Наука интервью «Мы неотделимы от звёзд»: Владимир Крупко — о боге, полтергейстах и своей кухне

«Мы неотделимы от звёзд»: Владимир Крупко — о боге, полтергейстах и своей кухне

Руководитель омского планетария Владимир Крупко дал интервью NGS55.RU

Астроном и романтик — Владимир Крупко когда-то наизусть знал «Ромео и Джульетту»

В начале декабря руководитель омского планетария Владимир Крупко опубликовал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» фотографии с новоселья, на которых виден космический дизайн его новой квартиры. В откровенном интервью NGS55.RU Владимир Крупко рассказал, почему решил связать свою жизнь с астрономией, как проходила его молодость и ждёт ли его в новом доме «хранительница очага». NGS55.RU представляет толковый словарь Владимира Крупко.

А — Азарт

Мне нравится прыгать с гор дюльфером на верёвке. Мне нравится бездна и под тобой, и над тобой. Если это можно считать азартом, то — да. Я готов подняться сейчас, убежать в пустыню, в горы куда-то. Лёгок на подъём. Но если вы имеете в виду игры и прочее, то это далеко от меня.

Б — Благотворительность

Очень часто много мелких вещей я собираю в сумку и отношу в детский сад ребятишкам. Я долгое время жил в Старом Кировске. И там рядом был детский сад, безумно бедный. И у меня всегда слёзы на глаза наворачивались, когда я приходил в этот детский сад. Пустота для ребятишек, малое количество игрушек и убогость этого детского сада. И вот я просто всё собирал в мешок, относил им игрушки, всё, что у меня было. Всякие сувенирчики, которые дарят тебе, — туда, ребятишкам в детские сады.

Б — Бог

Мне не нужен бог для того, чтобы видеть красоту того мира, в котором я живу. Мне кажется, что это как шоры у лошади — немножко ограничивает человека. Понимаете, во что угодно верит человек. Это его право. Вот люди находят своего бога, да что угодно. Ну, находят они счастье там, это их путь. И я ни слова им не скажу. Веришь в бога — ради бога, верь. Но если ты не толкаешь, если ты не тянешь за собой кучу народа, я к тебе претензий не имею.

В — Восхищение

Что в жизни восхищает? Восхищают звёзды, люди, лица людей и потрясающие учителя.

В — Воспоминание

Северный Кавказ. Главный кавказский хребет. Архыз, Карачаево-Черкесия. Мне повезло там побывать неоднократно. Как-то мы стояли на склоне обрыва, а там долина, Кавказский хребет гигантский, речка — где-то внизу ниточка такая течёт. Гигантская высота. И слева японцы стояли. Они плакали. А мы наблюдали закат солнца. Там сиреневые, красные тона. Всё это металось, переливалось. И они плакали. Я их спрашиваю: «Чего вы плачете то? Такая красотища вокруг!». Они говорят: «Мы плачем по двум причинам. Первая причина — мы не понимаем, как природа создаёт такую красоту. Второе — мы плачем потому, что это первый и последний раз в жизни. Больше этого не будет никогда. Завтра будет другой закат. Этого уже не будет никогда». Вот и всё. И душа поёт, и это прекрасно.

Д — Девушка

Только одна девушка — это Лиза. Это кошка. Сейчас только эта девушка.

Д — Дом

Этот дом, который вы видели, он появился недавно, в этом году только. Я его постарался сделать так, как я хотел. Потолок у тебя над головой — туманность Ориона. Закат солнца в горах на стене и кухня со звёздочками, конечно. Как-то максимально приблизить себя к космосу даже там.

Д — Драка

Мастерство состоит в том, чтобы драка не состоялась. Я когда-то занимался восточными единоборствами, и довольно долго. От самбо до карате, айкидо. И это внесло какую-то лепту в то, чтобы просто так не махать кулаками. Кулак — это последнее орудие.

И — Игра

Да, есть у меня две игры. Это картёжная игра «Паук» — там, где нужно собирать картишки, чтобы они сложились. Думать надо, мыслить. Ходов много. И есть старая игра компьютерная — Heroes называется. Она логическая такая игра. Я ставлю заведомо очень сложный вариант: все там против меня, и просчитываю ходы, как выжить и не проиграть. Голова включается, работает. Чисто тоже так, на логике. Вот это две игры компьютерные, на которых я позволяю себе расслабиться.

К — Коллектив

Мы стараемся, чтобы коллектив был слаженным. Слово «управляемый» неверно, но «прогнозируемый», скажем, — то есть мы знаем, что в походах конфликтов не будет. И если какая-та проблема случится в походе — непогода, допустим, или с транспортом проблема, — чтобы все отнеслись с воодушевлением: «А-а-а! Ещё лишняя возможность день походить! Новые приключения!». Обычно в трудные походы мы берём тех, кого знаем.

