Галерея «Левая нога» — место авангардное и самобытное, поэтому оно давно притягивает творческую молодежь. В Омске нет подобных галерей, где художник (и не только) смог бы бесплатно провести выставку своих работ. С чего всё начиналось и чем живет галерея сегодня — в материале NGS55.RU.
Вторая жизнь старого склада
— Идеи никакой не было, — начинает рассказывать художник и владелец помещения Дмитрий Вирже. — Первая выставка прошла спонтанно, никакого планирования, специальной стратегии или конструирования технологического процесса не было и нет. Вообще природа творчества мотивирована непонятно чем, и если кто-то знает на это ответ, тот наверняка жулик.
Галерея находится на улице Красный Путь — пройти мимо ярко-желтого здания с рисунками и не обратить на него внимание невозможно. Но таким оно стало не сразу. В советские годы это был склад при хозяйственном магазине. Но потом магазин купил предприниматель, а бывший склад оказался никому не интересен. Мало того что в магазине уже было помещение для хранения товара, так еще и цена склада сильно кусалась. Однако потом здание предложили Дмитрию Вирже, и он согласился.
— Состояние было плачевное. Тут не было ни воды, ни электричества, ни прочих опций. Не было ничего. Это был сложенный из кирпичей кривобокий сарай. Я собственными силами постепенно привел это в какой-то порядок. В какой-то, — вспоминает он.
Здание пришлось утеплять, обкладывать кирпичом и делать крышу. Также были проведены коммуникации, появились отопление и вода. Долгое время реконструировать строение не было возможности, но 17 лет назад удалось провести эти работы.
Только в 2008 году Дмитрий смог открыть галерею. Правда, в самом начале такой цели у него не было. У художника была небольшая мастерская со своими работами, чего ему вполне хватало. Но знакомые художники периодически хотели выставлять в ней свои работы. Так, в результате усилия многих творческих людей и появилась галерея «Левая нога».
Галерея для друзей (и не только)
Первое время в галерее выставлялись знакомые Дмитрия Вирже. Один из них — художник Никита Поздняков.
— О существовании «Левой ноги» я узнал около четырех лет назад от Димы Вирже, с которым был знаком. Тогда мы вместе организовывали выставку «Тексты», — рассказал он.
С тех пор картины Никиты можно было не раз увидеть в галерее — и на персональных, и на групповых выставках. Художник работает в направлении «наивное искусство». Мы уже рассказывали, как Никита создавал серию из 17 картин в виде долларовых купюр номиналом от 50 до 100 тысяч долларов. А в этом году он сжег свою картину «Молодожены», конвертировав ее в NFT-токен, и выставил на аукцион. Задумка была в том, чтобы «воочию наблюдать процесс смерти материального и продолжение жизни в бессмертном небытии».
Именно творчество Никиты Позднякова привело в галерею другого художника — Романа Поцелуева.
— Про существование галереи «Левая нога» я узнал на выставке «Зона Достоевского». Выставку в кинотеатре «Маяковский» организовывали Никита Поздняков и Дмитрий Вирже. С работами Позднякова я был знаком немного раньше, поэтому и решил сходить, там я и узнал про галерею, но особого значения не придал, — поделился он.
Но потом Роман познакомился с другими художниками и стал частью творческого движения. По его словам, «Левая нога» притягивает духом свободы для творчества. И если в других музеях есть ограничения и выставляются далеко не все работы, то в «Левой ноге» их примут.
— Несколько раз принимал участие в сборных выставках галереи. После этого у меня появилось много знакомых и получилась некая сплоченность с художниками. Они делились своим опытом и интересными историями, а еще помогали с монтажом картин для выставок и созданием подрамников, — рассказал Роман.
Ярко-желтое здание меняло жизни и случайных прохожих.
— Однажды гуляла по улице с другом и увидела желтый домик со странным велосипедом из батареи у входа. Постучали, зашли внутрь и увидели кучу картин. Потом там стали проходить выставки, — рассказала художница Елена Князева.
Раньше девушка не знала о существовании этого места и не видела картин Дмитрия Вирже. Но, побывав на выставках других авторов, она решила тоже попробовать свои силы.
— У меня в галерее была персональная выставка «Время листьев», участвовала и в других выставках. Они поменяли мою жизнь, я поверила в себя как в художника. Сейчас я художник-иллюстратор, а также мастер по плетению дредов. Вдохновения хватит на много-много лет! — поделилась Елена.
Вне стен галереи
Как это нередко бывает, современные художники реагируют на актуальные проблемы. Так, в 2019 году Дмитрий Вирже и Никита Поздняков возложили венки у входа в омский метропереход. Это была реакция на сообщение о том, что объект достраивать не будут.
