За прошлый год омичи почти 11 тысяч раз пожаловались в Центр экологического мониторинга на грязный воздух. Вполне обоснованно: регион и так напичкан заводами, а с 2019 года промышленные выбросы в регионе, по данным Росприроднадзора, выросли почти на 10% (в пересчете на вещества это плюс 14 тысяч тонн). Чем мы дышим? В каком районе города воздух вреднее всего? И так ли в Омске всё плохо, как кажется? Эти вопросы мы задали начальнику Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Обь-Иртышского УГМС Надежде Ивановой и доценту кафедры «Промышленная экология и безопасность» Омского государственного технического университета, зампредседателя регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Марине Кубаревой.
Чем мы дышим?
Воздух — это не только кислород и азот, в этом газовом коктейле содержится вся таблица Менделеева. Но пока концентрация в нем химических элементов не начинает зашкаливать, то есть повышаться до уровня высокого и экстремально высокого загрязнения, беспокоиться не о чем.
— Во всём важна мера. Любое вещество из таблицы Менделеева может стать вредным, если превышены гигиенические нормативы. Даже витамины в больших дозах оказывают отрицательное влияние, — отметила Надежда Иванова.
Повод бежать за противогазом — превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) тех или иных веществ в 10 и более раз. Об этом говорил бывший министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов. Но в Омске такие цифры редкость.
— Это либо авария на заводе, либо, на примере формальдегида, штиль и жаркая погода, установившиеся надолго. Тогда в какой-то момент времени его концентрация может возрасти до 10 ПДК. Но мы давно такой ситуации, к счастью, не наблюдали, — успокоила начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды.
Всего за 2022 год в атмосферу попало 223,3 тысячи тонн загрязняющих веществ: 164,5 тысячи тонн дали производственные площадки и частный сектор, 58,8 тысячи тонн — транспорт (автомобили и поезда). Выбросы от стационарных источников растут (+10% к 2019 году), от передвижных — падают (-22%).
По информации Росприроднадзора, 90% выбросов в Омской области приходится всего на семь веществ. Максимальное превышение Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды в прошлом году зафиксировал по хлориду водорода — 9,6 ПДК, бензапирену — 6,8 ПДК, формальдегиду — 5,6 ПДК, оксиду углерода — 4,9 ПДК, ортоксилолу — 3 ПДК, взвешенным веществам (пыли) — 2,4 ПДК, сероводороду — 2 ПДК.
В некоторые дни выбросы можно было учуять невооруженным носом, без официальных замеров. Но сваливать всю вину на заводы неправильно. Экология — это коллективная ответственность.
— Очевидно, пахнет всё, что горит. Неочевидно, что это промышленные предприятия. В частном секторе, которого в Омске очень много, жгут и пластик, и резину, и упаковку, — привела пример Марина Кубарева. — Опять же, все ругают экологию, но зимой все любят садиться в тёплый автомобиль.
«Если утром во дворе жильцы прогрели двадцать машин, логично, что их соседи, проснувшись и открыв окно, почувствуют какие-то выбросы»
Запахи бывают неприятные, соглашается Надежда Иванова, но, подчеркнула она, самые опасные вещества или ничем не пахнут, или даже имеют приятный запах. А в случае с загрязнителями воздуха важно не только чем, но и как долго мы дышим, особенно если их концентрация в разы превышает норму.
— Оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы и взвешенные вещества присутствуют во всех выбросах, будь то автомобиль, будь то предприятие. Они образуются при сжигании, при дожиге отходящих газов. Эти вещества определяются по всей России, на всех постах наблюдений, во все месяцы, — рассказала начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды.
Но есть в Омской области и специфические запахи, которые отличают ее от других регионов. Как писал Джанни Родари, у каждого дела запах особый. В выбросах нефтеперерабатывающих предприятий присутствуют ароматические углеводороды: бензол, толуол, ксилол, серосодержащие вещества, которые и отвечают за неприятный запах в городе при слабом ветре и штиле. Они ощущаются в воздухе даже при низких концентрациях. Металлообработка может пахнуть аммиаком, машиностроение — хлороводородом.
Где дышится хуже всего?
В России первое место по промышленным выбросам занимает Красноярский край, Омская область только на 27-м. А в каком округе города воздух чище? Увы, идеального места не существует, и ароматы северной промзоны вполне можно унюхать и в деловом центре.
— Деление на районы достаточно субъективное. Это не значит, что мы дорогу перешли, и экологическая ситуация изменилась, — отметила Марина Кубарева. — К тому же, в одном месяце могут быть превышения по каким-то веществам в Центральном округе, в другом — в Советском произошли какие-то выбросы. Метеоусловия во многом определяют экологию в каждом районе.
«Омск — крупный промышленный город. Здесь нефтехимия, много автотранспорта и предприятий, поэтому чистый воздух для нас достаточно условное понятие»
По данным Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды, чаще всего превышение ПДК вредных веществ всё-таки наблюдается в Советском и Октябрьском округах, где расположено наибольшее количество промышленных предприятий. В Кировском, Ленинском и Центральном округах воздух в основном портит частный сектор, жители которого не торопятся переходить с печного на газовое отопление. И, конечно, выбросов много там, где много транспорта.
До 90-х годов экологическая ситуация была не лучше — заводские трубы коптили небо прямо в центре, — но такого общественного резонанса, как сейчас, не имела.
— В районе Сибзавода, табачной фабрики стабильно всё дымило, всё пахло. Сегодня на многих предприятиях изменились технологические процессы, некоторые ушли на периферию, в промышленную зону, — вспоминает Марина Кубарева.
В неспокойные 90-е, когда экономика была в упадке, многие заводы разорились, соответственно и экология улучшилась. Легче дышалось в Омске и в начале пандемии коронавируса, когда все сидели по домам. Сейчас ситуацию отчасти спасает перевод транспорта на более экологичные виды топлива — например, бензин стандарта Евро-5, газификация частника и модернизация производств.
Правда, в прошлом году финансирование федерального проекта «Чистый воздух», благодаря которому к 2024 году выбросы в Омской области должны были уменьшиться минимум на 20%, сократили. А не все предприятия готовы вкладывать в строительство очистных сооружений и установку мощных фильтров собственные деньги. Некоторым проще заплатить штраф, чем ждать, когда новое оборудование окупится.
— В последние годы в Омске улучшилось и качество автомобильных дорог, и это тоже немаловажный экологический фактор. При ускорении и торможении в отработанных газах содержание оксида углерода увеличивается многократно, а при равномерной скорости около 60 км/ч наблюдается минимальное количество выбросов. То есть чем плавнее и равномернее движение, чем меньше автотранспорта на перекрестках, тем меньшее количество выбросов попадает в атмосферу. Ждем появления в нашем городе умных светофоров, которые будут регулировать транспортные потоки. Это тоже положительно повлияет на качество воздуха, — добавила Марина Кубарева.
Превышение ПДК некоторых веществ, возьмем бензапирен, зависит от времени года. Его начинают регистрировать с начала отопительного сезона, когда ТЭЦ переходят на зимний режим работы, а в частном секторе разжигают печи. Причем печные выбросы даже заметнее для человека, потому что трубы находятся гораздо ниже.
Насколько всё плохо?
Если коротко: не настолько, насколько кажется. Например, в Пекине без респиратора на улицу лучше не выходить, а жителей Красноярска не удивить режимом «черного неба» — там превышения по саже и бензопирену доходят до 40 ПДК. В рейтинге российских городов по выбросам загрязняющих веществ, не считая транспорта, Омск в 2022 году опустился с 10-го на 11-е место. Уменьшились выбросы оксида углерода, оксидов азота, диоксида серы и летучих органических соединений, но заметно больше стало выбросов твердых веществ — пыли и сажи.
— Что касается 2023 года, то по статистике за девять месяцев больше всего случаев превышения по пыли — 29, при этом 19 приходится на апрель, когда снег уже сошел, трава еще не зазеленела, а город не убран, — рассказала Надежда Иванова.
«При сильном ветре у нас в принципе наблюдается повышение случаев превышения ПДК по пыли»
В отличие от того же Красноярска, который стоит в окруженной горами низине, у Омска с точки зрения экологии расположение более удачное — лесостепная природная зона лучше продувается ветрами. Также, по мнению Марины Кубаревой, положительно влияют на микроклимат зеленые зоны в черте города — Птичья гавань, дендросад и парк у аграрного университета. Но для промышленного города-миллионника их площадь должна быть в разы больше.
— За чертой города идеальные условия, а в городе-миллионнике, промышленном центре от выбросов никуда не деться. Но если сравнивать с другими регионами, то у нас очень хорошая атмосфера в том плане, что экстремально высоких загрязнений не наблюдается, — отметила начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды. — Другое дело, что у нас много нефтеперерабатывающих предприятий. Нефть надо очистить, в том числе от соединений серы, а органика — она вся очень ароматная.
Из 32 веществ, концентрацию которых замеряют на постах наблюдения за воздухом, канцерогенным эффектом обладают девять. В их числе сажа, формальдегид, бензол, этилбензон и бензапирен, которые вносят основной вклад в загрязнение атмосферы.
«В 2019–2021 годах значения индивидуального риска развития канцерогенных эффектов от загрязнения атмосферного воздуха города Омска находились в диапазоне приемлемого для профессиональных групп, но неприемлемого для всего населения <…>», — говорится в госдокладе регионального Роспотребнадзора.
В первую очередь от грязного воздуха страдают легкие (болезни органов дыхания — на четвертом месте среди причин смерти омичей), иммунная и центральная нервная системы. Из-за него в год в Омской области регистрируется семь дополнительных случаев рака.
Легко ли вам дышится в Омске?