу и начал преподавать для учеников с 5-го по 11-й класс. Говорит, первый месяц дети присматривались и не доверяли, потом раскрылись, и барьера не стало. Классное руководство Сергей Викторович не стал брать из-за большой нагрузки. Вместе с внеурочной деятельностью в неделю у него выходит нагрузка в 42 часа. Получается, почти каждый день учитель ведет по 7, а то и по 8 уроков.
Полученный миллион рублей он бережет, даже несмотря на то, что ограничений, как им распорядиться, нет.
— Мне сразу сказали, что, как только миллион получу, могу потратить его хоть на Багамы, хоть сразу ехать на Канары — хоть куда. Можно потратить хоть на машину, хоть на носки — без разницы, что мы будем делать с этими деньгами. Но если я 5 лет не отрабатываю, то нужно будет этот миллион вернуть в течение 30 дней. Я планирую взять жилье, — делится планами учитель.
Правда, оказалось, что один миллион рублей — не такая уж и большая сумма даже для деревенского жителя. Пока учитель с семьей вынужден снимать квартиру — нет подходящих вариантов для покупки недвижимости.
— Пока не выбрали, какую квартиру взять, цены чересчур большие. Есть дома стоимостью около 4 миллионов. Есть миллион триста — двухкомнатный с газом. Что-нибудь, конечно, да подберем. Наверное, ипотеку будем брать, — рассуждает математик.
Учитель мечтает разводить кроликов. Когда его семья жила в казахстанской деревне, они держали 15 коров и лошадей, которых продавали, — за счет этого в основном и жили. Зарплата у учителя была небольшой. Нынешний доход в ульяновской школе его вполне устраивает, хотя учитель признается, что за такую нагрузку можно было бы платить и немного больше.