— Вечная память бюджетным капиталам и надеждам на недорогой и быстрый общественный транспорт, — комментировал тогда Дмитрий Вирже.
Похоронная тематика не раз возникала в творчестве художников. В 2019 году на дереве в омском парке появился гроб с надписью «Ты».
— В древнеславянской мифологии гроб — это символ возрождения. Он является символом начала нового пути. То есть обнуление того, что было раньше, и начало новых процессов возрождающих, — объяснил автор инсталляции Дмитрий Вирже.
Как чиновники боролись с художниками
Но далеко не все понимают творчество художников. В прошлом году разразился скандал — администрация Советского округа потребовала убрать граффити и арт-объекты с фасада галереи, поскольку оформление посчитали нарушением правил благоустройства, чистоты и порядка в городе. Художникам пришлось писать петицию.
— Наша галерея является точкой культурного роста и не может выглядеть по-другому. Я вообще считаю, что она должна со временем превратиться в цветущий сад искусства — с еще большим количеством арт-объектов и изображений на фасаде. Но для нашей администрации даже этого оказалось многовато. Неужели в Омске больше нет никаких других вопросов, кроме борьбы с независимыми арт-комьюнити? Закрашена ли вся реклама синтетических наркотиков? Восстановлены ли все фасады? Везде ли чистота и порядок в нашем Советском округе? — задался справедливыми вопросами Дмитрий Вирже.
В итоге из-за волны возмущения чиновникам пришлось признать поражение.
— По поручению главы администрации Советского административного округа города Омска Бориса Сенькова указанная информация проверена. Решение о приглашении собственника здания для составления протокола об административном правонарушении признано немотивированным и отменено, в связи с чем никаких мер, обязывающих собственника здания № 133/1 по улице Красный Путь удалить надписи и рисунки, сотрудниками администрации Советского округа предприниматься не будет, — пояснили в пресс-службе администрации округа.
Место, где встречаются чудаки
К счастью, в самой галерее нет места формальностям. Здесь не просто готовы дать площадку неопытным художникам, но и рады им. Сам Дмитрий Вирже окончил ОГИС, но сторонником художественного образования его не назовешь.
— Избавиться от таких профессиональных навыков чрезвычайно трудно, а приобрести их легко. Хотя, с другой стороны, конечно, любое обучение в институте создает для тебя круг общения, некий культурный бэкграунд, в котором ты находишься всю оставшуюся жизнь. Но это во многом мешает самобытности. Обучение в специальных вузах предполагает, как правило, методологию. А это в свою очередь оказывает воздействие на восприятие и реализацию, — объясняет Вирже.
При этом, по его мнению, «люди, которые испорчены художественным образованием, конечно, не потеряны для искусства», хоть и живут под давлением некой иллюзии правды жизни, тех знаний, которые они приобрели.
— Потому что художник работает руками, и когда тебя обучают, ты уже чисто механически не можешь делать то, что делают люди необученные. Это невозможно просто. Твоя линия всегда будет выверенной, точной и прямой. Она никогда не будет нервной и эмоциональной, как у человека, который его не получил, — заключает он.
Омич Евгений Гуров в первый раз взял в руки кисточку в 2016 году. И уже спустя два года он смог выставить свои работы в галерее. Несколько лет назад он просто решил побывать на экскурсии в галерее, хотя особого интереса к творчеству тогда не испытывал. Но молодой человек вдохновился работами других художников и смог найти себя в творчестве.
— Я научился верить в себя и в свои мысли. Примерил на себя множество ролей, например, был художником-постановщиком и актером массовки в «ЦСД-Омск», а также начал самостоятельно организовывать творческие мероприятия. В конце концов я переехал в Петербург на правах художника и участника фестиваля от Музея стрит-арта, — объяснил Евгений.
— В стенах галереи вдохновляют люди, в том числе те, с которыми я познакомился. Если мне вздумается приехать погостить в Омск, то это будет первое место, куда я направлюсь, — к моим друзьям в галерею «Левая нога», — сказал Евгений, который сейчас руководит мастерской лофт-мебели в Санкт-Петербурге.
— Наличие «Левой ноги» в городе вдохновляет. Теперь мы пишем не в стол, а делимся творчеством. Это, конечно, замечательно. Далеко не в каждом городе есть такие места, — добавил художник Никита Поздняков. — Галерея меняет жизнь, так как там мы встречаем подобных себе чудаков. Мы понимаем, что не одиноки в этом городе.