Руководитель омского пассажирского предприятия рассказал, почему он против уничтожения муниципального транспорта и сколько человек в администрации пришлось сократить, чтобы остаться на плаву
На въезде в ПАТП № 8 водителей встречают копии огромных советских плакатов с надписями: «Соблюдайте правила дорожного движения», «Как работал, так и заработал» и др. Рядом, на выезде, красуется надпись «Спасибо за работу!».
Водитель автобуса № 109 садится за руль и поторапливает кондуктора — время выезда нельзя менять ни на минуту. На нем фирменный свитер — нововведение ПАТП № 8. Для сотрудников ввели дресс-код и выдали четыре комплекта одежды: рубашки с коротким и длинным рукавом, поло для жаркой погоды и свитера для холодной. Можно выбрать любую. Все в синих фирменных цветах с логотипом на груди. В то же время за работу в личной одежде премию сотрудника могут снизить.
Советское прошлое в предприятии тесно перекликается с современностью, причем умышленно: актовый зал, книги почета, конкурсы на звание лучшего, специально придуманный лозунг «В движении живем, в движении растем!» и даже… собственное знамя. Тут же на деньги предприятия сделали парковку для личного транспорта всех сотрудников, работает столовая и даже собственная бесплатная парикмахерская.
Корреспондентам НГС.ОМСК стало интересно. Ведь в последнее время только и разговоров, что о транспортном кризисе. С другой стороны, в новостях о проблемах городского транспорта почти никогда не упоминается ПАТП № 8. Автобусы предприятия ездили в полном составе вместе с троллейбусами и трамваями МП «Электротранспорт» даже в период коллапса прошлого года, когда «Газпромнефть» за долги прекратила поставки топлива. При этом тариф предприятия является самым низким по городу. Мы решили узнать у руководителя предприятия о судьбе муниципального транспорта, уточнить, есть ли у предприятия долги и на какие меры пришлось пойти, чтобы сохранить ПАТП № 8 на плаву.
Из слесарей в руководители
38-летний Алексей Мартыненко закончил с отличием Омский автотранспортный техникум и в 1997 году пошел работать слесарем в ПАТП № 7. Одновременно с этим он заочно поступил в СибАДИ и получил высшее образование по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство». После окончания вуза его повысили до начальника производства мастерской, а в 2005 году он уволился из ПАТП № 7. Несколько лет Мартыненко работал в различных компаниях, так или иначе связанных с автотранспортом, в том числе в «Омскоблавтотрансе». Два года назад ему предложили возглавить ПАТП № 8.
Стоит ли сохранять муниципальные автобусы?
Диаметрально противоположные мнения о болезненной для города проблеме высказывают руководители предприятий, предприниматели, депутаты, чиновники и пассажиры. Между тем в муниципальных ПАТП сейчас работает более 4500 омичей. По словам руководителя ПАТП № 8 Алексея Мартыненко, если начнется приватизация транспорта, то большинство из них окажутся без работы или будут вынуждены пойти к частному перевозчику трудиться без отчислений, отпусков и больничных.
— Неоднократно звучало, что надо отдать все муниципальные предприятия частнику. Мол, частник умеет работать. Я категорически не согласен. Недобросовестный перевозчик, который не платит налоги, который не платит «белую» зарплату, отчисления в Пенсионный фонд, больничные листы, вот он — эффективный управленец, да? Вот он — молодец? Наши отчисления сами за себя говорят. 600 млн руб. у нас и 14 [млн руб.] у частного перевозчика (имеется в виду соотношения сумм перечисленных налогов от всех муниципальных предприятий и всех частных перевозчиков. — НГС.ОМСК). А предприятие, в котором люди все ходят в отпуска, соблюдают режим труда и отдыха, зарплата два раза в месяц, налоги, отчисления, больничные листы — мы неэффективные управленцы? — возмущается Мартыненко.
Когда все пошло не так?
Алексей Мартыненко признал, что переломный момент для транспорта произошел в 2015 году, когда тариф был почти на 3,5 руб. меньше себестоимости проезда. После годовой работы в убыток у всех предприятий накопились долги. Тариф, по которому сейчас работает ПАТП № 8, самый низкий среди всех муниципальных перевозчиков — 26,71 руб., но, как признал Алексей Мартыненко, он оптимальный для того, чтобы работать в прибыль. Напомним, из суммы тарифа 22 руб. платит пассажир, а остальное — субсидии из бюджета.
С учетом покупки автобусов в лизинг на следующий год ПАТП № 8 подало на утверждение в РЭК тариф 35,30 руб., а без учета лизинга — 32,61 руб.
Есть ли долги?
