Некоторые омичи могли заметить на городских дорогах автомобиль с розовой полоской посередине и такого же цвета нарисованным каблучком, а на ней надпись — «Женская автошкола». Что значит «женская»? На занятия туда все ходят в розовом и на каблуках? И там, наверное, думают, что женщины глупее мужчин? Ответ отрицательный. Владелица женской автошколы Ирина Пургина ходит не на розовых шпильках, а в удобных кроссовках. А еще она готова разрушить миф о том, что женщина за рулем — это плохой водитель. Для этого собственно она когда-то и создала свою автошколу.
Мужчинам вход воспрещен?
— Я думаю, нарисуем здесь какую-нибудь кайфовую девчулю. Хочу через картину передать состояние за рулем, когда водишь и кайфуешь, — указывает на стену Ирина, заходя в кабинет своей автошколы.
Ирина Пургина очень любит водить. Из машины она почти не вылазит. Свою страсть она трансформировала в дело всей жизни, но так было не всегда. Начиная с 2008 года она прошла путь от менеджера в автошколе до инструктора по вождению. Набиралась опыта. Сейчас она владеет автошколой для женщин в Омске.
— Получается, здесь вы учите только женщин?
— О, нет, парней у нас более чем достаточно, — улыбается Ирина.
Как так получилось, что в женскую автошколу пошли учиться парни? Может, чтобы знакомиться с девушками? На самом деле нет. И даже сама Ирина не ожидала этого.
— Их приходит много. Но когда мы только переквалифицировались в женскую автошколу (изначально школа Ирины называлась «100 дорог». — Прим. ред.), то я переживала, что клиентов станет меньше. Но мальчиков стало даже больше, наоборот. Парней записывают сюда мамы или жены. Им нравится особый, внимательный «женский» подход, — рассказала Ирина.
«Женский подход» — это что, сексизм?
Толчком к созданию автошколы (как говорит ее руководитель, она стала первой в Омске, специализирующейся на обучении женщин) был разговор Ирины со знакомой из другого города. Девушка училась в автошколе, которая называлась «женской», но и там случались подкаты от инструкторов, ускоренное обучение и стресс после каждого урока. Ирина услышала это и загорелась идеей сделать свою «женскую» автошколу, где будут не только учить, но и уважать достоинство учеников.
— Да, пускай мы тут учимся не так быстро, зато после обучения сели за руль и поехали. Вот мне ученица написала недавно: «Ира, я всё еще рулю, спустя 9 месяцев!» И я говорю: «Ну по кайфу». Раньше я думала, что я делаю что-то из рук вон сверхъестественное, но сейчас так не думаю. Всё по программе: первые 8–10 занятий разбираем повороты, развороты, парковки. А после уже тренировка, когда сам пробуешь. Не получается? Остановились и разобрали, — поясняет девушка.
Чего только не бывает, когда работаешь инструктором. Поэтому хочется всё предусмотреть. В машине Ирины всегда есть прохладная вода, орешки и влажные салфетки. На всякий случай.
— Как-то раз у ученицы во время занятия началась паническая атака и ей нужна была вода. Всё время воду с собой приношу. Или один мальчик приходит на занятие и делится: «А я поспал 40 минут, ссорился с женой». Конечно, нагружать я его в этот день не буду. Мы разговорились, отвлеклись, он воспрял духом, и ему уже лучше, — делится инструктор.
— Получается, парни идут не за «женским подходом», а просто за человеческим?
— Да, человечность нужна каждому, и тут неважно, девушка ты или парень.
— Почему тогда автошкола называется «женской»?
— Женщины чаще более мягкие и внимательные. Такой у нас подход. Я за безопасность и заботу друг о друге не только здесь, но и на дороге.
Домогательства инструкторов
Создать автошколу, где инструкторами будут женщины, Ирина захотела неспроста. На своем пути она повидала многих инструкторов. Не только как руководитель, но и как наблюдатель. Далеко не всегда этот опыт был приятным.
— Я видела инструкторов, которые домогались. Тогда я работала в автошколе. Они прям возили на поля СибНИИСХоза, мимо лесочка. А там куча презервативов валяется, и инструктор прям делает на этом акценты. Были и недавно моменты. Мне девочка рассказывала, что он руку положил на коленку. И спрашивал: «Ты любишь целоваться или нет?» Представьте, как девушка теряется. А многие даже не понимают, что можно подойти и сказать об этом директору, — негодует Ирина.
Некоторые не ограничиваются намеками и вопросами, а начинают угрожать клиентке несдачей экзамена. В итоге девушка не заканчивает обучение и не идет на сдачу.
— Говорят эти парни: «Если ты не отдашься, то не сдашь экзамен». Логики даже нет в этом. Как он подговорит сотрудника ГИБДД? Мол, эту девочку валите? Звучит как бред, но бывают девушки, которые могут испугаться всего, — говорит Ирина.
По этой причине Ирина долго разговаривает с подчиненными и объясняет, как можно и как нельзя прикасаться к клиентам.
— Например, когда ученик сильно сосредоточен и не слышит тебя, можно постучать по ноге, чтобы человек пришел в себя. И даже я, когда работаю с клиентами-парнями, обсуждаю, как я могу прикоснуться, — рассказывает Ирина.
Причину такого явления в автошколах Ирина видит в том, что многие руководители берут инструкторов просто из-за большого стажа вождения. Но нужно, чтобы человек не просто хотел заработать денег, а с уважением относился к клиенту.
— Это как врач. Если бы хирург думал только о том, как заработать, многие бы поумирали. Такая же история здесь. Нужно любить людей и уметь их обучить. В инструкторы выбираю женщин, потому что мужчин с нужным подходом еще не встречала. Бывает, что человек будто отдает приказы в армии. Такое тоже не подойдет. Клиенту нужно чувствовать себя в безопасности, — говорит владелица автошколы.
Мифы о женщинах за рулем: правда или ложь?
Женское вождение с самого начала стало обрастать мифами и домыслами.
— Говорят, что нужно учиться сначала на механике, а затем на автомате. Как считаете?
— Многие мужчины так говорят своим женам. Мол, что нужно научиться ездить на механике первым делом. Видимо, они считают, что нужно отучиться на чем-то более сложном, а уже потом управлять автоматом. Я так не учу и считаю, что это неверно, — отвечает Ирина.
Многие мифы связаны с мнением о невнимательности женщин на дороге и предубеждением, что девушки водят хуже и чаще попадают в аварии.
— Водят уж точно не хуже, по моим наблюдениям. И аварий это тоже касается. Зависит это не от пола. Женщины могут отвлекаться, потому что в голове куча дел. Жизнь у них такая: и про ребенка помни, и про ужин, и про огород, и про работу. Например, если ребенок заболел, то она думает о ребенке. Или о том, что помидоры засыхают на даче или что огурцы надо солить. Они нагружены кучей обязанностей, — уверена Ирина. — А еще замечаю, что они многого боятся. Часто смотрят на печальный опыт другого человека и думают, что у них будет так же. А вообще, страхи и у девочек, и у мальчиков одни и те же: пугает поток машин, что гаишник на экзамене завалит или что не получится «чувствовать машину». В этом плане что мужчина, что женщина — совсем не имеет значения. Нужно проводить работу с психологом и самим хотеть преодолеть страх, а женская автошкола или мужская — уже значения не имеет.
Кстати, если вас интересует тема вождения, почитайте репортаж о том, как омичи сдают экзамены в автошколах и почему нередко проваливают их.