«После того как часы пробьют 12, карета снова станет тыквой» — эта фраза феи из «Золушки» в 2020 году неожиданно вновь стала актуальной. После пятимесячного перерыва (с апреля по сентябрь заведения общепита работали только в режиме доставки или самовывоза: небольшим послаблением стало лишь разрешение властей открыть в июне летние веранды) рестораны и кафе снова начали принимать гостей. Но не успела отрасль оправиться, как спустя два месяца ввели новое ограничение, ставшее еще одним ударом: из-за пандемии коронавируса заведениям общепита запретили работать по ночам.
За это время омичи успели совсем отвыкнуть от ночной жизни. После 12 часов ночи владельцам баров, кафе и ресторанов приходилось настойчиво выпроваживать гостей за дверь. Часть полуночников предпочла перевести вечеринки в домашний режим, а кто-то из владельцев баров и ресторанов дерзко пренебрег требованиями Роспотребнадзора и поплатился за это штрафом.
Теперь карета Золушки не превратится в тыкву и гости бала смогут продолжить пляски под Моргенштерна до самого утра — при условии соблюдения всех санитарных норм с 12 февраля кафе, бары и рестораны будут работать с полуночи и до шести часов утра. Такое решение омские власти приняли на одном из заседаний оперштаба.
Владелец бара Krug Денис Дятлов отмечает, что ограничения принесли ему немало неудобств. Прежде всего это чувство неловкости перед расслабившимися гостями, которым нужно было деликатно напоминать о том, что в полночь заведение закроется.
— Уж не знаю, были ли какие-то положительные последствия благодаря тому, что мы не работали после полуночи. Надеюсь, что были. Но я изначально не понимал сути этих ограничений. И я рад тому, что логика восторжествовала, пусть и не сразу. Было слишком много неудобств — без пяти двенадцать нам приходилось выпроваживать гостей и закрывать за ними двери. А ситуации бывают разные — кто-то не может дождаться такси, например, а на улице — мороз, — рассказывает Денис Дятлов.
Омские рестораторы хотят отпраздновать конец эпохи ночных ограничений по-особенному. Многие уже анонсировали вечеринки, приуроченные к этому событию.
— Как только ограничения были отменены в Москве, всё стало понятно, что аналогичное решение примут и у нас. Я пристально следил за тем, как развивались события, и как только омским заведениям разрешили работать после двенадцати, организовал для наших сотрудников большое собрание. Стали думать, чем удивить наших гостей. Поскольку, «аквадискотека» сейчас самое популярное слово в Сети, мы решили назвать так нашу первую ночную встречу с гостями в этом году. Будет диджей, специальные цены на коктейли и кальяны, — рассказал NGS55.RU владелец бара «Ленинград» Егор Марьёнкин.
Однако не все предприниматели восприняли новость о послаблении с большим воодушевлением. И их можно понять, если посмотреть на выручку омских заведений общепита с января по декабрь 2020 года. За этот период она упала на 21,3% по сравнению с показателями за 2019 год. Собственник «Бара, который построил Джек» (сейчас заведение работает в коллаборации с караоке-баром Gosty) Александр Луческу отмечает, что отыграться после коронавирусного простоя будет уже сложно.
— Я сильно порадоваться не могу. Потому что мы прошли через очень тяжелое время. Бар просто стоял с конца марта по август, и я потратил более полумиллиона, чтобы сохранить его. Наш арендодатель не пошел нам навстречу, пришлось платить за помещение и коммуналку. Никто также не отменял платежи за охрану, налоги и другие расходы. Потом нам дали поработать два месяца — с сентября по ноябрь, и мы поверили, что сейчас всё вернется на круги своя, но в ноябре власти опять стали наматывать удочки. Помощь, конечно, была: два раза мы получили выплаты по 12 тысяч рублей, за них отдельное спасибо. Но эта сумма была не настолько большой, чтобы вздохнуть с облегчением, — рассказывает Александр Луческу.
Ресторатор Василий Хомицкий (ресторан «Где же кролик?», бары «АбсентоМоре», K.U.K.L.A, караоке-бары «Опера» и «Батарейка» и др.) отмечает, что из-за запрета работы после полуночи жизнь в большинстве его заведений замерла спустя всего месяц после того, как общепиту вообще разрешили принимать гостей.
— Из семи наших заведений в последнее время работали только три — потому что работать до полуночи было нерентабельно. Основной поток людей всегда шел после одиннадцати. С таким режимом работы мы бы даже в ноль выйти не смогли, поэтому в ноябре нам пришлось отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Конечно, нам нравится, что теперь можно работать ночью, но эксплуатировать эту тему мы не будем. Я вообще не считаю, что коронавирус — это подходящая тема для шуток, — замечает он.
Вместе с долгожданным послаблением рестораторам по-прежнему приходится закупать антисептики и маски, тратить дополнительную электроэнергию на работу рециркуляторов воздуха. Правда, с этой необходимостью предприниматели уже давно смирились.
— Мы считаем все эти меры предосторожности вполне оправданными. Масочный режим никто не отменял, и охрана следит за тем, чтобы люди соблюдали социальную дистанцию. Обрабатываем не только столы и посуду, но и кальяны — от этого никуда не денешься. Эти правила нас никак не напрягают — мы заложили расходы на соблюдение санитарных норм в наш бюджет. Думаю, так сделали многие, — поясняет Егор Марьёнкин.
Президент Омской областной общественной организации «Ассоциации омских кулинаров» Светлана Галкина считает, что ресторанный бизнес начнет возвращаться к прежней жизни только после полного снятия ограничений по коронавирусу. По ее словам, многие омские заведения сейчас открывают двери исключительно по предзаказу, и дело не только в том, что власти запретили барам и ресторанам работать после полуночи.
— К сожалению, большую часть персонала мы потеряли. Сотрудники многих омских предприятий общественного питания переквалифицировались или уехали в другие города. Я не думаю, что это послабление со снятием этого запрета сыграет какую-то весомую роль. Это лишь даст возможность не выгонять посетителей, которые немножко задержались. Хотелось бы, чтобы власти наконец разрешили полную посадку гостей, банкеты, массовые мероприятия, — только в таком случае ресторанный бизнес пойдет на поправку, но при любом раскладе не раньше июня.