Не планировал возвращаться к теме архитектурной критики. Но не могу промолчать.
На сей раз размышления о новом здании в исторической среде и в историческом стиле на улице Либкнехта (рядом с домом Либкнехта, 8а, в котором находится «Азбука кофе»).
С одной стороны, я апологет исторической традиции в архитектуре и убежден, что она имеет право на продолжение в современности. С другой стороны, я знаю эту традицию как воплощение высоких идеалов прекрасного. Но в данном случае этого воплощения не получилось. А получилось, как в том анекдоте: «Открылся памятник вандалам. Вандалы в растерянности».
Я тоже в растерянности. Я наблюдал за тем, как строилось это здание, надеялся, что еще доделают, исправят. Но надежды не оправдались.
Здание выпадает из общего масштаба ансамбля. Оно слишком мелкое. Даже соседний павильон, где расположена «Азбука кофе», более масштабный. В построении композиции не соблюдены приоритеты. Так, межэтажный карниз массивнее венчающего. Парапет не имеет карниза и других членений. Наличники несоразмерно мелкие относительно размеру проемов. Оконные проемы слишком велики для такого масштаба здания. На коротком фасаде вдоль улицы Либкнехта окна разного размера, что рушит всю композицию.
Равнозначность уличного и бокового фасадов обозначает претензию на формирование некоего переулка, которая еще долго ничем не будет поддержана. Напротив бокового фасада остается глухая кирпичная стена, которая вряд ли изменится.
Наконец об исполнении декора. То, что он пенопластовый — полбеды. Но даже в таком чистом пенопласте он выглядел лучше. Когда его вымазали шпаклевкой, он стал замыленным с нечитаемым профилем. И в довершение его покрыли фактурой, чтобы он совсем не читался. Хотя при таком масштабе здания его хоть как-то могла спасти только четкая проработка профилей деталей. Самое обидное, что в Омске есть специалисты, которые умеют изящно работать с пенопластом.
В общем и целом, хотели как лучше… На фоне таких объектов возникают разговоры, что историческая традиция отпала, что с ней не умеют работать, что нужна только «современная» архитектура.
Да, как показал этот пример, с традицией умеют работать не все. Но это не значит, что она устарела. Ее нужно возрождать. Нужно учить молодых архитекторов работать в разных стилях.
Один известный сатирик говорил, что наш народ нужно ценить уже за намерения. Для формирования школы нужен опыт, в приобретении которого неизбежны ошибки. Жаль, что эти ошибки останутся надолго.