В бюджетном послании на 2021 год губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что коронавирусная инфекция стала серьёзным испытанием для каждой семьи, компании и отрасли экономики. Реальные доходы омичей за полгода сократились более чем на 7%, безработных стало больше в четыре раза, под угрозой закрытия находится каждое четвёртое предприятие малого и среднего бизнеса. Какие ещё потери понесла Омская область за время пандемии COVID-19?
Уровень жизни
По мнению главы региона, Омская область справляется с испытанием коронавирусом. По крайней мере, деньги в бюджете есть. В Министерстве финансов Омской области сообщили NGS55.RU, что за восемь месяцев в региональный бюджет поступило 44,4 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов. Это на 1,4 миллиарда рублей, или на 3,4%, больше, чем год назад.
Но в кошельках омичей денег больше не стало. Доходы в среднем на душу населения во втором квартале 2020 года сократились по сравнению со вторым кварталом 2019 года почти на 2500 рублей, или на 8,8%. В прошлом году они составляли 27 628 рублей в месяц, в этом — упали до 25 185. Реальные доходы и вовсе рухнули на 12,1% за квартал. Что стабильно растёт, так это цены. За год они увеличились на 3,1%. Как следствие, омичи стали меньше тратить (суммы покупок сократились в среднем на 5 тысяч рублей в месяц) и больше откладывать (видимо, на чёрный день).
Одной из главных задач в бюджетном послании Александр Бурков назвал снижение безработицы и повышение доходов населения области. По данным Омскстата, численность рабочей силы в июне-августе 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года выросла на 13 500 человек, но количество безработных выросло ещё больше — на 47 000 человек. Фактически сейчас не работает каждый десятый омич трудоспособного возраста. Для сравнения: в среднем по России уровень безработицы составляет 6,3%, в Сибири — 8,4%. И Омская область с показателем 10,2% неплохо выглядит на фоне Тывы, где работу ищет почти каждый четвёртый житель.
При этом на бирже труда стоит только половина безработных омичей, а уровень зарегистрированной безработицы составляет 5,4%. В сентябре он продолжил расти, хотя и более медленными темпами. В Министерстве труда и социального развития Омской области связывали всплеск безработицы отчасти с повышением пособий во время пандемии и смягчением условий для их оформления. Мол, большинство не работали уже давно, просто на учёт не вставали, или же работали за «чёрную» зарплату, и теперь не прочь получить дополнительный доход.
Экономика
По словам Александра Буркова, больше всего в коронакризис пострадали компании, ориентированные на потребительский спрос: непродовольственная торговля и услуги, социальное предпринимательство. Действительно, оборот «пищёвки» снизился за апрель-август менее чем на 7% к уровню прошлого года, непродовольственных же товаров было продано почти на 20% меньше. Причина в том, что работа продуктовых магазинов не прекращалась ни на минуту, к тому же многие ритейлеры оперативно настроили доставку товаров на дом, тогда как все остальные могли торговать только дистанционно.
Ещё хуже дела обстоят в общепите. Оборот столовых, кафе и ресторанов сократился во время пандемии более чем в полтора раза. Отмена режима самоизоляции и открытие летних веранд в июне ситуацию не спасли — показатели всё ещё очень далеки от прошлогодних. Зарплаты в отрасли упали почти на 13%. Но это не предел. Например, в образовании средняя зарплата в июне сократилась почти на 20%, в культуре и спорте — на 15%, кадровики и турагенты стали получать на 10% меньше.
Дольше, чем рестораны, были закрыты российские границы, но лишь для пассажирских перевозок. Несмотря на это, внешнеторговый оборот Омской области по итогам апреля-июля тоже сократился на 11% по сравнению с прошлым годом и составил 373,2 миллиона долларов США. Как объяснили в омской таможне, резко снизились экспорт и импорт продукции машиностроения и топливно-энергетических товаров.
Омские компании получили более миллиарда антикризисных субсидий. Господдержка и мораторий на банкротство замедлили темпы закрытия бизнесов. С апреля по июль 2020 года в регионе с учёта снялись 1833 юрлица, тогда как год назад — 2582. С другой стороны, желающих открыть своё дело тоже стало меньше. Если в прошлом году за тот же период налоговики зарегистрировали 1121 компанию, то в этом — только 810.
Демография
Мораторий на смертность населения ввести нельзя. Коронавирус предсказуемо повлиял и на этот показатель. В апреле-августе 2020 года в Омской области умерли 11 442 её жителя — на 12% больше, чем за тот же период в прошлом году, родились 7281 — на 12% меньше. В результате повышенная из-за пандемии смертность и снижающаяся несколько лет подряд рождаемость привели к двукратному росту естественной убыли населения.
По данным Министерства здравоохранения Омской области, за 5 месяцев от коронавируса умерли 198 человек. По данным Росстата, порог в 200 смертей регион преодолел всего за 3 с небольшим месяца, а за 4 — достиг 460. Подчеркнём, что данные Минздрава оперативные и учитывают только тех, для кого коронавирус стал основной причиной смерти. Росстат считает заражённых дольше и делит на тех, кто скончался от коронавируса, и тех, кто от вызванных им осложнений.
Миграционная убыль населения в Омской области, напротив, замедлилась. За полгода из региона уехали 11 807 человек — на четверть меньше, чем год назад. Правда, на столько же меньше зарегистрировано и прибывших в регион — 8166 человек.
Министр финансов Омской области Вадим Чеченко уже предупредил, что следующий год для региона будет сложным — экономика находится в шоке. Радует только то, что опыт преодоления финансовых кризисов у области есть.