К — Книги

Книги я читаю, когда куда-то уезжаю. Либо в дороге, либо в походе. Это всё бездна. То есть ты где-то в палатке, в свободное время открыл книжечку и читаешь. И тебе ничего больше не надо. «Иллюзии» Ричарда Баха — совершенно потрясающая книга, которая во многом сдвинула моё сознание. Она попала мне в прекрасном переводе. Мне очень нравится Головачёв ранний. Головачёв — он фантаст, радиоинженер. Поэтому, когда он пишет свои фантастические книги, он пишет, отталкиваясь от научных достижений. Его интересно читать. Боб Маккаммон. Их очень много, книг. Очень нравятся исторические книжки: Чингисхан, Батый. Яна у меня все сочинения полностью. Мне нравится очень Никитина историческая часть. Князь Владимир, вот этот период, связанный с монголо-татарским нашествием, период Древней Руси. Я просто от него умираю. Я очень много читаю книг. У меня огромные библиотеки. У меня там около тысячи исторических книг и художественных всяких.

И — Идеальный день

Вы знаете, идеальные дни идут, когда ты возвращаешься из экспедиции. Ты возвращаешься из длительной экспедиции, откуда-нибудь с гор, из пустыни, у тебя безумное спокойствие, и всё у тебя получается. Идеальный день — это когда всё получается, никуда не надо торопиться и ничто над тобой не довлеет.

Л — Любимое дело

Лекции — моё любимое дело. Мне очень нравится создавать новые лекции.

М — Место

Из походов самое «культовое» место (не побоюсь этого слова), душевная и научная Мекка — это метеоритный кратер Жаманшин [в Казахстане]. Во-первых, это пустыня. Пустыня в кольцах гор. Когда взорвалась комета, породы изнутри поднялись на поверхность. И когда вы идёте по поверхности, у вас под ногами зубы акул, кораллы, устрицы, окаменевшие стволы деревьев. Позвонок динозавра прикатился. А вокруг оплавленное земное космическое вещество. Само место необычное. Животные необычные. Они к тебе подходят. Тот же корсак суёт нос. Смотрит, чем ты занимаешься. Пустынная лиса вот эта. Ты просыпаешься от того, что по тебе прыгает тушканчик. Ты его с себя снять стараешься. Стада сайгаков проходили по краю этому в своё время. Сейчас проблема с сайгаками у них, правда, получилась. Это фантастическое место. И любая экспедиция в него — это бальзам на рану, как говорится.

М — Мир

Это физика — мир, в котором мы с вами живём. Вот у нас есть законы, на которых базируется наша наука, да? Постулаты. Они незыблемы. В этих формулах есть постоянные, которые пытаются объяснить, почему так или иначе это происходит именно в нашей вселенной. Это не мистика, это не волшебство. Это физика. Если ты её не знаешь, тогда волшебство.

М — Музыка

Я очень люблю музыку. Любимая — музыка Поля Мориа. Когда ты его слушаешь, то говоришь: «Да, это самое лучшее, что есть». Мне очень нравится классика в современном исполнении. Мне нравятся старые песни 70-х годов. Душа от них цветёт и поёт. Старые рок-исполнители, зарубежные группы нравятся. Я время от времени на флешечку набираю себе какой-то инструментальной музыки или старой какой-то музычки и в машинку вставляю. Когда еду, я с огромным удовольствием слушаю. Особенно в походах появляется возможность послушать. Вот у меня сейчас порядка 500 гигабайтов музыки.

О — Обучение

— Вы посмотрите: у нас астрономии почти десять лет не было в школе. История религии в школе была, астрономии не было в светском государстве. Астрономия была не нужна. И потом ребята сюда приходят ко мне, приходят целые классы. Допустим, человек тридцать-сорок сидят. Максимум две звезды могут назвать. Сейчас дети знают намного меньше, чем раньше.

— Зато умеют молиться.

— Это печально.

О — Отдых

Поехать куда-то в путешествие, чтобы жить в номере гостиницы, для меня это как-то некомфортно. Поэтому мы выезжаем туда, где обычно никого нет. В пустыни, в горы, по морям плавать. Подальше от городов, подальше от людей.

О — Отец

Отец был у меня слесарем. Хорошим слесарем, высокого разряда. Помогал мне делать монтировки для телескопов в будущем. Хорошие, большие телескопы мы сделали здесь впервые для него. Он был очень увлечённым человеком, и наукой в том числе. Не занимался этим прямо, но интересовался этим. Поэтому ни запретов не было, никаких указаний, что и как делать. Этот интерес, наверное, и мне передался.