Интересно то, что на фоне постоянных заявлений департамента транспорта и других ПАТП об убыточности муниципальных автобусов в 2016 году ПАТП № 8 получило прибыль. Доходы предприятия составили почти 289 млн руб., а расходы — около 281,5 млн руб. После вычета отложенных обязательств и прочего чистая прибыль составила около 6 млн руб. По меркам бюджета предприятия сумма кажется небольшой, но сам факт прибыли говорит о том, что муниципальный транспорт может существовать даже при нынешних условиях.
— Мы — омичам не враги. Мы — сами жители этого города. Бытует мнение, что мы, извиняюсь за жаргон, «кучеряво живем». Три года как у нас сокращены служебные автомобили. Всем предприятием, в котором трудятся 600 человек, управляют всего 18 ИТРовцев (инженерно-технический работник. — НГС.ОМСК), включая директора, отдел кадров, бухгалтерию, диспетчеров и т.д. Когда-то этим предприятием управляло около 80 человек, но оптимизация проводилась из года в год — и теперь у каждого человека по 2–3 должности. Например, инженер по охране труда — он же специалист по экологии, он же профсоюзный лидер, — перечислил Алексей Мартыненко.
Альтернативные источники дохода, например услуги лаборатории масел, аренда помещений, мойка автобусов, медосмотр водителей частных перевозчиков и прочие, приносят около 1 млн руб. в месяц. Единственный долг предприятия, оставшийся после 2015 года, — отчисления в ПФР. Он составил около 37 млн руб. Алексей Мартыненко признается, что мэрия имеет дебиторскую задолженность перед предприятием в 16 млн руб., и, если ее выплатят, долг перед Пенсионным фондом частично будет погашен.
Помощь нового федерального закона
— Да никак он (федеральный закон № 220-ФЗ «О регулярных перевозках». — НГС.ОМСК) до сегодняшнего дня существенно не повлиял. Как только в июле он вступил в силу и можно было применять какие-то санкции, в течение первых двух недель пассажиров стало существенно больше, недобросовестных перевозчиков, наверное, соответственно меньше. Но когда в СМИ начали писать, что перевозчиков будут только предупреждать, то пассажиропоток снова снизился до прежнего уровня. Еще один показатель (того, что маршрутки и водители на рынке остались в прежнем количестве. — НГС.ОМСК) в том, что к нам никто на работу из частных перевозчиков не пришел.
При этом Мартыненко заявил, что частный перевозчик вряд ли смог бы работать в муниципальном предприятии, поскольку «не приспособлен к дисциплине».
Глобальные перемены
— Когда я пришел, ПАТП № 8 было работоспособным предприятием. Правда, производственно-техническая база была несколько в упадке. Во-первых, износ парка был огромный, во-вторых, зданиям и сооружениям было по 40 лет, и они требовали ремонта. Кроме того, что здания белили и красили, никто капитальных вложений в них не делал. В парке просто необходимо было создать условия, чтобы автобусы могли «переночевать» в боксе, где будет сухо, тепло и комфортно. Мы тогда топили улицу, — вспомнил директор.
Огромная часть сил была вложена в ремонт боксов. Новыми их назвать, конечно, и сейчас не получится, — это все еще старые каркасные строения советской эпохи. Постройка новых — непосильная ноша даже для хорошего бюджета. Однако капитальный ремонт позволил укрепить здания, а замена окон — сделать их ощутимо теплее. Все деревянные фасады также заменили на пластиковые. Еще одно серьезное вложение средств было сделано в собственную лабораторию масел. Оборудование для экспертизы горюче-смазочных материалов буквально «спасли» из закрытого ПАТП № 1. Чуткие приборы с трудом перевезли и настраивали 1,5 месяца приезжие специалисты. Теперь таких лабораторий в городе две: у «Газпрома» и у ПАТП № 8. В ней можно исследовать качество масла, а значит, экономить на ремонте двигателей.
Каждый месяц нужно что-то хорошее
Нововведение 2016 года на предприятии — указание мобильных телефонов сотрудников в салонах автобусов. Если водитель или кондуктор хамит, грубит, нарушает, то можно позвонить и пожаловаться.
— Когда мы только повесили эти наклейки, каждый месяц приходило 50 жалоб на кондукторов и где-то 15–20 — на водителей. Сейчас 20–25 жалоб в сумме и на тех, и на других.
Еще одна возрожденная деталь из советского былого — ежемесячная газета предприятия. Часть тиража расходится по сотрудникам, а часть раздают бесплатно пассажирам.
— Это стимул, в том числе для меня. Ведь в каждый выпуск надо что-то написать, а значит, что-то хорошее надо сделать.