НГС.ОМСК собрал архивные фото левобережья, посмотрел, как строили метромост и «Континент», и вспомнил, что 10 лет назад там ездили трамваи
В Кировском округе Омска немного достопримечательностей, но есть знаковые объекты. Именно на левый берег едут за покупками в многочисленные торговые центры, там смотрят матчи «Авангарда» и оттуда уезжают на автобусах в другие районы области. Но таким динамичным, как сегодня, Кировский округ был не всегда. НГС.ОМСК продолжает серию материалов о районах города публикацией о левобережье.
Начало: Старый Кировск
Омичи негативно относятся к городским окраинам и считают Старый Кировск одним из худших районов. У многих эта часть города ассоциируется с опасностью — недаром некоторые называют его «Страшным Кировском». Но не все знают, что этот район был отдельным посёлком Куломзино, а позже стал Ново-Омском. Именно отсюда и началось развитие Кировского округа. Левобережье стало частью Омска в 1933 году — ранее эта территория относилась к Ново-Омскому району. В 1935 году район назвали Кировским.
Омский аэропорт находится в Старом Кировске. В 1958 году открыли аэровокзал с залом ожидания на 100 мест, рестораном, залом со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом. Позднее в этом здании был аэропорт местных линий, а в конце 2015 года там открыли Дворец бокса. На ремонт здания потратил 30 млн руб. депутат областного Заксобрания Валерий Кокорин.
Здание школы № 53 построили ещё в 30-е годы прошлого века. Его снесли после того, как осенью 2015 года омичи пожаловались на аварийное состояние: по стенам пошли трещины, их скрепили металлическими стяжками. На месте снесённого здания построили образовательный комплекс, который помимо школы включает детский сад и физкультурно-спортивный комплекс. Стоимость объекта превышает 450 млн рублей.
Есть в Старом Кировске и культурное место — ДК на улице Бетховена. Его построили в 1964 году. Аварийное здание закрыли в 2012 году, в 2016 году реконструировали.
Церабкооп (центральный рабочий кооператив) — магазин в старой части Кировского округа, по улице Профинтерна. «В 90-е магазин благополучно закрылся и полуразрушенное здание пустовало много лет. В 2012 году здание восстановили и магазин вновь стал работать», — рассказали в администрации Кировского округа.
Строительство мостов
Современному омичу уже сложно представить себе город без мостов через Иртыш. Однако до 1936 с левого берега на правый можно было попасть только на пароме, затем на южной окраине города построили понтонный мост. Как отмечает кандидат исторических наук Наталья Елизарова в своей статье, опубликованной на сайте мэрии Омска, он был неудобным и использовался в военные и послевоенные годы.
Строительство Ленинградского моста началось в 1954 году, ввели его в эксплуатацию в 1959 году. «Мост уже старенький. Его сейчас подали на капремонт. В этом году Комсомольский и Ленинградский обследуют, потом сделают проект», — рассказывал ранее главный инженер БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Алексей Попов. По его словам, ремонт планируют провести в 2018–2019 годах.
Одного моста через Иртыш было мало, чтобы активно строить новое жильё на левобережье. В 1978 году появился мост 60-летия ВЛКСМ, соединивший Кировский и Советский округа.
Многие омичи помнят, что по мосту у Телецентра раньше ходил трамвай № 10 («Ул. Стрельникова – Ул. Дергачёва») — маршрут закрыли в 2007 году. В июне прошлого года во время ремонта улицы Лукашевича трамвайные пути скрыли под слоем асфальта, а на некоторых поворотах демонтировали.
По данным сайта zamostovik.ru, необходимость в строительстве нового моста возникла, когда увеличилась нагрузка на Ленинградский и мост 60-летия ВЛКСМ. В это же время архитекторы разработали схему омского метро, включающую метромост. На градсовете будущий мост впервые обсуждали в 1990 году, а первую сваю забили в 1993 году. Из-за недостатка финансирования строительство шло медленно, мост сдали в 2005 году.
Бесконечная стройка
Кировский округ — самый большой по площади (129 кв. км), и он активно застраивается. «В 70-х годах на левобережье началось интенсивное строительство жилья, которое и определило на многие годы специфику округа», — рассказывает в статье, опубликованной на сайте администрации, кандидат исторических наук Наталья Елизарова. Сейчас одной из локаций, в которой активно продаются новостройки, аналитики называют район «Арены-Омск».
Перенос автовокзала и появление кинотеатра
Приезжающие в Омск туристы часто удивляются, что автовокзал находится далеко от ж/д вокзала. Но так было не всегда. «В 70-х [годах прошлого века] автовокзал был на проспекте Карла Маркса, 34, у цирка», –- рассказали в «Омскоблавтотрансе». В начале 80-х годов новое здание построили на левом берегу.
Примерно в это же время, в 1983 году, на улице Перелёта открылся кинотеатр «Иртыш» — один из старейших омских кинотеатров. Сегодня «Иртыш» — культурно-досуговый центр, где фильмы по-прежнему показывают, но чаще там проводят различные мероприятия. Сейчас на левобережье работают кинотеатры «Континент», «Маяк», «Атмосфера».
Левый берег как центр торговли
Практически любой омич, который живёт на правом берегу, хотя бы раз ездил за покупками в Кировский округ. Здесь, по данным окружной администрации, работают более 300 торговых объектов. В 2001 году здесь появился самый большой по площади (160 тысяч кв. м) торговый центр Омска — «Континент».
В 2006 году открылся «Маяк», в 2009 году — СТЦ «МЕГА», в 2010 году — Festival City. Интересно, что в 2014 году «Континент» и «МЕГУ» включили в топ-10 самых крупных торговых центров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, ранее НГС.ОМСК рассказывал о городке Нефтяников и сравнивал современные и старые снимки района.