Бизнес проблема Год длинных ковшей: мэрия Омска планирует убрать с улиц 500 киосков

Год длинных ковшей: мэрия Омска планирует убрать с улиц 500 киосков

Одна только сеть киосков по продаже мороженого «Инмарко» может сократиться более чем вдвое

У остановки «Рабиновича» не позднее 14 мая должны убрать пять киосков

Пять лет назад в Москве власти за раз снесли 97 незаконно установленных ларьков. СМИ назвали массовый демонтаж самостроев «ночью длинных ковшей». В Омске такая участь в этом году может постигнуть полтысячи киосков и павильонов, если владельцы не уберут их добровольно. Правда, многие еще недавно работали вполне законно и хотели бы легализоваться снова, но не могут. Рассказываем о ситуации с нестационарными торговыми объектами в городе на примере сети киосков по продаже мороженого «Инмарко».

Мест нет

К субботе, 3 апреля, с территории Центрального округа Омска должны исчезнуть 76 киосков и павильонов. В их числе, например, «Пекарушка» на проспекте Карла Маркса у «Дружного мира», которая стоит там больше 10 лет. Как следует из распоряжения окружной администрации, все эти нестационарные торговые объекты установлены предпринимателями самовольно. Однако без какого-либо договора работают всего пять киосков. Договоры на размещение остальных были, но закончились в промежутке с 1 ноября 2020 года по 10 февраля 2021 года.

По данным департамента городской экономической политики администрации Омска, всего в 2020 году истек срок действия 525 договоров, в 2021-м заканчивается срок действия еще 570. Согласно постановлению мэрии «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», у предпринимателей есть преимущественное право перед конкурентами заключить договор на новый срок. Вот только они отмечают, что воспользоваться им могут немногие.

Пока эти 1095 договоров еще действовали, из схемы размещения нестационарных торговых объектов исключили большинство занимаемых предпринимателями мест: осталось 101 в прошлом году и 130 — в этом. То есть в лучшем случае на том же месте продолжит работать лишь каждый пятый киоск. Остальным предлагают переехать.

— Если нестационарный торговый объект размещен в месте, которое было исключено из схемы, его владельцу после окончания срока действия договора предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа свободных компенсационных мест по выбору, — сообщили в департаменте городской экономической политики. — Если аналогичных мест среди списка компенсационных не найдется, предприниматель может подать в администрацию округа заявку на включение в схему размещения нестационарных торговых объектов нового места, которое будет ему предоставлено с преимущественным правом.

На улице Звездова, 107 стоят три киоска. Один, по данным администрации Центрального округа, размещен самовольно

На бумаге этот механизм выглядит вполне рабочим. На деле выбор компенсационных мест небольшой, а включить новое место в схему — тот еще квест. Нужно как минимум обойти все «треугольники видимости» на дороге и не попасть в зону пожарной безопасности капитальных строений.

— Договоры закончились в декабре. Компенсационные участки администрация [Центрального округа] не предоставляет. Более того, говорят: «Нам некогда этими компенсационными участками заниматься». По тем участкам, которые мы просили включить в схему, пришел отказ, — рассказал NGS55.RU Сергей Походяев, курирующий сеть киосков «Инмарко» в Омске. — Например, Красный Путь, 22. Ссылаются на дорожный отвод, что это дорога, которая по генплану уже дорогой не является. Вопрос спорный. В кадастровых сведениях этих изменений еще нет, городская архитектура руководствуется кадастровыми сведениями, в которых говорится, что это дорога.

«Потихоньку убираем объекты. Где-то переходим на частную землю, где-то вынуждены убирать совсем, чтобы быть в рамках закона»

Каждый второй киоск «Инмарко» может закрыться

До 3 апреля администрация Центрального округа Омска обязала «Юнилевер Русь», собственника киосков «Инмарко», освободить 11 мест. В середине марта представители компании написали обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину и министру промышленности и торговли Денису Мантурову, в котором сообщили об окончании сроков действия договоров по 83 киоскам из 154 во всех округах Омска. Альтернативных мест для торговли крупнейшему производителю мороженого в России, говорится в обращении, мэрия не предложила.

Заключить новые договоры по результатам аукционов компания тоже пока не может. Во-первых, на торги в основном выставляются объекты, не подходящие по площади, а во-вторых, ей тяжело конкурировать с табачниками и общепитом, которые готовы платить за место в разы больше, объяснил Сергей Походяев. К предложению разыгрывать отдельные места только между мороженщиками чиновники не прислушались — на аукционы в основном выставляют лоты для универсальной торговли, более выгодные округам. Аренда в торгово-остановочных комплексах, которые, можно сказать, монополизировало ООО «Капитал-Строй», почти в 8 раз выше той, что компания платит сейчас округам. В худшем случае «Юнилевер Русь» может закрыть больше половины своих киосков в Омске. По оценке компании, тогда ее продажи снизятся на 30 миллионов рублей, а работу потеряют 166 продавцов.

