Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил пересадить депутатов, чиновников и прочих бюджетников на отечественные автомобили. По его мнению, это станет хорошей поддержкой для российских производителей.
— Какие мы — такие и автомобили. Поэтому будем требовательными к автопрому. А будем не обращать внимания и пользоваться автомобилями недружественных стран — никогда свой автопром не создадим, — заявил он.
На чем ездят депутаты Заксобрания Омской области, мы знаем: из отечественного автопрома там только бежевая «семерка». А что стоит в гараже регионального правительства? Спойлер: тоже сплошь иномарки. NGS55.RU посчитал, сколько автомобилей нужно заменить.
За чиновничий автопарк отвечает «Хозяйственное управление правительства Омской области». В гараже казенного учреждения стоят автомобили для губернатора, его заместителей и министров. Проанализировав закупки на страхование и техобслуживание машин, мы насчитали 66 легковых автомобилей. Самый старый — микроавтобус Volkswagen Multivan 2002 года, позже всех с конвейера сошел внедорожник LADA Niva Travel. Казенное учреждение купило его в 2021 году у пермского дилера за 1,1 миллиона рублей. Это один из трех автомобилей отечественного производства, который есть в «Хозяйственном управлении правительства Омской области» (получается, иномарок больше 95%). Еще два — это Chevrolet Niva 2016 года, тоже внедорожник (он обошелся областному бюджету в 567 тысяч рублей), и универсал LADA Largus 2020 года (за него отдали 727 тысяч).
На российском автопроме высокопоставленные чиновники, конечно, не ездят. Для них есть машины покрасивее и подороже. Например, японский внедорожник Toyota Land Cruiser Prado. В казенном учреждении их два — 2007-го и 2013 года выпуска. Последний — с красивыми номерами А 555 АА 55. Стоимость такого автомобиля сегодня начинается от 9,3 миллиона рублей. Также в автопарке областного правительства есть два Toyota Land Cruiser 200, оба 2012 года. Сейчас такой внедорожник без пробега дешевле 3,6 миллиона рублей не купить.
Бывшие главы региона Леонид Полежаев, Виктор Назаров и Александр Бурков для поездок по городу предпочитали использовать Mercedes-Benz S500 4 matic. Автомобиль, на котором по омским дорогам колесили три поколения губернаторов, продали ровно год назад. Стильный черный седан ушел с молотка за 1,1 миллиона рублей. Областному бюджету в 2011 году он обошелся в шесть раз дороже — в 6,7 миллиона. Купил представительский автомобиль с кожаным салоном, встроенным в подголовник телевизором и рулем, декорированным деревом ценных пород, Владимир Тарасов. Сейчас иномарка принадлежит 33-летнему Артему Калякину, который гоняет на ней по Свердловской области.
Покупка более чем выгодная. Несмотря на внушительный пробег 252 347 километров, автомобиль, уверяли в облправительстве, находится в отличном техническом состоянии. И мы склонны этому верить. На техосмотр и ремонт двух оставшихся в автопарке Mercedes-Benz S-класса 2008-го и 2020 года, а также двух люксовых минивэнов Mercedes Viano 2007-го и 2016 года казенное учреждение тратит по 1,1 миллиона рублей в год.
Самая популярная в бюджетном автопарке машина — это Toyota Camry в различных модификациях. Всего седанов бизнес-класса для областных чиновников закупили 25, большую часть — в пандемийном 2020 году. В октябре губернатор объявил о передаче 50 машин правительства в пользование медикам, а в декабре их место в гараже заняли 11 новеньких Toyota Camry общей стоимостью 23,1 миллиона рублей. Чиновников тогда упрекали, что под благовидным предлогом они решили обновить правительственный автопарк. Сейчас такая иномарка обошлась бы областному бюджету минимум в два раза дороже — не в 2, а в 4 миллиона рублей.
Вторая любовь чиновников после Toyota Camry — южнокорейский седан Hyundai Elantra. В 2010–2011 годах «Хозяйственное управление правительства Омской области» купило 17 автомобилей, и они до сих пор в строю. В наши дни эта партия стоила бы круглой суммы: только в базовой комплектации Classic иномарка стоит от 2,1 миллиона рублей, а для випов, как правило, берут комплектации подороже, с подогревом сидений, навороченной аудиосистемой и кондиционером.
В тройку самых популярных у чиновников автомобилей входит еще один «кореец» — седан KIA Cerato. В автопарке казенного учреждения их 11. В последний раз KIA Cerato «Хозяйственное управление правительства Омской области» покупало в 2015 году, тогда автомобиль стоил почти 922 тысячи рублей, сейчас цена седана стартует от 2 миллионов. Два года назад для госслужащих приобрели серебристый кроссовер KIA Sorento в комплектации Comfort, который может разгоняться до 100 километров за 11,6 секунды. Тогда автомобиль стоил почти 2,1 миллиона рублей, сейчас — без малого 4 миллиона. В гараже казенного учреждения — он в единственном экземпляре.
Установку покупать отечественные автомобили бюджетники, похоже, получили еще несколько месяцев назад. На портале госзакупок мы обнаружили уже два аукциона на поставку кроссоверов «Москвич». В конце мая «Москвич-3» стоимостью 2 миллиона рублей заказало «Хозяйственное управление администрации Муромцевского района», в июне торги с начальной ценой контракта 1,9 миллиона рублей объявила «Дирекция по управлению спортивными сооружениями».
Что-то нам подсказывает, что после 1 июля, когда из центра города убрали почти двадцать маршрутов общественного транспорта, вместо российского автопрома омичи хотели бы пересадить чиновников на микроавтобусы. Но пока даже мэра хватает всего на пару остановок.