Многие учат своих детей на дому и получают за это компенсации от государства. Некоторые идут дальше и организуют почти мини-школы на кооперативных началах. В одном из таких импровизированных учебных заведений побывали корреспонденты NGS55.RU.
На лугу пасутся ко...
— На лугу паслось шесть коров, а коз — на четыре больше. Вопрос: сколько коз паслось на лугу? Итак, что нам нужно сделать?
— Прибавить! — раздаётся детский голосок.
— Что к чему прибавить?
— Коров к козам же!
Ребятишки усердно считают. Кто пошустрее, уже вписывает результаты расчётов в тетрадку.
Сейчас здесь учатся 16 детей с первого по восьмой классы. Только сразу и не поймёшь — можно ли называть эту организацию школой. На вывеске значится «семейный центр гуманной педагогики».
— Мы нашли сторонников семейного обучения, общими усилиями смогли арендовать помещение. Ремонт, мебель, учебные пособия — всё это за счёт компенсаций, которые мы получили за своих детей. Лишних затрат семья не несёт — только те средства, которые выделяет государство на образование детей. У нас небольшое уютное пространство. Каждому ребёнку уделяется время в соответствии с его особенностями развития, потребностями и увлечениями — и в этом главное преимущество проекта, — рассказывает Марина Карабаева, одна из инициаторов создания центра.
— По закону есть три формы образования: очное, заочное и семейное. Очное — это в школе, заочное — экстерном. А семейное — когда родители забирают детей из школы и самостоятельно занимаются их обучением. У нас идёт подушевое финансирование на каждого ребёнка — средства из федерального бюджета выделяются вне зависимости от формы обучения. Родители имеют право потратить эти средства как на себя, получая зарплату, так и нанимать педагогов. А могут объединиться, как мы, — объясняет Светлана Акопашвили, исполняющая роль руководителя центра.
Сумма компенсации рассчитывается из количества часов в учебном плане. В частности, за год домашнего обучения первоклассника его родители получают из бюджета 96 тысяч рублей.
Образовательный полулюкс
Важный момент: компенсация перечисляется родителям только после успешной сдачи аттестационных экзаменов в школе. И, по словам Марины и Светланы, количество и качество знаний несравнимы с теми, что получают дети в стенах государственных учебных заведений.
— Каждый раз переживаем за музыку, технологию и историю. Почему? В обычной школе дети за музыку как получают оценку — песенку спели. А у нас теория музыки. В прошлом году у первоклассников было такое задание: на каком инструменте исполняется партия Дедушки в симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк»? Вы вот знаете? — спрашивает Марина Карабаева.
Корреспондент NGS55.RU не знал. Казалось бы, единый федеральный стандарт, но, по словам Марины, для «семейных» требования на порядок выше. Соответственно, и уровень знаний получается другой.
— В школе всё усредняется, стандартизируется. Мой ребёнок, например, просто не успевал за классом — темп другой. Но их тридцать человек — учитель не может к каждому приспособиться. Или наоборот — у ребёнка жажда знаний, схватывает на лету, но… У нас есть несколько историй, когда у детей признавали дислексию, дисграфию — при том же интеллекте это всё же осложняет обучение. И при таких психологических особенностях нет другого пути, кроме как уйти на семейное обучение, — продолжает Марина.
— Лично я почему своего ребёнка после второго класса забрала — дома учим, а в школу приходим — двойка и двойка. Собрала учителей. «С вашим ребёнком что-то не так», — говорят. «Вам, наверное, лучше отправиться в коррекционную школу». Пошли к одному хорошему психологу, к другому — есть медицинское заключение: у ребёнка с интеллектом, психикой, памятью всё хорошо. Просто нужен был индивидуальный подход: очень ранимая девочка. А учитель вела себя некорректно, более чем. В итоге ребёнок закрылся, у неё при слове «школа» панический страх — просто защитная функция организма. Ни вспомнить не может, ни рассказать. Страшный испуг в глазах, болит живот, рвота — вся эта психосоматика… Двоих учителей в школе поменяли, дальше я экспериментировать не стала. Забрали из школы — это был третий класс. Дома занимались, потом пришли в другую школу, аттестовались — четвёрки и пятёрки. Нас похвалили и сказали, что уровень выше, чем у ровесников, — рассказывает Светлана.
«Все мы — педагоги»
Многодетных матерей в создании такого проекта объединила и профессия: почти все по образованию педагоги, и у каждой своё направление. По словам Светланы, семейное образование решает ещё одну проблему — сложности с поиском работы многодетной матери. Действительно, такая категория сотрудников может много времени проводить на больничных. А в случае семейного образования один выстрел убивает двух зайцев: женщина и занимается своими детьми, и реализовывает себя.
— Мы не стремимся разрастись. У Светы пятеро — уже полкласса. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что немногие родители могут решиться на такой шаг. Это действительно большая ответственность. Когда мы учим ребёнка дома, мы полностью берём на себя организацию всего образовательного процесса. Нет, если родитель переоценил свои возможности, его дети просто возвращаются в школу. Но количество таких случаев несоизмеримо с тем, сколько выходит из традиционной школы со справками.
Правда, возникает вопрос — а как в этом случае с социализацией ребёнка?
— Знаете, социализация в школе настолько уродлива, что принимает форму буллинга, например. Знаете, что это такое? Социализация должна происходить по единомыслию, а не по принципу географической близости — когда детей насильно поместили куда-то… Как у нас говорит Алеся Григорьева (многодетная мать, экс-депутат Заксобрания, президент Ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство». — Прим. ред.) — это всё равно, что в тюрьму ребёнка запереть, не выбирая с кем. Хорошая знакомая психолог говорит: что такое социализация? Это умение ребёнка сохранять себя в любой ситуации. Знать, кто ты, и уважать себя. Учит ли этому школа? Большой вопрос, — пожимает плечами Марина.