Если омич хочет выпить кофе, то выбирает он чаще всего между двумя главными местными игроками — это Anytime и Skuratov. Тем более точки вечных оппонентов зачастую находятся в непосредственной близости друг от друга. Эта борьба за сердце потребителя почти незаметна невооруженному глазу, но она идет: вместо рыцаря — бариста, пишущий ваше имя на картонном стаканчике, вместо крови — молочная пенка.
Мы разобрали истории успеха двух популярных омских сетей, выяснили, кто за ними стоит, в чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Если хотите, то это своеобразный кофе-батл, где победителя определяет читатель.
Магазин, который стал баром
В 2009 году 20-летний студент СибАДИ Виктор Скуратов решил заняться продажей капсульного кофе по франшизе. Начинающий предприниматель бесплатно устанавливал в омских офисах и ресторанах кофемашины и занимался их обслуживанием, а прибыль получал от продажи капсул. На запуск этого бизнеса и аренду квартиры, которая также выполняла роль склада, молодой омич потратил 200 тысяч рублей, доставшихся ему в наследство. По ночам Виктор бесконечно ремонтировал кофемашины, а днем пытался найти клиентов. Для мотивации он посмотрел фильмы «Американцы» и «В погоне за счастьем», но дело не пошло: спустя 10 лет в интервью омскому блогеру Денису Моисееву предприниматель признается, что этот бизнес «жестко прогорел». Эта неудача подстегнула его к тому, чтобы научиться разбираться в кофе. Вскоре молодой омич начал осваивать искусство холодных продаж, работая дистрибьютором израильской компании «Штраус» — известного производителя кофе. В 2013 году Скуратов обнаружил, что бизнес-ниша обжарки кофе в Омске пуста. На открытие цеха он потратил 2 миллиона рублей. Спустя несколько месяцев омич запустил первую точку сети Skuratov, причем изначально она работала как магазин по продаже свежих кофейных зерен. Спустя несколько месяцев Skuratov стал позиционироваться как брю-бар (если перевести это словосочетание дословно, то получится «бар, где что-то заваривают»). Так началась история Skuratov Coffee.
Развитие сети кофеен требовало постоянных вложений — первые 5 миллионов рублей в нее инвестировали омские предприниматели Александр Галиулов (сейчас он является директором ООО «Свое место», которое владеет одноименным баром), Андрей Негомедьянов и Роман Попов. Дальше началась экспансия: в 2015 году первая кофейня омской сети открылась напротив посольства Эстонии в Калашном переулке в Москве. В центре зала повесили выполненный в стиле поп-арт портрет первого омского губернатора Леонида Полежаева. На сегодняшний день в столице работает уже 11 точек Skuratov Coffee. К концу 2016 года сеть вышла на выручку в 100 миллионов рублей, умножив в два раза результат предыдущего года. В 2017 году к инвесторам присоединился известный омский ритейлер Виктор Шкуренко, который сейчас владеет 35% доли компании.
«Убийца "Скуратова"»
В 2018 году в омских СМИ появились публикации с провокационным заголовком «Убийца "Скуратова"?». «Убийцей» была провозглашена новая сеть кофеен под названием Coffee Anytime. В отличие от Скуратова, к выходу на рынок она готовилась основательно — на протяжении двух лет. Запуску сети предшествовало открытие учебного центра для персонала, где будущие бариста постигали азы кофеварения.
Первый павильон открылся на остановке «Городок Водников» в мае 2018 года. Второй — на остановке «Технический университет» спустя один месяц. Еще через несколько недель открылась третья точка. Спустя три месяца сеть Coffee Anytime насчитывала уже восемь кофеен. Выигрышной стратегией сети стал демпинг и ставка на высокое количество чеков — изначально кофе в заведениях стоил от 59 рублей, чай — от 29 рублей, выпечка — от 23 рублей, а сэндвичи продавались за 99 рублей.
Вскоре выяснилось, что дерзкий новичок отнюдь таковым не является — сеть связана с группой компаний BASE (ей принадлежит одноименный ресторан, работающий в Омске с 2006 года). Лицом Coffee Anytime стала маркетолог BASE Ирина Баева — именно она изначально давала многочисленные интервью о новой сети. При этом правообладателем торговой марки Coffee Anytime является омский бизнесмен, один из самых богатых омичей по версии издания «Город55» Алексей Злацовский. Ему вместе с бизнес-партнером Алексеем Пронниковым также принадлежат доли в компаниях «Стройсити», «Бэйс-Кейтеринг» и, собственно, «Бейс», а также ЧОП «Патриот», компании «Самый новый бэйс», специализирующейся на производстве кирпича, и других фирмах. Кроме того, Злацовский возглавляет фонд «Омск без наркотиков» и является совладельцем «Бэствуд Фарма», владеет товарными знаками «Экспресс-суши» и «Питерпыш». Добавим, что Алексей Пронников — сын бывшего председателя областного суда и областного омбудсмена по правам человека Василия Пронникова. Отметим, что точки Coffee Anytime работают по франшизе и есть они только в Омске.
Противостояние дверь в дверь
У Skuratov Coffee на сегодняшний день в обжарке кофе задействованы два производства — омское и московское, где зерно готовится на разных по принципу работы ростерах (приборах для обжарки кофе. — Прим. ред). Собственного цеха обжарки, в отличие от конкурента, у Coffee Anytime в Омске нет. В качестве сырья компания использует бразильскую арабику, которую специально для омичей обжаривают в Новосибирске.
На сегодняшний день сеть Coffee Anytime насчитывает 38 кофеен. Skuratov Coffee представлен в нашем городе лишь 16 заведениями, однако сеть охватывает 7 городов России: помимо родного Омска, это Москва, Казань, Самара, Новосибирск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Общее количество кофеен сети Виктора Скуратова по стране уже перевалило за отметку в полсотни — на сегодняшний день их 52.
Два видных омских игрока не прочь вступить в схватку за клиента на одной территории. И, как правило, эта борьба заканчивается ничьей. Показательная история — это соседство Coffee Anytime и Skuratov Coffee дверь в дверь в здании на Интернациональной, 35. Но чтобы рассказать ее со всеми нюансами, нам нужно отмотать пленку на 11 лет — в доскуратовскую и доэнитаймовскую эпоху. В конце 2012 года несколько омских бизнесменов купили франшизу гремевшей на тот момент по всей стране сети «Шоколадница». Кофейня открылась на первом этаже «сталинки» на Интернациональной, 35. В июле 2014 года по соседству с «Шоколадницей» открылся брю-бар Skuratov Coffee. А спустя всего три месяца «Шоколадница» съехала с Интернациональной с обещанием перенести точку в другое место, но вскоре и вовсе ретировалась с омского рынка. Виктор Скуратов тогда прокомментировал провал конкурента нейтрально, заявив, что никак к этому событию не относится. Предприниматель добавил, что желает увидеть в качестве соседей кофейню Starbucks. Но «Старбакса» в Омске не случилось. Зато в октябре 2018 года в том же здании на Интернациональной рядом со Skuratov Coffee открылась точка Coffee Anytime. Это тесное соседство длится уже пятый год, и, похоже, обе стороны всё устраивает: съезжать с Интернациональной никто из них не собирается. Также обе кофейни представлены в торговом центре Festival City, в здании бывшего клуба «Атлантида», на первом этаже жилого дома на проспекте Маркса, а во многих других локациях они расположены буквально в пяти метрах друг от друга.
Выжить в локдаун
Для пары важных штрихов к портретам оппонентов обратимся к теме выживаемости в неблагоприятной среде и снова вернемся в прошлое — в эпоху коронавируса. Как известно, пережить ее смогли не все бизнесы, связанные с общепитом. В конце марта 2020 года с введением режима всеобщей самоизоляции кофейни обеих сетей вообще перестали работать. В первые недели локдауна в Skuratov не подавали готовый кофе даже навынос — сеть работала в формате офлайн-магазина и продавала только кофейные зёрна. В каждый заказ бесплатно вкладывали 10 защитных масок. На конец сложного для бизнеса 2020 года, по данным «СПАРК-интерфакс», выручка Skuratov Coffee составила 156 миллионов рублей рублей, из которых 71 миллион рублей являлся чистой прибылью.
Буквально за три дня до начала локдауна в сети Coffee Anytime открылась двадцатая по счету кофейня — она расположилась в торговом центре «Топаз». А 27 марта 2020 года все кофейни закрылись. Лишь во второй половине мая заведения возобновили работу в режиме «кофе навынос». Но и для Coffee Anytime локдаун не стал чем-то фатальным: к концу пандемийного года сеть насчитывала уже 25 кофеен.
В целом оба бренда нашли своих поклонников. Anytime максимально укоренился в Омске и сейчас представлен как полноценными кофейнями, в которых можно посидеть в компании друзей или поработать за ноутбуком, так и павильончиками на остановках. Скуратов шагает вширь — бренд делает ставку на экспансию: на днях пятый по счету Skuratov открылся в Новосибирске, а в ближайшее время еще одна кофейня, тоже пятая по счету, начнет работать в Санкт-Петербурге.
Президент общественной организации «Ассоциация омских кулинаров», глава ЦСЭ «Омск-Тест» Светлана Галкина отмечает, что свои особенные преимущества есть у каждого из брендов.
— Skuratov Coffee и Coffee Anytime — это предприятия, ориентированные совершенно на разного гостя, но оба весьма востребованные. Anytime распространены шире и всегда расположены в местах массового скопления людей, вблизи остановок, перекрестков и так далее. Поэтому у них такой разнообразный контингент посетителей. Skuratov же по большей части в каких-то особых местах, переулках, ну и торговых центрах. Контингент там более молодой. При этом в Anytime, как правило, больше места, туда можно прийти компанией, в то время как Skuratov больше подойдет для тех, кто пришел поработать, подключиться к Сети и выпить кофе, либо точки ориентированы на формат take away — взял кофе и ушел. Что касается сервиса, в Skuratov он немного, на мой взгляд, получше, чем в Anytime, чувствуется работа с официантами. Если же говорить о меню, то эти сети используют разный кофе, и в Skuratov напитки ориентированы на более изысканного потребителя. А вот выбор блюд и кондитерских изделий в Anytime шире значительно, хотя у сетей есть схожие позиции. В Anytime еда достаточно вкусная, приемлемая по цене, ассортимент у них больше, — отмечает Светлана Галкина.
В общем, в нашем обзоре — ничья. Пишите в комментариях, какая сеть вам больше по душе — Skuratov Coffee или Coffee Anytime.
Где предпочитаете пить кофе?