П — Планы

Сейчас у нас идёт время, когда солнечные затмения в основном проходят в океанах. Их не достать с земли никак. Поэтому снаряжают корабли большие, на которые набирают желающий народ, и астрономов в том числе. И этот корабль идёт вдоль полосы, причём в том месте, где погода заведомо будет хорошей. И вы там можете провести наблюдения.

Мы собираемся в метеоритный кратер, своих знакомых и любых людей набрать. В первый раз мы хотим собрать народ, который неравнодушен к космосу, к метеоритике. Вывезти их туда, показывать звёздное небо, южное в том числе. Пустыни Приаралья. Гигантский метеоритный кратер размером 13 километров, в котором породы фантастические, необыкновенные, не существующие на Земле. Это будет наша первая экспедиция такая.

П — Полтергейст

Я стараюсь об этом не говорить. Я стараюсь, наоборот, всех убедить, что я не занимаюсь ни полтергейстами, ни эзотерикой, ни лечением. Потому что жить в нашем мире со всем этим очень тяжело. Потому что иногда, время от времени, появляются пасквили. Допустим, люди пишут: «Как может директор планетария заниматься тем, чего не существует — мракобесием? Полтергейсты — это мракобесие!». Только не для тех, у кого это происходит. Понимаете? Если ты видел, как это всё работает, как это происходит, твоё дело — либо молчать об этом, либо вступать в битву с ветряными мельницами. Есть вещи, которые чем-то объясняются, но лучше об этом промолчать. Иначе мы скатимся с вами до Куйбышева, 26 (там находится клиническая психиатрическая больница. — Прим. ред.).

П — Природа

Природа — это самый большой резерв у человека. Это потрясающе. Я не знаю, как люди живут без этого. Это всё равно что жить в запертой квартире и смотреть телевидение о горах, о пустынях, о водопадах. И не видеть ничего этого. И вдруг ты получаешь ключик. И этот ключик открывает дверь. Ты выходишь, и вот ты ножками чувствуешь эту травку, ты купаешься в этом озере, в реке. В нейролингвистике есть темы — перебивание плохих ассоциаций каких-то. Плохое ты прикрываешь чем-то хорошим. Вот я если прикрываю хорошим, для меня это горы. Для меня это природа.

С — Слово

Я же пионером был, поэтому знаю: слово мы должны держать.

С — Спиртное

Пить? Мне не нравится спиртное. Я грамм 50 шампанского выпил от силы, а дальше мне становится невкусно. Я не могу его пить.

С — Спор

Я спорю только тогда, когда я точно знаю, о чём я спорю, и никогда не проигрываю.

С — Студенчество

Меня дважды исключали из института за неуспеваемость. Первый раз я во время сессии уехал — работал в Шемахинской обсерватории [в Азербайджане]. Я же когда учился, ездил в обсерваторию, проходил практику. И попало, что во время сессии она проходила. Мне декан говорит: «Ты что, на сессию? Тебя уже из института отчислили». У меня было написано: «Отчислен за неуспеваемость», и тут же через неделю: «Принят». А второй раз я был в Жаманшине — метеоритном кратере в крупной экспедиции, и мы приехали в октябре только в Омск. Весь сентябрь меня не было, и меня отчислили за то, что я не посещаю занятия. Я опять приехал, привожу грамоту Академии наук, что я такой хороший. А мне декан говорит: «Да мне плевать на твою грамоту! Что мне эта грамота? Ты не был целый месяц на занятиях! Тебя отчислили!». Я говорю: «Так может, что-нибудь сделаем?».

У — Увлечение

Ходит миф о том, что в третьем классе я прочитал учебник по астрономии за десятый класс. Он мне очень понравился, и с тех пор я стал увлекаться астрономией. Чуть постарше, классе в пятом-шестом, я пытался сделать свои первые телескопы. Затем появился кружок при дворе, которым я руководил. Мы проводили наблюдения в телескопы, разговаривали о звёздах. А потом уже появился городской кружок — вот в этом помещении был организован кружок для взрослых и ребятишек, а через год я стал городской кружок вести.

У — Удобство

Самое главное для астрономов — это удобство. Удобство при наблюдении. Если ты хорошо одет, тебе тепло, ты удобно сидишь под телескопом — тебе хочется воспринимать этот окружающий мир, вселенную. А если ты плохо одет... Вот как ребятишки приходят на занятия, если плохо одеты, минуты две-три проходит, они мне говорят: «Я замёрз, можно мне уйти?». Ну какой наблюдатель?

У — Учитель

Павел Васильевич Флоренский — легендарный академик, самый крупный спец на Земле по литосфере. Это бог по минералам. Я от него столько набрался. Я его просто обожаю. Мы с ним всю жизнь ездим в экспедиции вместе. Ему уже за 80 лет. Это потрясающий человек. Это бездна знаний, масса книг, масса открытых месторождений на земном шаре.

Ф — Фильмы

Есть фильмы, которые я смотрел по нескольку раз. Вот, скажем, старый «Ромео и Джульетта», который 1968 года с итальяночкой-девушкой, — один из лучших фильмов, в детстве я считал. Совершенно потрясающий фильм. Я, когда учился в школе, его посмотрел раз семь. И я знал наизусть «Ромео и Джульетту» всю. Полностью. Два фильма у меня было любимых — «Спартак» и этот фильм. Сейчас уже, конечно, поменялись вкусы, но «Ромео и Джульетту» с удовольствием смотрю. Допустим, «Территория», наш фильм, — совершенно потрясающий. Я вообще в восторге, что такие фильмы ещё у нас делают до сих пор. Мне очень нравятся военные фильмы, современные военные фильмы. Я понимаю, что там много наигранного всего, что на самом деле всё не совсем так, но смотрятся они на одном дыхании, хорошо. Наши старые фильмы нравятся. Когда, допустим, погибает один человек за весь фильм, а у тебя слёзы на глазах. У меня часто появляются слёзы на глазах, когда я смотрю такие сентиментальные фильмы. «Куда приводят мечты» — совершенно потрясающий фильм. Голливуд лично не дружит с физикой, многие фильмы мне тяжело смотреть. «Марсианин», кстати, один из неплохих фильмов голливудских. Он довольно реально показывает возможность событий. Если изоленту убрать, вот совершенно такой реальный фильм.

Х — Характер

Я человек непростой. Я понимаю, что во мне тоже есть масса каких-то вещей, которые не очень нравятся другому. Я стараюсь становиться лучше. Мне кажется, с возрастом я становлюсь добрее и лучше. Этот юношеский максимализм уходит куда-то.

Х — Хобби

Я очень люблю выкидывать вещи. Это одно из моих любимых занятий. Когда ты приходишь, смотришь какую-то старую вещь. Ты её просматриваешь, документы какие-то читаешь, окунаешься в это дело, а потом выкидываешь её, чтобы она больше не мешала.

Э — Эзотерика

Вот так называемая эзотерика, то есть скрытое знание, круг эзотерических знаний. Мне кажется, астрономия очень сильно помогает, чтобы понять глубину этих знаний. Мы понимаем, что не всё мы знаем в этом мире. У нас есть некоторые парадигмы, правила, которые определяют, как работает, как живёт наш мир. Где-то на краях мы набираем наблюдения, данные и потом выясняем: либо это включается в парадигму, либо это исключается вовсе. Да и где-то там есть Прокопенко с РЕН-ТВ, где заведомо ложные постулаты какие-то определяют и, исходя из этого, людям вешают лапшу на уши, как говорится. И мы понимаем, что этот мир — он непознаваем, к величайшему счастью. Но есть возможность расширить границы наших знаний. Мне кажется, что эзотерика довольно сильно расширяет границы наших знаний.

Э — Экстрасенс

Что такое «экстрасенс»? «Еxtra» — сверх, «sensitive» — чувствительный. Понимаете, вселенная излучает диапазон частот. Длина волны — от нуля до бесконечности. Скажем, длина волны излучения равна размеру тела, которое излучает тот самый резонатор. Есть кванты, кварки, совсем маленькие кирпичики, из которых состоит мир вокруг нас, всё вещество. А там размер практически нулевой. Что видит глаз человека? От 400 до 700 нанометров. Нано — это десять в минус девятой степени метров. Это означает, что мы с вами видим полосочку шириной три миллиона доли миллиметров. Огромное количество объектов во вселенной излучают эти частоты, а мы не видим. Есть люди, у которых диапазон восприятия частоты не оканчивается на 700 нанометрах, а до 900 нанометров. И такие люди будут видеть свечение около вас. И вы погасите свет, а послесвечение, тепловое излучение ещё может быть видно. Они видят мир немножко по-другому, не так, как мы. Эти люди видят немножко больше. Это одна из возможностей познания мира, в котором мы с вами живём, совершенно потрясающая.

Я — Крупко

Мы неотделимы от звёзд.

Александр Зубов, Ангелина Рунова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства