Доцент кафедры омского педагогического университета, которая по понятным причинам пожелала остаться анонимной, написала для NGS55.RU колонку о том, почему её профессию, на самом деле, нельзя назвать престижной, о несправедливом разделении нагрузки и как ей приходится трудиться на нескольких работах.
— В вузах преподаватели хорошо зарабатывают, имеют высокий статус, почёт, да и вообще, хорошо живут. Так происходит где-то в параллельной вселенной. На самом деле, всё по-другому.
Я проработала в Омском государственном педагогическом университете доцентом кафедры 16 лет. С 2010 года в вузе началась стремительная оптимизация, сокращение учебной нагрузки, слияние факультетов и кафедр. Меня и моих молодых коллег администрация вуза, заведующие кафедрой и старшие коллеги по кафедре (пенсионеры) постоянно пугали сокращением и требовали ошеломительных результатов — статьи, учебные издания, монографии, оформление документов на звание, патенты.
Теперь я кандидат наук, за плечами которого более 50 публикаций, научные монографии, статьи, более 15 учебных изданий. Я — член профессиональных организаций, награждена почетными государственными наградами. И многое-многое другое.
Но последние 5 лет я вынуждена подрабатывать на двух официальных работах совместителем — в вузе и школе. Ещё периодически перебиваться подработками — репетиторство, коммерческие организации образовательных услуг, единичные контракты по преподаванию курсов дистанционно. Всё это — не от хорошей жизни.
В ОмГПУ моя ставка каждый год сокращалась до 0,5, и заработная плата в 2019 году составила 16 тысяч рублей. Максимальная официальная премия в вузе, на которую может претендовать преподаватель, — 3 тысячи рублей.
Когда в школе на меня вопросительно смотрят «Зачем ей это? Она же работает в вузе и получает прилично!», мне стыдно рассказать правду о своей зарплате. И когда я прихожу в аудиторию к студентам, которые зарабатывают в 3–5 раз больше, подрабатывая в свободное время от учёбы, становится совсем грустно.
Теперь главное, почему так происходит? 70% профессорско-преподавательского состава вуза — это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, уволить в соответствии с трудовым законодательством их нельзя, да и никто не требует таких жертв. Мы все понимаем, что на пенсию не прожить. Но когда на кафедре нагрузка делится на всех равными долями, возникает недоумение, а собственно, почему так? У пенсионеров есть социальная подушка в виде пенсии, а у нас, трудоспособного и перспективного контингента, — это единственный финансовый доход. Мы наиболее результативны — пишем статьи, пособия, ведем активные научные исследования, в отличие от пожилых членов кафедры, которые не мотивированы. Получается, что мы вынуждены бегать по всему городу и искать подработки, а пенсионеры забирают у нас те возможности, которые дают нам стабильность, а вузу результативность. Работая на пяти работах, мы должны умудриться написать статьи, а по выходным редактировать издания учебных материалов за копейки, забывая про семью и отдых, чтобы иметь право претендовать на распределение нагрузки. Отмечу, что именно в 35–45 лет для сотрудников вуза начинается результативная работа, приходится пик научной карьеры. Мы с коллегами неоднократно обращались к заведующей кафедры и администрации вуза, но безрезультатно. Складывается впечатление, что руководство ОмГПУ не беспокоит будущее, раз его не интересуют перспективные специалисты.
Последние три года ожиданий, кормления «завтраками», что всё изменится после прихода молодого и перспективного ректора, обернулись отчаянием и поиском альтернативных возможностей достойного заработка. Я люблю ОмГПУ, это вуз, в котором я училась и работала. Мне не безразлично его будущее. Надеюсь на лучшее. А что ещё остается?
Согласны с автором?