В обращении к федеральным властям «Юнилевер Русь» напоминает, что еще в конце января Михаил Мишустин рекомендовал продлевать договоры на размещение киосков и павильонов без проведения торгов, и просит проконтролировать, как эта рекомендация (не) соблюдается в Омске.

— 24 февраля писал на продление договоров во все округа. В Центральном округе ответили, что не в их компетенции рассматривать постановление Мишустина. Вроде как разговор ведется в правительстве, но неизвестно, когда будет результат, — добавил Сергей Походяев. — Мы приходим на встречи, ждем, что оперштаб примет решение наложить мораторий [на вынос нестационарных торговых объектов] в связи с распоряжением премьер-министра, который прямо говорит поддержать малый бизнес и пролонгировать договоры. Пандемия, люди понесли расходы. Но местные власти нас не слышат. Называют массу причин, что законодательно это нельзя сделать, хотя в законе прямо говорится, что это регулируется органом местного самоуправления.

Кроме «Инмарко» в Центральном округе договоры на размещение киосков закончились у «СибХолода»

По словам предпринимателя Алексея Бобошко, он даже не будет возражать, если чиновники предложат заплатить за пролонгацию договоров — «допустим, десять месячных арендных плат». Лишь бы были гарантии, что владельцев киосков неожиданно не попросят на выход. Тогда и волки будут сыты, и овцы целы. Кроме того, бизнес будет с большим удовольствием вкладываться в благоустройство Омска.

Всё идет по плану?

В планах выноса движимого имущества на 2021 год у окружных администраций, по подсчетам NGS55.RU, стоит ровно 500 киосков и павильонов. Часть из них уже несколько месяцев работает без договоров, но фактически деньги в бюджет, причем сопоставимые с размером арендной платы, все-таки поступают. С такими предпринимателями заключают соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения за использование земельных участков. Это, конечно, никак не защищает их от добровольного или принудительного выноса объектов.

— Соглашение не является правовым документом, не дает право на размещение. Вроде платим в бюджет, но стоим незаконно. Я не освободил 10 участков [в Центральном округе]. Они, наверное, мне за апрель выпишут соглашение либо вывезут меня. Двоякая ситуация. Не удивлюсь, если приеду утром на работу, а у нас киоска не будет, — усмехнулся Сергей Походяев и подчеркнул, что, несмотря на это, «старается придерживаться партнерских отношений» с мэрией.

Городские власти готовы к тому, что не все предприниматели уберут свои киоски и павильоны добровольно. По данным портала госзакупок, администрации Кировского и Советского округов заключили договоры на вынос нестационарных торговых объектов с ООО «Евразиан процессинг компани» Администрация Центрального округа поручила эту работу Алексею Марикову, Ленинского — ООО «Атланта». В Октябрьском округе плана выноса движимого имущества еще нет. Как объяснили NGS55.RU в администрации, пятилетние договоры с предпринимателями начали заканчиваться только в этом году. Вывозят «несносные» киоски и павильоны на специальную стоянку в 10-м Семиреченском переулке. Чтобы забрать их оттуда, собственнику нужно оплатить не только хранение, но и все расходы подрядчику.

[Обновлено, 8 апреля, 12:44] Компания Unilever позже прислала официальный комментарий по этой ситуации.

«Компания Unilever, в портфель которой входят бренды мороженого "Инмарко", является одним из крупнейших производителей в России. Одним из наших ключевых предприятий в этой категории является фабрика, расположенная в Омске. Исторически важнейшим каналом продаж является сеть киосков мороженого "Инмарко": она не просто предоставляла жителям приобретать товары в удобных местах, а также обеспечивала рабочие места более чем для 160 сотрудников. На большинстве из точек заняты люди из социально незащищенной категории граждан. Мы полагаем, что закрытие ряда НТО окажет прямой отрицательный финансово-экономический эффект на наш бизнес и создаст прецедент, который негативно отразится на инвестиционной привлекательности не только г. Омска, но и всей Омской области.

Для того, чтобы сохранять текущие показатели и продолжать радовать потребителей нашими продуктами, мы все еще находимся в процессе переговоров с администрацией Омской области и будем рады соучастию в этом вопросе других органов государственной власти. Мы рассчитываем, что по итогам переговоров сможем прийти к единому мнению относительно точек продаж мороженого в регионе и сформировать проект, комфортный для потребителя, развития региона и бизнеса "Инмарко"».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства