Бизнес Инструкция NGS55.RU инструкция «Акция закончилась, цена уже другая»: разбираемся, как нарушают наши права в магазинах

«Акция закончилась, цена уже другая»: разбираемся, как нарушают наши права в магазинах

Покупатели часто сталкиваются с правилами и запретами, которые прямо противоречат закону

Магазины обязаны обслуживать всех клиентов и не могут отказать, даже если покупатель пьян или неопрятен

Визит в супермаркет уже давно стал обязательной составляющей жизни для каждого горожанина. В магазины мы ходим часто и охотно. Тем важнее понимать суть правил, которые действуют в таких местах — или, по крайней мере, должны действовать в соответствии с законами нашей страны. Ведь от правового нигилизма не застрахован никто, включая продавцов, кассиров и охранников, а потому покупатели часто сталкиваются с установками, которые являются прямым нарушением закона.

«За оставленные вещи ответственности не несём»

Первое, что мы видим, заходя в супермаркет, — это камера хранения с надписью «За оставленные ценные вещи администрация ответственности не несёт». То есть нам предлагают что-то оставить, не гарантируя, что мы получим это что-то назад, когда сделаем покупки.

Во-первых, надо понимать, что использовать камеру хранения необязательно. Статья 421, пункт 1 Гражданского кодекса РФ: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается…» Запрещать вход в магазин человеку, который отказался сдавать свои вещи, нельзя. Статья 426 того же кодекса уточняет, что «отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Если посетитель супермаркета всё-таки оставил вещи в камере хранения и если они пропали, то отвечать за это должна в том числе и администрация магазина (что бы она ни писала в объявлениях). Подтверждение тому — 901-я статья всё того же ГК.

Камеры созданы для удобства покупателей, и только

«Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьёй 401 настоящего Кодекса. Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя».

«Фотографировать запрещено»

Удивительно, но и в наше время администрация магазина может потребовать от посетителя соблюдения старого запрета на фотографирование. В чём смысл этого запрета, непонятно. Но в любом случае он противоречит Конституции, которая гарантирует каждому право на свободу поиска и получения информации. Правда, если в объектив попадёт лицо кого-то из работников магазина, это может быть расценено как нарушение личных прав: снимать человека можно только с его согласия.

«Разбил — плати»

Если во время похода по магазину произошёл неприятный инцидент (вы что-то опрокинули и разбили), от вас обязательно потребуют покрыть убытки. Но торопиться это делать не стоит. Согласно статье 211 ГК, «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором», а согласно 411-й статье «Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». Ну а если администрация считает, что «заботливости и осмотрительности» с вашей стороны было недостаточно, она может обращаться в суд. Тогда ей придётся доказывать, что товар был испорчен не иначе как со злым умыслом.

«Охрана разберётся»

Если в магазине и в самом деле что-то пошло не так, обязательно вмешается охрана. Она может попытаться задержать покупателя или обыскать его, чтобы выяснить, не украл ли он что-нибудь. Имеют ли охранники право делать это? Если верить Кодексу об административных правонарушениях, такого права у них нет. Максимум — попросить покупателя показать содержимое его сумки и смириться с отказом. «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса (то есть полицейскими и нацгвардейцами. — Прим. ред.). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола».

«Акция закончилась, цена уже другая»

Часто случается так, что цена товара на кассе становится неприятным сюрпризом. «Акция уже закончилась», — объясняет кассир. Или «У нас сегодня в базе цены изменились, а ценники мы ещё не успели поменять». Тут надо понимать, что цена на этикетке — это публичное предложение, не подлежащее изменению в последний момент. Ценник — средство информирования о стоимости товара, предусмотренное законом о защите прав потребителей (статьи 10 и 12). А вот слова кассира как «средство информирования» законом не предусмотрены, и поэтому продать товар вам обязаны по старой цене, которая всегда более выгодна для покупателя.

«Такие купюры не берём»

Бумажные деньги неизбежно приходят в негодность, и в один прекрасный момент кассир может отказаться принять купюру из-за того, что она рваная или грязная. На эту тему есть специальные указания Банка России от 2006 года с перечнем купюр, которые должны приниматься в качестве платёжного средства. Сюда относятся «грязные, изношенные, надорванные, потёртые, продырявленные, проколотые, исписанные банкноты, а также банкноты, утратившие углы и края, с пятнами и следами посторонних штампов». Если дефекты более серьёзные, купюру можно обменять в банке: там примут даже два куска разных купюр одного достоинства, если на каждую из них приходится более 50% объёма.

«Таких клиентов не обслуживаем»

Интересно, что заявление «Магазин может отказаться обслуживать посетителя без объяснения причин», которое некоторые предприниматели вешают прямо на входе, действительности не соответствует. Не может отказаться — даже если на то есть причины. Всё та же 426-я статья Гражданского кодекса запрещает предпочитать одного клиента другому. Если покупатель пьян, если он кажется неадекватным, это тоже не является законным основанием, чтобы отказаться его обслуживать. Основание только одно: очевидное намерение человека нанести материальный ущерб магазину или физический вред здоровью другого. Собственно, в этом случае администрация должна вызывать полицию.

«Товар возврату и обмену не подлежит»

Когда товар уже выбран и куплен, может выясниться, что он по разным причинам «не подошёл». Для покупателя будет логично попытаться его вернуть, а для продавца — засомневаться в оправданности возврата. Закон чётко регламентирует эту ситуацию. Если в покупке обнаружился дефект, её можно вернуть или обменять. Если дефекта нет, но товар тем не менее не подходит, его можно вернуть в течение 14 дней, правда, есть перечень исключений из этого правила. Возвращать нельзя продукты питания, бельё, книги, предметы личной гигиены, лекарства, косметику, ювелирные изделия, бытовую химию, мебель, велосипеды, бытовую технику. Чтобы товар приняли, нужны чек, сохранение товарного вида, отсутствие следов использования, полнота комплектации.

Надо признать, что потребительская и предпринимательская культура в нашем городе существенно повысились за пару последних десятилетий, а потому и вероятность столкнуться с нарушением прав потребителя постепенно уменьшается. Но полных гарантий нет, так что знать простые правила необходимо. Если же покупатель столкнулся с нарушением своих прав, ему стоит обратиться в Роспотребнадзор.

Управление Роспотребнадзора по Омской области расположено по адресу: Омск, улица 10 Лет Октября, 98. Руководитель: Александр Сергеевич Крига. Телефон — 8 (3812) 32–60–32, 8 (3812) 32–60–28.

Николай Эйхвальд
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства